Этапы проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ
Проектирование качественного программного обеспечения интерфейса человек —ЭВМ не является жестким, статическим процессом. Характер и содержание каждого интерфейса варьируются в соответствии с конкретной областью его использования, и в группах разработчиков часто вместе эффективно работают специалисты по эргономике и вычислительной технике. В дополнение к этому разработка программного обеспечения
интерфейса обычно является итеративной по своей природе и последовательно выполняется в несколько шагов. Так, авторы Работы [123] описали подход к проектированию программного обеспечения интерфейсов по принципу сверху — вииз, который включает сбор данных, создание проекта, построение прототипа, оценку эффективности системы и итоговое конструирование. Однако их системный подход с использованием 93 принципов допускает возвраты в процессе проектирования системи И построения прототипа.
ЭТАП} ЭТАП г ЗТАП З
I--------- 1 |
Предварительное проектирование Формативное оценивание Итоговое оценивание
I |
.Характеристика проекти Руемою интерфейса I
Создание рабочею преерам- |
Быстрое мане - Тиоование Т |
Анализ задач и функций | Интерфейса
Ї |
ЇОриентация На пользователя
Интерфейсы определяе - мые пользователем
Тесты для оценки качества | Интерфейсов |
Основные принципы Проектирования
Проверка приемлемости Lj Оля пользователя
Формальное планирование и Проведение экспериментов
Структурированные тех - Ничесние разосры
Рис. 2.Г. Блок-схема трех этапов проектирования программного интерфейса человек — ЭВМ.
На рис. 2.1 изображена обобщенная блок-схема процесса проектирования программного обеспечения интерфейса человек— ЭВМ, проводимого в итеративном режиме. Показаны три основных этапа процесса. Этап I является начальной стадией проектирования, на которой определяется спецификация разрабатываемого программного обеспечения интерфейса. На этапе 2 оцениваются результаты предыдущей работы. Оценки используются для последующего итеративного улучшения программного обеспечения, как показано штриховой линией на рис. 2.1. Качество программного обеспечения, получившегося в результате этих итераций, подвергается оценке на этапе 3. Оно может послужить основой для определения дополнительных эргономических принципов разработки программного
Этап 1
Предварительное проектирование
I------
Рис. 2.2. Этап I. Процедуры предварительного проектировании. |
Обеспечения, как условно отображено с помощью контура обратной связи.
Изображенные на рис. 2.1 два этапа оценивания напоминают процедуры параллельного проектирования, используемые в других применениях эргономики. Например, аналогичной процессу проектирования программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ может считаться разработка различных обучающих систем. В этом случае оценивание в процессе проектирования также выполняется в два этапа [160]. Первый этап — формативное оценивание — предусматривает получение и учет разработчиком мнения пользователя при неоднократной итерационной корректировке принимаемых решений. Второй этап, называемый итоговым оцениванием, применяется для проверки правильного функционирования окончательного вариантаї системы.
Несмотря на то что итеративный характер процесса является типичным для многих задач эргономического конструирования, некоторые методы и приемы оказываются специфическими для задач разработки программного обеспечения. Во многих случаях необходимо создавать новый инструментарий для эффективного использования процедуры итеративного проектирования. В последующих разделах изложены детали, связанные со спецификой методов эргономики, которые могуг быть использованы на трех этапах итеративного процесса разработки программного обеспечения. Внимание читателя акцентируется на обобщении разнообразия способов и методов, проектирования, в конечном итоге приводящих к созданию качественного программного обеспечения интерфейса человек — ЭВМ.