ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Закон постоянного полного потока
Масштаб моментов не зависит от частоты:
Первичное напряжение на выводах статора (или «внутренняя» ЭДС инвертора, если его активное сопротивление добавить к сопротивлению статора) имеет геометрическим местом, при каждом значении частоты, свою собственную окружность (рис. 2.7):
P»=0'* + V». Очевидно, эта окружность hrt повторяет окружность тока, построенную в соответствующем масштабе напряжений у конца вектора внутреннего напряжения О'. С изменением частоты она будет перемещаться параллельно самой себе и окружности токов. Чтобы не перемещать эти окружности, можно построить одну окружность для всех частот у основания вектора напряжений U', развернув ее на 180°. Эта окружность определит векторы падения напряжения 1'іГі с обратным знаком, а вектор напряжения на выводах представится отрезком между концами векторов: О', пропорционального частоте, и /іп, не зависящего от частоты.
Распределение на окружностях Д и /іГі точек абсолютного скольжения (3 находится совершенно так же, как и на окружности тока.
Геометрическими местами постоянного абсолютного скольжения для напряжения на выводах О будут прямые.
О— £^ном а+/"і/і(Р).
Это следует непосредственно из уравнения (2.4), так как ток есть функция только одного параметра абсолютного скольжения р.
Уравнения основных прямых напряжения при p=const: напряжение идеального холостого хода
(2.7) (2.8) |
Uo—-ІОГ1+ U ііомЯ,
напряжение идеального короткого замыкания
UjK:=IjKrі + О HOlrfCl,
вектор центра окружности напряжения
pU = rtpc + p’mMa.
Эти уравнения определяют и распределение па прямых точек параметра частоты а. Пользуясь двумя прямыми (2.7) и (2.8), легко построить окружность напряжения для любого значения частоты.
Уравнение момента в зависимости от абсолютного скольжения р можно получить из общего уравнения (1.20), положив в нем rt—0. Тогда <7=0 и
(2.9) |
2
М = Мтах Р/Р^р + ркр/р -
Выражение для максимального момента получим с учетом обозначений (1.10), подставив U'цом вместо С/ВоМ,
М, |
1max |
xi О + х) + хГ2 (1 + ті) - ^ ^
Важно, что в рассматриваемом режиме максимальный ломент не зависит от частоты благодаря компенсации падения напряжения ІіГі.
Критическое значение параметра абсолютного скольже - шя Ркр получим из (1.19), подставив ri=0:
г'гУ +1.)
(2.11) |
8 --
Ркр *i(l +Т2) +х'г
Критическое значение скольжения sKp изменяется обратно пропорционально частоте статора:
S'Stp—Рир/<Х. 0,2 0,4 0,В 0,8 1,0/2 0 20 НО ВО М, Н-м Рис. 2.8 |
На рис. 2.8 приведена одна кривая момента для всех іастот в зависимости от параметра абсолютного скольжения р. Там же для сравнения показаны кривые момента з номинальном режиме U—Unoyia для частот 50, 20 и 5 Гц.
Выразив в уравнении момента (2.9) параметр абсолютно скольжения р через относительные величины частоты і и угловой скорости ротора v=a—р, получим выражение механической характеристики двигателя
[тах |
2 |
а ■ |
На рис. 2.8,6 показано семейство кривых относительной Аловой скорости v в зависимости от момента М при по - 164
стоянных значениях частоты 10, 20, 30, 40, 50 Гц. Крутизн механических характеристик изменяется, остается ней менной для всех частот при любом постоянном значена момента. Параметр абсолютного скольжения р при любе значении момента не зависит от частоты:
'max
Рабочий поток двигателя может быть определен исхо; из формулы (1.17) подстановкой в нее ип0м=и'тк, гі—
Y = a:
Поток не зависит от частоты, а от нагрузки он зави« так же, как при поминальной частоте. Относительное зн чение потока
(*2 2 + г2 2/Е2) (с* + e2r’2 VSH0M)
(*2 2 + r'afs2ном) (С2 + е% 2/?2)
«Электромагнитный» КПД двигателя |
Электромагнитные потери можно выразить через ме мент двигателя, используя (1.47), формулой (1.52) с по, становкой в нее р из (2.12):
На рис. 2.9 показаны рабочие характеристики двигате ля в режиме постоянного полного потока в относительны, единицах — напряжение у, поток ср и КПД в зависимост. от частоты а. Поток показан двумя прямыми <p=const пр номинальном моменте и при холостом ходе, когда он пе сколько возрастает. КПД показан тремя кривыми при немнналыюм моменте, его по ловиие и четверти. С умень - 100 шением нагрузки КПД gQ уменьшается, так как потери
или несколько большее значение при холостом ходе, pai иое с точностью до потерь в стали
^НОМ_____ 5___
^номо '
Ф
VcP + >
Соответствующее этому потоку «номинальное» значені ЭДС
Т Jt Г f? UПГ)Т UцпТ
Vd2 |
U ипМ ^Н1
1 + '
Уравнение геометрически мест и характеристик двигате. в режиме d>=const можно пол чить, как и в режиме /іГі-компе. сации, из общих уравнений гл. ПОЛОЖИВ В НИХ Гі = О, Т]=0, %■
—%2, в результате чего напр жепие V' становится равнь входному.
Ток холостого хода не зав сит от частоты и описывается п стоянным вектором (рис. 2.10).
j _Ог0а Uо 0 г0а — г0 + jx0 •
Вектор приведенного тока ротора
I _ й"о<* [0"0
4" Іх'г
вектор первичного тока
Іі = Іо+^2
будет описывать окружность, радиус которой а координата центра
рс=Л) + $с.
Ток идеального короткого замыкания (|3=оо) Ак = Д + 2/?с = — jU"
Положение точки короткого замыкания на окружност] тока при любой частоте /і=/іном<х просто определяется пі 68
ШКалё параметра скольжения, построенной при номинальной частоте но угловому аргументу
tg ст=г/2/ ХГ2.
Луч, проведенный из конца вектора /0 в точку шкалы скольжения, в которой s=a, даст на пересечении с окружностью точку короткого замыкания при частоте, соответствующей а.
Компенсация падения напряжения в полных сопротивлениях статора требует существенного повышения напряжения с возрастанием нагрузки.
На рис. 2.10 для сравнения пунктиром показана окружность токов в режиме постоянного потока (г 1=0). Она очень мало отличается от окружности в номинальном режиме Uіном, /1 Іном*
С изменением параметров а и (3 первичное напряжение Uі описывает геометрические места, уравнение которых получим, подставив в (2.13) первичный ток
''о + r't (1 + тг)
^ 0 — (*о — />о)я'2 + (''o + /*o)'V? ‘ (2.14)
Отсюда напряжение
А + В - у-(-С - J--j-Da f/T = f/”0 ^1 , (2.15)
Фиксируя параметр скольжения (3, получим уравнение геометрических мест постоянного абсолютного скольжения — прямых
Ha рис. 2.11,а показан вид геометрических мест вектора первичного напряжения в режиме постоянного потока при нбминальной частоте (а=1). Для каждого значения частоты нужно строить свою окружность напряжения.
Разметка шкал параметра « для каждой прямой р= =const дается по двум точкам прямой: а=0 и а=1. Хорда, соединяющая две точки шкал р=0 и р=оо с одинаковой отметкой а=а*, дает диаметр окружности, представляющей собой геометрическое место конца вектора напря - 70 жєния по параметру абсолютного скольжения при данной частоте мі=мінома. Точка пересечения диаметра с прямой центров является центром окружности. Шкала параметра р для каждой окружности а = а* строится так же, как шкала скольжения на окружностях тока: проводится прямая параллельно диаметру, ее отрезок между перпендикуляром к диаметру из его конца р=0 и точкой пересечения с линией полезной мощности, т. е. хордой, соединяющей
точки р=0 и р=1 (или ее продолжением), и дает шкалу, масштаб которой определен этими точками.
На рис. 2.11,6 приведены кривые, характеризующие изменение напряжения в режиме постоянного потока у в зависимости от р при различных постоянных значениях частоты статора а. Пунктиром показана граница области двигательного режима, расположенной слева, т. е. кривая пусковых моментов s=l, а=р.
Эти кривые, так же как и рис. 2.10, показывают, что в режиме постоянного потока, в верхнем поддиапазоне частот напряжение значительно превышает номинальное, особенно при больших скольжениях в пусковых режимах. Это ограничивает использование режима <I>=const в указанных условиях.
Вместе с тем существенно возрастает момент двигателя, что и является преимуществом этого режима. Максимальный момент в режиме постоянного рабочего потока больше, чем в режиме постоянного потока, т. е. /^-компенсации (и приблизительно в режиме LJ=UWома) в отношении
М"max х 0 4" т) Ч~ х'г (I Н~ ті)
М'max х'г
В примере, показанном на рис. 2,10 и 2.11, максимальный момент увеличивается в 2,4 раза.
Практическое применение режима постоянного потока ограничивается допустимым повышением напряжения.