Технические приложения обобщенного принципа автобалапсировки
13.2.1. Групповые фундаменты под неуравновешенные машины. В последние годы все большее распространение получают единые (групповые) фундаменты под несколько однотипных неуравповешепных машин, которые жестко связаны с фупдаментом и приводятся от двигателей асинхронного типа. Гасчет таких фундаментов основывается, как правило, на допущении, что фазы неуравновешенных спл, развиваемых машинами, носят случайный характер, и поэтому влияния неуравновешенностей отдельных машип в определенной степени взаимно компенсируются [198]. Между тем известны случаи, когда, вопреки ожиданиям, возникала синхронная и синфазная работа машин, что приводило к аварийным состояниям. С точки зрения изложенных выше закономерностей самосинхронизации вибровозбудителей такпе ситуации понятны: при определенных условиях машины обнаруживают тенденцию к синхронному вращению, причем не со случайным, а вполне определенным соотношением фаз. При этом в однпх случаях фазы могут оказаться близкими или совпадающими (именно такой случай, по-видимому, имел место при упомянутых аварийных ситуациях), а в других — такими, что влияние неуравновешенностей взаимно компенсируется.
Изложенные выше результаты теории синхронизации позволяют подойти к вопросу о том, в каких случаях вибрационная связь между машинами слаба, так что их самосинхронизация практически маловероятна, и поэтому можно пользоваться обычными рекомендациями по расчету групповых фундаментов, и когда, напротив, вибра - ционпая связь сильна и необходимо считаться с возможностью самосинхронизации. В последнем случае фундамент и устаповку машин на пем следует проектировать так, чтобы происходила взаимная компенсация, а не усиление влияния неуравновешенностей.
Ориентировочные рекомендации этого рода, основанные на изложенном в п. 12.3.4 и 14.1, приведены в табл. 3, представляющей собой соответствующим образом дополненную табл. 2 (с. 152); приводимая таблица предложена в работе [39].
Таблица 3 Ориентпровочпые рекомендации по учету явлепия самосинхронизации прп проектировании групповых фундаментов под неуравновешенные машины Интервалы значений коэффициента
|
В этой таблице кш — введенный в п. 12.3.4 коэффициент, характеризующий относительную силу вибрационной связи. Как отмечалось, случаю очень слабой вибрационной связи ка < 0,01 соответствует вероятность самосинхронизации, меньшая 10%, а случаю очень сильной связи кш > 0,2 — более 90% (см. табл. 2).
Как и раиее, в табл. 3 со — синхронная угловая скорость (частота), которую можпо считать совпадающей с помппальнон скоростью пратцеппя валов машпп; ртш и Ртах — соответственно наименьшая и наибольшая частоты свободных колебаний фундамента с машинами. Знак «—» указывает, что расчет рекомендуется производить без учета вибрационной связи, знак «+» указывает, что эту связь необходимо учитывать, а знак «— +» указывает, что расчет можно производить без учета вибрационной связи, однако он может дать сильно завышенные значения амплитуд колебаний. Буквами «О» и «У» в табл. 3 отмечены случаи, когда при наступлении самосинхронизации эффекты от действия отдольпых неуравновешенностей соответственно ослабляются или усиливаются, причем усиление или ослабление понимается в смысле величины среднего за период значения кинетической энергии колебаний фундамента. Благодаря эффекту взаимного уравновешивания возбудителей, установленных на мягко виброизолированпом твердом теле, ослабление колебаний в указанном смысле будет иметь место в случае «мягкой» установки фундамента на основании (ш > рта5). При этом в случае возможности такой фазировки валов в синхронном движении, прп которой имеет место полное взаимное уравновешивание (так называемая компенсирующая фазировка), машины будут обнаруживать тенденцию именпо к такому полному взаимному уравновешиванию.
Из сказанного следует, в частности, вывод о том, что при проектировании групповых фундаментов под неуравновешенные машипы следует стремиться к тому, чтобы машины в принципе могли взаимно уравновешиваться при синхронном движении и чтобы установка фундамента на основание была мягкой.
Более подробные сведения о расчете и проектировании групповых фундаментов под неуравновешенные машины с учетом явления самосинхронизации можно найти в работах [35, 39, 42].
13.2.2. Автобаланснры. Компенсация заданного динамического воздействия. Одна из возможных конструктивных форм балансира для автоматической компенсации де - баланса вращающихся дисков схематически представлена на рпс. 14.1, е. На гибком вращающемся валу закреплен диск, центр масс которого С не лежит на оси вала АОВ. Дпск имеет залитую маслом цилиндрическую или тороидальную полость, ось которой совпадает с касательной к оси вала в точке крепления диска О. В полость помещены два шарика, которые прп определенных услови - 12* 179
ях располагаются во вращающемся диске таким образом, что компенсируют дебаланс диска и тем самым устраняют колебания вала и передачу динамических нагрузок на его опоры.
В иных конструктивных вариантах автобалансира вместо полости в диске и шариков имеются либо кольца, надетые на вал с большим зазором, либо рычажки, один из концов которых связан со свободно поворачивающейся на валу втулкой, а другой несет неуравновешенный груз.
Оппсанпые автобалансиры были изобретены Е. Сир - лем [170, 172, 255, 256] и находят применение в машинах типа центрифуг; они особенно эффективны в случаях, когда дебаланс ротора может несколько изменяться в процессе работы машипы.
Исследование динамики автобалансира, выполненное различными методами, приводит к выводу, полностью согласующемуся с обобщенным принципом автобалансиров - кп: шарики занимают в диске устойчивое (компенсирующее) положение в закритической области частот вращения вала (о > Рте. т. В случае вала с распределенными параметрами, как отмечалось выше, частотные диапазоны, где происходит компенсация неуравновешенности, чередуются с диапазонами, где имеет место усиление колебаний.
Наиболее полно динамика автобалансира рассмотрена в работе [90]; исследование, основанное на использовании результатов теории самосинхронизации вращающихся тел, приведено в книгах [35, 42].
Явление самосинхронизации роторов и обобщенный принцип автобалапсировки могут быть использованы и для решения задачи компенсации заданного динамического воздействия на твердое тело. Частный случай задачи представлен на рис. 14.1, и, 2: па мягко виброизоли - ровапное тело действует гармоническая вынуждающая сила F sin at-, необходимо обеспечить компенсацию этой силы с тем, чтобы тело оставалось практически неподвижным. Как следует из теории синхронизации дебалансных вибровозбудителей, решение вадачи может быть достигнуто размещением на теле двух одинаковых симметрично расположенных неуравновешенных роторов, вращающихся в противоположных направлениях и развивающих неуравновешенные силы F/2. Согласно распространяющемуся и на данную систему обобщенному принципу автобалансировки, устойчивой является компенсирующая фази - ровна роторов, показаппая на рисунке. Ситуация здесь во многом аналогична той, которая имеет место в случае нвтобаланснра.
Я. Г. Пановко обратил внпмапие автора на то, что шшсанное решение задачи представляет собой альтернативу дорогостоящему методу активной вибропзоляции, при котором компенсирующее воздействие отрабатывается специальными относительно сложными устройствами. Исследование системы, изображенной на рис. 14.1, и, 2, без использования результатов теории самосинхронизации выполнено в работе [9].