Добыча и обработка природного камня
Особенности выемочно-погрузочных работ. Характеристика оборудования
Основной задачей производственных процессов на карьерах по выемке, погрузке и транспортированию является выдача из забоя блоков на погрузочный пункт промплощадки предприятия, некондиционных блоков, штыба и окола на дробильно-сор - тировочный завод, рыхлых вскрышных пород в отвал.
На выбор средств механизации выемочно-погрузочных работ оказывают влияние такие факторы, как наличие блоков большой массы, разнородность погружаемой продукции и горной массы, а также небольшая мощность карьеров.
Средства механизации выемочно-погрузочных работ неразрывно связаны со вскрытием месторождений, с системой разработки и организацией работ. Выемка и погрузка блоков, отходов камнедобычи, вскрышных пород на карьерах осуществляется автомобильными, гусеничными и пневмоколесными кранами, кабельными, мостовыми и дерриккранами, вилочными и одноковшовыми погрузчиками, ковшовыми экскаваторами, лебедками. Для транспортирования грузов применяются автосамосвалы, бортовые автомашины, трайлеры, наклонные подъемники с канатной тягой и платформы.
Годовой грузопоток Рт, как основной показатель, характеризующий технологический транспорт, может быть определен по формуле
Где рк — плотность камня, т/м3; рв, р—“плотность рыхлой вскрыши, т/м3; Т — число календарных дней в году; Траб — число рабочих дней в году; Б$ — фактическая блочность; рв. с — плотность скальной вскрыши, т/м3; &в. р — объемный коэффициент рыхлой вскрыш«; &в. с— объемный коэффициент скальной вскрыши; &в. п — коэффициент вспомогательных перевозок; Як — годовая производительность карьера по блокам, м8.
Как правило, в карьерах по добыче блоков имеет место рассредоточенный грузопоток. Вскрышные породы, с одной стороны,
Блоки, с другой, и некондиционная горная масса, с третьей стороны, вывозятся по различным транспортным коммуникациям. При производстве вскрышных работ и вывозке некондиционной горной массы используются широко применяемые в практике открытых горных работ выемочно-транспортные средства (экскаваторы с малой емкостью ковша, одноковшовые погрузчики, бульдозеры и колесные скреперы).
В карьерах по добыче блоков облицовочного камня наибольшее распространение получили следующие технологические схемы погрузочно-транспортных работ:
С нижней погрузкой на транспорт стреловыми и деррик-кранами;
С верхней погрузкой на транспорт или на промплощадку карьера стреловыми, мостовыми, кабельными и деррик-кранами; с верхней и нижней погрузкой кранами на автотранспорт. При расположении карьера ниже промплощадки целесообразно практиковать верхнюю погрузку, а для карьеров, расположенных выше господствующего уровня земной поверхности, более эффективной является нижняя погрузка.
Сменная эксплуатационная производительность стреловых кранов и деррик-кранов определяются по формуле
Зсм = 6002с£Исп&г/£ц, (6.2)
Где (5 — грузоподъемность крана, т; — продолжительность смены, ч; £Нсп — коэффициент использования крана в течение' смены; £г — коэффициент использования грузоподъемной силы крана;
Аг-<7б/0, ' (6.3)
Где <7б — масса блока, т; /ц— продолжительность цикла, мин;
' ~ ^1 + *3 Т и + Ь + и, (6-4)
T — продолжительность загрузки крана, и — продолжительность подъема груза, /3 продолжительность рабочего поворота крана, и— продолжительность опускания груза, ^ — продолжительность разгрузки крана, ^—продолжительность холостого поворота крана.
Для деррик-кранов продолжительность цикла может вычисляться по формуле
*ц = 4,55 + 0,11#р + 0,12Як, ‘ (6,5)
Где Яр — глубина разработки, м;/?к — радиус действия крана, м. При погрузке деррик-кранами должно обеспечиваться полное перекрытие рабочей зоны карьера, что требует шахматной расстановки деррик-кранов на нерабочих бортах карьера.
Шаг установки кранов при шахматной расстановке 5у — 1,15/?к-
Ширина рабочей зоны карьера ' № = 2,1Як. (6.7)
Для наиболее распространенных в практике стреловых кранов продолжительность цикла равна 4—6 мин, а их сменная
Производительность изменяется в пределах 40—70 м3.
На карьерах по добыче блоков облицовочного камня могут эффективно использоваться кабельные краны, сменная производительность которых может быть вычислена формуле
^СМ ~ (6-8)
Где Пц — число циклов в час;
Лц = 60//ц; (6.9)
= (6.10)
— продолжительность пауз, мин; — продолжительность выполнения рабочих операций, мин
2^ -- ^ Ч* ^зН - ^4 + ^7 + ^8> (6-11)
*1 — время загрузки крана; — время подъема груза; — продолжительность рабочего передвижения грузовой тележки; — продолжительность опускания груза, — продолжительность разгрузки крана; и — время холостого подъема грузовой тележки; *7 — время холостого передвижения грузовой тележки;
4 — время холостого опускания грузовой тележки.
Связь между продолжительностью (в мин) цикла и параметрами карьера может быть выражена зависимостью
Гц-4(8Яр + £к)/240, (6.12)
Где £к — длина пролета кабельного крана.
При использовании кабельных кранов отпадает необходимость в сети карьерных автодорог, сокращается рабочая зона карьера, повышается производительность труда и снижаются затраты на перемещение горной массы.
В карьерах, в которых добывают в основном малогабаритные блоки, эффективно могут использоваться мобильные высокопроизводительные пневмоколесные погрузчики.