Сбережения, инвестиции и финансовые рынки
Кругооборот, представленный на рисунке 1.1,— лишь первый шаг, предпринятый нами для изложения основных макроэкономических взаимозависимостей, связывающих семейные хозяйства и фирмы. Делая следующий шаг в этом направлении, мы включаем в сферу рассмотрения еще одно множество связей, предполагающее учет таких процессов, как сбережения, инвестиции и финансовые рынки. Эти связи отражены на рисунке 1.2. В целях упрощения как этой, так и последующих моделей кругооборота, мы заострили внимание лишь на тех денежных потоках, которые движутся против часовой стрелки. Соответствующие встречные потоки товаров и услуг на рисунке не показаны.
В условиях современной рыночной экономики величина ежегодных расходов семейных хозяйств в среднем как правило меньше величины их доходов. Та часть дохода семейного хозяйства, которая не идет на покупку товаров и услуг, а также на уплату налогов, носит название сбережений.
Наиболее распространенной формой сбережений является использование части дохода либо для создания накоплений в виде наличных денег или вкладов в сберегательных банках, либо для приобретения ценных бумаг. Однако, в США экономисты - профессионалы понимают накопление более широко. В частности, они считают, что выплата семейными хозяйствами долгов также относится к процессу накопления, поскольку выплачиваемые при погашении долга деньги не идут как на потребление, так и на уплату налогов.
Заметим, что не все семейные хозяйства относятся к категории сберегающих. Например, ряд молодых семейных хозяйств тратят существенно больше, чем зарабатывают, чтобы приобрести некие дорогие товары и услуги, такие, например, как жилье и образование. Эти покупки осуществляются за счет займов. Многие пожилые люди, находясь на пенсии, тратят больше, чем получают для того, чтобы обеспечить себе более высокий уровень
жизни. Эти расходы обеспечиваются за счет изъятия средств, накопленных в результате сделанных в прошлом сбережений. Однако отрицательная величина сбережений семейных хозяйств этого типа перекрывается положительной величиной сбережения семейных хозяйств, состоящих из лице высокими доходами и стабильной карьерой.
Если домашние хозяйства в среднем тратят в течение года меньше, чем зарабатывают, то деловые предприятия и фирмы в среднем каждый год тратят несколько больше, чем получают от продажи своих продуктов. Они поступают таким образом потому что, помимо платежей за ресурсы, фирмы должны осуществлять и инвестиции.
Инвестиции, совершаемые фирмами, состоят из двух компонентов. Первый из них — это инвестиции в основной капитал, то есть, приобретение вновь произведенных капитальных благ, таких, как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы, представляющие собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, и непроданных готовых товаров.
Сбережения, инвестиции и финансовые рынки в модели кругооборота
Когда к кругообороту добавляются сбережения и инвестиции, возникает два пути, по которым средства могут «путешествовать» от семейных хозяйств к рынкам продуктов. Один путь — прямой, осуществляемый посредством затрат на потребление. Другой путь — косвенный; по этому пути средства движутся «через» финансовые рынки, сбережения и инвестиции. На этой диаграмме не обозначены те потоки, которые направлены по часовой стрелке,— потоки товаров и услуг; показаны лишь потоки денежных средств.
Финансовые рынки (рынки денег)
Поскольку большинство сбережений совершается семейными хозяйствами, а большинство инвестиций осуществляется фирмами, то необходим некий набор механизмов, осуществляющий перемещение потоков денежных фондов от первых ко вторым. Именно эти механизмы создаются благодаря функционированию финансовых рынков. Финансовые рынки изображены в центре диаграммы кругооборота продуктов и доходов на рисунке 1.2, и именно они будут находиться в центре нашего внимания в этом пособии. Финансовые рынки состоят из множества разнообразных «каналов», по которым денежные средства «перетекают» от собственников сбережений к заемщикам. Эти каналы можно подразделить на две основные группы.
К первой группе относятся так называемые каналы прямого финансирования, то есть, такие каналы, по которым средства перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам.
Можно выделить две подгруппы способов прямого финансирования. Капитальным финансированием называется любое соглашение, по которому фирма получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на эту фирму. Наиболее известный пример,—• продажа
Корпорациями обыкновенных («простых») акций. Обыкновенная акция — это сертификат долевого участия в собственности корпорации, дающий его владельцу право на долю прибыли, получаемой этой корпорацией.
Еще одна подгруппа способов прямого финансирования — это финансирование путем получения займов (debt finance); к этой категории относится любое соглашение, согласно которому фирма получает денежные средства для осуществления инвестиций в обмен на обязательство выплатить эти средства в будущем с оговоренным процентом, причем права на долю собственности на фирму кредитор не получает. В этом случае широко известным примером является продажа облигаций, то есть, сертификатов, представляющих собой обязательства выплатить долг в течение определенного количества лет с процентом, причем сделать это в соответствии с заранее оговоренным графиком. Обыкновенные акции, облигации, а также некоторые другие финансовые инструменты обычно называются ценными бумагами.
В главе 3 рассматриваются некоторые рынки, на которых осуществляется покупка, продажа и перепродажа ценных бумаг как семейными хозяйствами, так и фирмами и деловыми предприятиями.
Вторая группа каналов финансового рынка — каналы так называемого косвенного финансирования. При косвенном финансировании средства, перемещающие от семейных хозяйств по направлению к фирмам, проходят через особые институты, к числу которых относятся, например, банки, взаимные фонды, а также страховые компании; эти организации называются финансовыми посредниками. О банках, относящихся на сегодняшний день к одной из наиболее важных категорий посредников, более подробно рассказывается в главах 4—7. Что же касается остальных финансовых посредников то их деятельность кратко рассматривается в главе 8.
Прямое финансирование — совокупность финансовых рыночных каналов, средства по которым перемещаются непосредственно от собственников сбережений к заемщикам.
Капитальное финансирование — любое соглашение, по которому фирма получает инвестиционные средства в обмен на предоставление права долевого участия в собственности на эту фирму.
Обыкновенная акция — сертификат долевого участия в собственности корпорации, дающий его владельцу право голоса при принятии управленческих решений, а также право на долю прибыли корпорации.
Финансирование путем получения займов
(febt finance) — любое соглашение, согласно которому фирма получает денежные средства для инвестиций в обмен на обязательство выплатить эти средства в будущем с процентом, но без предоставления кредитору прав на какую бы то ни было долю собственности фирмы.
Облигация — сертификат, представляющий собой обязательство выплатить денежный долг в течение определенного периода времени (обычно за несколько лет) с оговоренным процентом, а также в соответствии с заранее определенным графиком.
Ценные бумаги — общий термин для обозначения обыкновенных акций, облигаций и некоторых других финансовых инструментов, продаваемых и покупаемых на финансовых рынках.
Косвенное финансирование — совокупность финансовых рыночных каналов, по которым денежные средства перемещаются в направлении от семейных хозяйств к фирмам через финансовых посредников.
Финансовые посредники — совокупность финансовых фирм, таких, например, как банки, взаимные и пенсионные фонды, а также страховые компании, чьи функции заключаются в аккумулировании денежных средств семейных хозяйств и последующем предоставлении этих средств в распоряжении фирм (на коммерческой основе — прим. пер.)
Модель кругооборота с учетом роли государственного сектора
На диаграмме кругооборота показаны три способа связи правительства с экономической системой. Первый способ — связь через т. н. чистые налоги (разность налогов и трансфертных платежей), которые движутся от семейных хозяйств к правительству. Второй способ — государственные закупки, в результате которых средства перемещаются от правительства на рынки продуктов. Если государственные закупки превосхЬдят по величине чистые налоги (то есть, если возникает бюджетный дефицит), то правительство вынуждено брать займы на финансовых рынках. Эта ситуация. представлена на диаграмме. Если чистые налоги превосходят по величине государственные закупки, то объем платежей по прошлым долгам правительства будет превосходить объем новых займов; в результате образуется чистый поток средств от правительства к финансовым рынкам. Этот случай на диаграмме не представлен.
Следует обратить внимание на то, что на этом рисунке не показан прямой поток налогов, выплачиваемых фирмами правительству, (т. е. поступающих в госбюджет), хотя на практике фирмы платят налог с прибыли, а также целый ряд других налогов. Для простоты, в нашей модели диаграмма построена так, как если бы все фирмы сначала выплачивали свои прибыли тем семейным хозяйствам, которые являются их собственниками, а уж потом собственники фирм, в свою очередь, платили бы правительству налоги с этих прибылей.
Суммарные государственные расходы1 делятся на две категории. Мы уже использовали одну из этих категорий, а именено трансфертные платежи, при расчете чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками товаров и услуг, или просто государственными закупками. В нее входят платежи государства в лице правительства за все приобретенные им товары и услуги, а также заработная плата всех государственных служащих. Таким образом, термин государственные расходы может быть формально определен, как сумма государственных закупок и трансфертных платежей.
Обратите внимание, что все государственные закупки показаны на рис. 1.3. стрелкой, направленной от правительства к рынкам продуктов, откуда эти денежные средства перетекают к фирмам, а затем, уже через рынки ре-
В западной экономической литературе термин «государство» практически не употребляется. В русскоязычной экономической литературе этот термин, как известно, используется очень широко; на наш взгляд он более точно отражает реальную сущность таких явлений, как государственные расходы, государственные закупки, государственный долг.— прим. ред.
Сурсов,— к семейным хозяйствам. Здесь как и при рассмотрении движения налоговых поступлений, нами в модели сделано известное упрощение. В реальной действительности та часть государственных закупок, которая представлена жалованием (окладами) государственных служащих, минует в своем движении рынки продуктов, а также минует сектор, реально представленный фирмами, непосредственно двигаясь «из» государственного сектора по направлению к рынкам трудовых ресурсов, и, далее, попадая в сектор «семейные хозяйства».
Последний способ связи государства в лице правительства со всей «остальной» экономической системой — государственные займы, осуществляемые на финансовых рынках. Государственные расходы не всегда в точности уравновешиваются налоговыми поступлениями. В США совокупность многоуровневых институтов, представляющих «объединенный» государственный сектор экономики, почти всегда расходует больше средств, чем получает. Образующийся в результате бюджетный дефицит покрывается за счет займов, осуществляемых на финансовых рынках. Как подробно объяснено в главе 3, эти займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций W других ценных бумаг как финансовым посредникам, так и непосредственно семейным хозяйствам.
Конечно, может случиться так, что в государственном бюджете образуется избыток (превышение) налогоЬых поступлений над расходами. В США последний раз такая ситуация имела место в 1979 году. Когда образуется избыток государственного бюджета, то этот избыток используется для погашения сделанных в прошлом государственных займов. В этом случае правительство становится «чистым» поставщиком денежных средств на финансовые рынки, и стрелка на рисунке 1.3 должна быть обращена в противоположном направлении.
Влияние государства в лице правительства на кругооборот: предварительные выводы
Используя связи, отображенные на рисунке 1.3, правительство может оказывать значительное влияние на основные элементы кругооборота доходов и продуктов. Оно может различными действиями влиять на величину номинального национального дохода, а также на ту степень, в которой изменения номинального дохода и продукта принимают форму изменений реальных величин или изменений уровня цен. Эти аспекты государственной экономической политики будут более подробно рассмотрены в последующих главах, но представляется необходимым дать здесь предварительный обзор этой темы.
Одним из источников государственного влияния на процесс кругооборота является фискальная (налогово-бюджетная) политика, то есть, политика, относящаяся к налогам и государственным расходам. Увеличивая чистые налоги, правительство может увеличить и объемы денежных средств, изымаемых у семейных хозяйств. Семейные хозяйства, в свою очередь, в этой ситуации вынуждены урезать либо сбережения, либо расходы на потребление, либо производить как то, так и другое. В любом случае результатом будет уменьшение национального продукта. Это может произойти как непосредственно, т. е. через сокращение доходов, получаемых фирмами от продажи потребительских товаров, так и косвенно, ввиду уменьшения объемов сбережений, а, следовательно, и объемов инвестиционных средств, которые фирмы смогут потратить на приобретение капитальных благ.
Снижение чистых налогов стимулирует как рост сбережений, так и рост потребления, таким образом положительно влияя на рост национального продукта.
Мероприятия, проводимые в рамках налогово-бюджетной (фискальной) политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.
В последующих главах результаты налогово-бюджетной (фискальной) политики правительства, могут также принимать форму изменения объемов государственных закупок. Рост государственных закупок стимулирует рост национального продукта, поскольку в результате растут доходы фирм от продажи товаров и услуг государству; также растут и доходы семейных хозяйств, если увеличивается заработная плата рабочих, занятых в государственном секторе или растет количество занятых в нем. Снижение же объемов государственных закупок оказывает на национальный продукт противоположный эффект.
В последующих главах результаты налогово-бюджетной (фискальной) политики будут рассмотрены более подробно; однако, еще большее внимание мы уделим рассмотрению второго средства государственного воздействия на кругооборот. Этот источник — денежно-кредитная политика1. В это понятие включаются все действия прави-
' Нередко ее называют монетарной или денежной — прим. пер.
Тельства, влияющие на количество денег, находящихся в обращении. Механизмы, позволяющие правительству вли ять на денежную массу, станут вам более понятны после того, как мы объясним природу банковской системы» воздействие на нее Федеральной Резервной Системы.
При рассмотрении уравнения обмена MV = Ру, мы уже отметили, что изменение количества денег, находящие ся в обращении, должно, согласно внутренней логике уравнения, повлиять по меньшей мере на одну, а, возможно и на большее число оставшихся переменных: на скорость обращения денег, на уровень цен, или на реальный национальный продукт.
В главах 11—20 мы детально рассмотрим сущность воздействия изменений количества денег, находящихся і обращении на эти три переменные. Как будет нам показано, рост денежной массы на краткосрочных временны) интервалах, как правило, приводит к росту реального национального продукта и росту уровня цен, а также к сни жению скорости обращения денег. На долгосрочных временных интервалах рост количества денег, находящихся! обращении, приводит обычно к росту уровня цен, не оказывая сколько-нибудь продолжительного воздействия ні реальный национальный продукт или скорость обращения денег. Краткосрочный и долгосрочный эффекты сокрэ щения денежной массы противоположны соответствующим эффектам ее роста (расширения).