Добыча и обработка природного камня
Состав горно-капитальных работ и основные параметры вскрытия
При выборе способа вскрытия учитывают горно-геологические условия разрабатываемых месторождений и наличие пбдъ - емно-транспортвых средств. Наиболее благоприятными условиями обладают месторождения с минимальными объемами вскрышных пород, что имеет - место для большинства гранитных месторождений Украинской ССР (рис. 3.1). В условиях гори-
Стой местности сильно пересеченной долинами рек и ущельями для организации разработки месторождения зачастую не требуется специальных затрат на вскрытие.
Существующая практика добычи блочного камня показывает, что при расположении месторождения ниже уровня земной поверхности вскрытие производится преимущественно общими наклонными траншеями с подъемом не более 0,06—0,1 (табл. 3.1).
Возможно вскрытие месторождения природного камня крутыми траншеями с применением наклонных подъемников. Объем горно-капитальных работ при этом резко сокращается.
При расположении полезного ископаемого в непосредственной близости от земной поверхности возможно вскрытие без проведения капитальных траншей — бестраншейное вскрытие. В качестве подъемно-транспортного оборудования применяются кабель - и деррик-краны, самоходные клети.
Наиболее экономичным является бестраншейное вскрытие с применением кабель - или деррик-кранов. При таком вскрытии месторождения разработку можно начинать после установления крана.
Конфигурация месторождения, наличие систем трещин и ориентировка направления облегченного раскола камня учитывается при расположении траншей или кранов для данного варианта вскрытия. При вытянутой конфигурации месторождения крутые траншеи располагают посредине длинного борта карьера, что создает возможность работать на два крыла и обеспечивает равномерную добычу полезного ископаемого.
Выбор рационального способа вскрытия должен быть произведен на основе технико-экономического сравнения вариантов и принимается тот из них, который наиболее полно удовлетворяет основным техническим и экономическим требованиям.
Наиболее экономичным является бестраншейное вскрытие, при котором в качестве подъемно-транспортногр оборудования могут применяться кабель-краны и деррик-краны. При этом разработку месторождения можно. начинать сразу же после мон* тажа оборудования, т. к. никаких затрат на горно-капитальные работы не требуется.
В некоторых случаях целесообразно применять комбинированное вскрытие— крутыми траншеями, оборудованными подъемниками в сочетании с кранами, установленными на бортах карьера, как и при бестраншейном вскрытии, или наклонными траншеями в сочетании с автотранспортом и кранами, расположенными на борту карьера (рис. 3.2). При этом ширина выездных траншей и полутраншей в зависимости от типа применяемых автосамосвалов принимается по данным, приведенным ниже.
Таблица 3.1
Способы вскрытия месторождений блочного камня
Способ Вскрытия |
Г орно-геологические условия
Применяемые
Подъемно-транспортные
Средства
Краткая характеристика способа вскрытия
Электровозами, мотовозами I Комбинации первых двух видов вскрытия |
Без проведения вскрывающих выработок: есте
Ственное
Бестраншейное
Открытыми выработками: крутыми траншеями
Наклонными траншеями (простыми, тупиковыми, петлевыми и спиральными)
Комбинированный
Месторождение имеет естественное обнажение, позволяющее вести разработку без дополнительных работ по вскрытию Месторождение расположено ниже уровня земной поверхности; месторождение расположено выше нормального уровня земной поверхности Месторождение расположено ниже уровня земной поверхности. Месторождение расположено выше уровня земной поверхности
Месторождение расположено выше уровня земной поверхности
М есторождения, расположенные выше и ниже уровня земной поверхности и имеющие значительную протяженность
Стреловые самоходные краны в сочетании с автотранспортом или с откаткой по рельсовым путям
Кабельные краны стационарные или с подвижными башнями, деррик-краны
Наклонные подъемники, откатка с бесконечным канатом, одно-двух-конце
Вым канатом
Бремсберги, наклонные подъемники для спуска клетей С грузом Автотракторный транспорт, откатка по рельсовым путям с канатной или локомотивной тягой
Применяется на практике при наличии естественных обнажений, позволяет быстро разработать карьер без значительных капитальных затрат
Наиболее экономичный и производительный способ вскрытия месторождений штучного камня при соответствующих природных условиях, особенно при расположении месторождения выше поверхности земли
Применяется преимущественно для карьеров малой производственной мощности; пропускная способность подъемника ограничивает нормальную разработку карьера; необходимость внутрикарьерной откатки по рельсовым путям, усложняет и удорожает разработку
Применяется редко, так как затрудняет интенсивную разработку месторождения
Распространенный способ вскрытия, позволяющий применять в карьере экскаваторы, допускает выдачу из карьера блоков значительного веса. Наиболее экономичен при расположении месторождения выше нормального уровня земной поверхности %
Рнс. 3.2. Схема вскрытия и развития горных работ на Газганском мраморном месторождении (карьер № 4): / — деррик-кран;. 2 — автосамосвал; 3 — кран на пневмоходу; 4 — шпуры для отделения монолита; 5 — товарный блок |
Ширина (м) основания выездных траншей (в числителе) и полутраншей (в знаменателе) с учетом устройства канав и ограждающего вала
Порода Рыхлая Скальная
И мягкая
МАЭ-503Б, КрАЗ-256Б . . . . . ~16,5 14,0 БелАЗ-540 .......................................................... -15>5 БелАЗ-548 ...................................................... . ЛА |
Однополосное движение при транспорте:
TOC o "1-5" h z 16,6 15,5
18.0 15,5
18.0 16,5
19.5 17,5
19.5 18,5
Двухполосное движение при транспорте:
МАЗ-50ЭБ, КрАЗ-256Б......... 18>5 16>°
18.5 17,5
БелАЗ-540 ................ 21 >0 18>5
/ 21,0 19,5
БелАЗ-548 . ........................................................ 22>5 20>5
22.5 21,5
Минимальная ширина траншеи по низу зависит от параметров выемочно-транспортного оборудования, горнотехнических параметров и колеблется в интервале 12—16 м.
Ширина рабочей площадки
Шр. п — Ап~- П1~~ Пр-- Пп~~ Попв-- П2г (3*0
Где Ап — ширина отделяемого монолита, м; П 1 = 10 м — ширина полосы безопасности между нижней бровкой уступа и площадкой для раскалывания монолита; Яр= 10 м — ширина площадки для раскалывания монолитов и обкалывания блоков; Пп — ширина проезжей части (при двухполосном движении для БелАЗа - 540— У7П =10 м, для КрАЗа-256 и МАЭа-503Б — 8 м); Па—ши- , рина обочин (при двухполосном движении Я0=1,5 м); Пв — = 6-4-7 м — ширина полосы для расположения вспомогательного оборудования; #2 = 3 м ширина полосы безопасности до верхней бровки нижнего уступа.