Эффект вибрационного перемещения в технике, технологии и в природе
4.3.1. Вибрационные транспортеры, питатели и дозаторы. Существенная особенность вибрационных транспортирующих машин состоит в том, что перемещение грузов в них осуществляется не в результате их совместного движения с рабочим (грузонесущим) органом, а вследствие впбрации последнего. Таким рабочим органом обычно служит труба или лоток, которым тем или иным способом сообщаются поступательные колебания. Наиболее часто — как относительно просто реализуемые — используются прямолинейные гармонические колебания, траектории которых наклонены к оси трубы или лотка под некоторым острым углом; это соответствует случаю, представленному па рис. 4.1, а, II.
На рис. 4.2, а приведен схематический рпгупок виб- рациоппого конвейера с рабочим органом в виде круглой трубы. Сыпучий материал г ' 1
при наибольшей производительности заполпяет лишь 0,5—
Рис. 4.2. Вибрационные конвеПеры для транспортирования сыпучих грузов, приводимые от двух самоспнхронизирующихся вибровозСудителей [35, 42]: а) для транспортирования грузов в горизонтальном или слабо наклонном направлении; б) для транспортировании грузов в вертикальном направлении (о явлении самосинхронизации см. п. 12) |
0,6 поперечного сечеттия трубы,
ибо,' как нетрудно попять, прижатое к верхней внутренней части трубы тело транспортируется не вперед, а назад. Рабочие органы в форме лотков лишены этого недостатка. Такие конвейеры предназначены для подачи материала в горизонтальном или слабо наклонном направлении (практически — примерно до 20°).
На рис. 4,2, б показаны вибрационные конвейеры, предназначенные для подачи материала вертикально вверх (иногда — вниз). Транспортирующим органом в этом случае является лоток с винтовой осью, которому сообщаются также винтовые гармонические колебания, траектории которых расположены под углом к поверхности лотка (характер вибрации каждой точки поверхности лотка такой же, как у нижней части трубы конвейера, изображенного на рис. 4.2, а).
Из особенностей вибрационпого способа транспортирования вытекают его следующие важные достоинства.
1. Транспортирующие органы вибрационных конвейеров легко герметизируются, что особенно важно при транспортировании пылящих и токсичных материалов; они сравнительно легко приспосабливаются и для транспортировки горячих материалов. Все это позволяет значительно улучшить условия труда на ряде производств.
2. Изпос рабочего органа вибрационных конвейеров при правильном выборе режима вибрации весьма невелик, даже в случае перемещения высокоабразивпых грузов. В связи с этим путем использования специальных покрытий легко обеспечивается также перемещение агрессивных материалов.
3. Производительность вибрационных транспортирующих машин легко изменяется на ходу от нуля до максимума, например, путем изменения амплитуды вибрации, что особенно просто осуществляется при использовании электромагнитного привода. Это позволяет эффективно применять их в автоматизированных технологических линиях, а также в случаях, когда необходима дозированная или легко регулируемая подача материала. Легко решается и задача реверсирования, т. е. изменения направления подачи материала. Для этого достаточно, например, установить на трубе или на винтовом лотке два дополнительных вибровозбудителя с соответствующим образом ориентированными осями.
4. В вибрационных конвейерах процесс транспортирования удачно сочетается с рядом технологических операций, таких как просеивание, сушка, разделение частиц сыпучего материала по их различным свойствам, интенсификация химических реакций и биологических процессов и т. п.
Существует и ряд других достоинств — малая энергоемкость, отсутствие трущихся п быстропзнашивающих - ся деталей, безопасность эксплуатации. Конструкции
большинства типов вибрационных конвейеров являются практически полностью уравновешенными, они не требуют устройства фупдаментов и могут быть без особых опасений установлены на верхних этажах зданий.
Вместе с тем следует иметь в виду, что реальная максимальная производительность впбрациоппых копвейеров относительно невелика — опа обычно пе превышает 200 т/ч для горизонтальных и 100 т/ч для вертикальных, хотя имеются отдельные проекты, рассчитанные и на большую производительность. Вибрационные питатели обеспечивают производительность до 3000 т/ч. Сравнительно невелика и рациональная длииа вибрационных конвейерных линий (порядка 50—100 м). Скорости транспортирования обычно составляет 30—60 см/с.
Рассмотренные машины уже получили широкое распространение на ряде производств (см., например, [13, 56; 59—61, т. 4; 73, 104, 180, 207]). Вместе с тем не иссякает поток новых идей и предложений по развитию вибрационных транспортирующих устройств. Остановимся вкратце на некоторых из них, представляющихся принципиально интересными.
Устройство, изображенное на рис. 4.3, а слева, предложено Р. М. Брумбергом [53]. Вибрирующий орган выполнен в виде трубы, которой сообщаются продольные и поперечные колебания, причем частота продольных колебаний вдвое больше частоты поперечных колебаний оз. При надлежащей фазировке колебаний продольная сила инерции, действующая на груз в его относительном движении, направлена вверх как раз в те промежутки времени, когда груз меньше всего прижат к стенкам трубы действием поперечпой силы инерции. В промежутки времени, когда продольная сила инерции направлена вниз, груз наиболее сильно прижат к стенкам трубы. В результате и возникает вибрационная сила V, обеспечивающая паправлепное движение вверх, т. е. против действия силы тяжести. Картина, видимая при этом наблюдателем V, изображена на рис. 4.3, а справа. Используемая в данном устройстве асимметрия соответствует представленной на рис. 4.1, а, II с той, однако, разницей, что тело контактирует не с одной, а с двумя вибрирующими поверхностями. Формулы и графики для определения вибрационной силы и скорости подъема груза приведены в т. 4 справочника [61].
Устройство, схематически показанное на рис. 4.3, б слева, также может быть использовано для перемещения
грузов вертикальпо пли под зпачптелышм наклопом вверх. Это устройство, предложенное И. II. Шашковым [234], представляет собой трубу пли лоток, двум одинаковым симметрично расположенным половинкам которого сообщаются вибрации одинаковой частоты со, синфазные в продольном и противофазные в поперечном направлениях; в частности, траектории колебаний могут
представлять собой окружности, как это изображено на рисунке. При взаимном сближении половинок транспортирующего органа они одновременно движутся вверх, приподнимая груз, а при отдалении движутся вниз, предоставляя ему свободно падать. Нетрудно понять, что и в этом случае возникает вибрационная сила, которая при определенных условиях будет большей, чем сила тяжести, в результате чего груз станет подниматься вверх.