«Кто сказал! Кто сделал!» АЛЕКСАНДР ГАМИЛЬТОН, 1755-1805
Среди отцов — основателей Соединенных Штатов Александр Гамильтон был ведущей фигурой в сфере финансов и банковского дела. Он был также одним из первых сторонников развития системы коммерческих банков. Именно он написал чартер для «Банка Нью-Йорка», который одним из первых получил чартер от правительства штата. В основу этого чартера А. Гамильтон положил чартер «Банка Англии». Он также написал двадцатилетний чартер для «Банка Соединенных Штатов», который и был выдан банку Конгрессом США в 1791 г., хотя в 1811 г. Конгресс и отказался продлить действие чартера. Александр Гамильтон, кроме того, ввел в американское банковское законодательство принцип, согласно которому банк должен был держать часть стоимости выпускаемых им банкнот в резервах.
Г амильтон приобрел широкую известность, заняв в 1789 г. пост министра финансов США, на котором он работал до 1795 г. Находясь на посту министра финансов, он написал известный трактат под названием «Первый отчет об общественном кредите» (First Report on the Public Credit). В этом документе Гамильтон выступил в защиту полной выплаты внутреннего и внешнего долга нового правительства, за признание долгов периода войны, связанных с убытками, нанесенными отдельными штатами, а также за создание системы налогообложения, которая создала бы возможности для погашения этих обязательств. Эта позиция сразу увеличила кредитные возможности Соединенных Штатов как внутри страны, так и за ее пределами. Заслуги Гамильтона признаются и сегодня. Его портрет помещен на лицевой стороне десятидолларовой банкноты, а на обратной стороне помещено изображение здания Министерства финансов США.
Кам в состоянии увеличить как число банковских услуг, предоставляемых обществу, так и усилить конкуренцию в банковской сфере.
В наши дни заявки на открытие новых банков как и прежде подвергаются серьезной экспертизе с целью определения экономической безопасности и целесообразности их открытия, однако ограничения ослабли настолько, что позволяют сотням новых банков выходить на рынок, (см. 4.1 «Из практики банковского дела»).
Банки-члены ФРС и банки-нечлены ФРС
Коммерческий банк, обратившийся с просьбой о приеме в Федеральную Резервную Систему и допущенный к членству в ней, становится банком-членом ФРС. По закону все национальные банки должны вступать в Федеральную Резервную Систему. Штатные банки могут вступить в систему по желанию и если они соответствуют требованиям, предъявляемым Федеральной Резервной Системой к банка-членам. Сейчас около 10% банков штатов являются банками-членами ФРС. На долю банков-членов приходится только 40% общего числа коммерческих банков, однако их доля в общем объеме активов коммерческих банков значительно больше. Как следует из данных рис. 4.1, с 1950 по 1980 гг. число банков-членов ФРС сократилось с 6870 до 5422, а число банков-нечленов выросло с 7251 до 9414. Для борьбы с этой тенденцией Конгресс США принял Закон о дерегулировании депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением 1980 года (Depository Institions Deregulation and Monetary Control Act о11980). В табл. 4.1 приводятся основные положения этого закона.
Новый закон устранил основной стимул, побуждавший банки оставаться за пределами Федеральной Резервной Системы — более низкие требования к банковским резервам. После завершения периода ввода закона в действие, который закончился в 1987 г., все депозитные учреждения США должны держать одинаковый процент своих текущих (чековых) депозитов и наличных срочных депозитов в резервах либо в форме наличности в расходной кассе, либо в форме депозитов в федеральных резервных банках, либо на специальном депозите типа «pass through» в банке или в Федеральном банке кредитования жилищного строительства (Federal Home Loan Bank). В число депозитных учреждений, подпадающих под юрисдикцию этого закона, входят коммерческие банки, взаимносберегательные банки, сберегательные и ссудные ассоциации, кредитные союзы, агентские конторы и отделения иностранных банков, корпорации, созданные в соответствии с законом Эджа (специализированные отделения банков США, наделенные правом ведения внешних операций). Из данных, приведенных на рис. 4.1, явствует, что с 1980 г. численность банков-членов возросла, а численность банков-нечленов соответственно сократилась.
До принятия закона 1980 года требования к резервам для банков-нечленов ФРС значительно отличались друг от друга в разных штатах, оставаясь тем не менее на уровне низком, чем тот, что считался обязательным для банков-членов (Alton Gilbert and Jean M. Lovati, «Bank Requirements and Their Enforcement: A Comparison across States», Federal Reserve Bank of St. Louis Review (March 1978), pp. 22-31). Кроме этого, в ряде штатов банкам-нечленам ФРС разрешалось считать депозиты в других коммерческих банках, средства, вложенные в ценные бумаги правительства США, а также неинкассированные денежные суммы резервами банка. Более того, во многих штатах банки-нечлены ФРС не обязаны представлять регулярные отчеты о своей финансовой деятельности, необходимые для исчисления их резервов. От них требуется лишь иметь в банке надлежащим образом составленные регистрационные записи, которые могли бы дать возможность ревизорам из штатных банков произвести ревизию. Что же касается банков-членов, то им теперь придется подчиниться требованию один раз в две недели вести учет резервам.
Закон о дерегулированные депозитных учреждений и о контроле за денежным обращением от 1980 года.
Приняв этот закон, Конгресс США принял тем самым наиболее важный за последние 50 лет законодательный акт, регулирующий банковское дело. Вот его основные положения:
1. Законом установлены единые требования к резервам для всех депозитных учреждений. Тем самым устранено главное различие между банками-членами ФРС и банками-нечленами, а также ссудо-сберегательными учреждениями, находящимися под контролем Федеральной Резервной Системы.
2. Закон отменяет требования к резервам для личных сбережений и срочных депозитов, а также для неличных срочных депозитов срочностью полтора года и более.
3. Закон уменьшает показатель обязательной нормы резервного покрытия с пяти до двух.
4. Закон вменяет в обязанность Федеральным резервным банкам брать плату с банков за осуществление операций по чековому клирингу, за услуги, связанные с обращением валюты и монет, за переводы денег со счета на счет по телеграфу, за услуги, связанные с хранением ценных бумаг и за ряд других услуг.
5. Закон дает право всем депозитным учреждениям получать заем в Федеральных резервных банках.
6. Закон отменяет потолок нормы процента по банковским депозитам сроком на шесть лет.
7. Закон увеличивает минимальный объем депозитов, подлежащих страхованию Федеральной корпорацией по страхованию депозитов с 40000 долл. до 100000 долл.
Источник: «Public Law 96-211, March 31, 1980», in U. S. Statuses at Large, Vol. 94, Part 1 (96th Cong., 2nd sess., 1980), pp. 132-193.
Табл. 4.1