Доклады о будущих и современных технологиях
АМОРТИЗАЦИЯ КОЛЕБАНИЙ
И. А. Сапожников, В. Н. Сидоров
Научный руководитель - В. Н. Сидоров, д-р техн. наук, профессор
Ярославский государственный технический университет
Амортизация (механика) - процесс гашения ударных нагрузок и колебаний. Колебания приводов вращательного движения на элементах его фиксации на рамах или кузовах, станинах автомобилей тракторов, дорожно-строительных машин могут возбуждаться всеми силовыми факторами, вызывающими неуравновешенность двигателя. Также может иметь место кинематическое возбуждение колебаний со стороны шасси при наезде транспортного средства на препятствие. Во втором случае колебания возникают в конструкции всей транспортной единицы. Здесь ограничимся изучением колебаний от неуравновешенных сил инерции их моментов, а также опрокидывающего момента.
Для уменьшения количества энергии, передаваемой от колеблющегося двигателя на экипаж и наоборот, ДВС виброизолируют от кузова (рамы) с помощью установки его на систему упругих элементов, называемую подвеской. Однако при этом возможно возрастание амплитуд колебаний самого двигателя до величин, нарушающих работоспособность его элементов и систем.
Таким образом, задача проектирования подвески может быть сформулирована следующим образом: минимизация количества энергии, которая передается системе двигатель - подвеска - экипаж при сохранении на практически приемлемом уровне амплитуд вибраций двигателя.
Анализ колебаний двигателя на подвеске принято проводить при следующих основных допущениях:
• двигатель (силовой агрегат) полагается абсолютно жестким (неде - формируемым) телом;
Рама (кузов) полагается абсолютно жесткой и имеющей бесконечно большую массу;
• начало системы координат совпадает с центром инерции силового агрегата, оси координат являются центральными.
Отсюда следует, что наибольшая амплитуда колебаний и максимум колебательной энергии, передаваемой на экипаж, достигаются при совпадении (резонансе) частот возмущающей силы и собственных колебаний системы. Для исключения резонанса необходимо либо не допускать работу двигателя с п=п0, либо понижать частоту собственных колебаний до выполнения отмеченного выше условия.