ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Задачи и перспективы
В заключение рассмотрим три вопроса: 1) сравнение приводов с двигателями постоянного тока и асинхронными короткозамкнутыми;
2) сравнение основных видов частотного привода, - с точки зрения рационального выбора тина привода в различных областях применения; 3) задачи и перспективы.
Мнения по всем перечисленным вопросам могут, естественно, носить только условный, ориентировочный характер, вследствие сложности предмета и вследствие того, что достаточно обоснованное заключение возможно только в конкретных случаях. Кроме того, они зависят и от трудно учитываемых, иногда субъективных факторов. Известно*, например, что в США наибольший интерес наблюдается к приводу постоянного тока, вероятно, еще с тех времен, когда Эдисон считал переменный ток «испорченным» постоянным, а в европейских странах — приводу переменного тока, видимо, со времени создания электроэнергетики на трехфазном токе Доливо-Добровольским.
В настоящее время развитие частотного привода с короткозамкнутыми двигателями достигло такого уровня, когда его техпико-эко- номическне показатели становятся сравнимым» с приводом постоянного тока и выбор того или другого зависит от конкретных условий. После того как были созданы системы частотного привода с широким диапазоном регулирования скорости в четырех квадрантах, реку
Ифативным торможением и другими качествами привода постоянного ЗК^са основным аргументом в пользу привода постоянного тока оста - валась ого меньшая стоимость.
Однако обоснованное определение сравнения систем привода по экономическим показателям требует более полного учета последних. Часто проектировщики, не располагая другими данными, учитывают только стоимость оборудования и не учитызают ряд других, достаточно весомых, факторов. Например, не принимаются во внимание дополнительные расходы на установку приводов постоянного тока, в частности обусловленные улучшением условий коммутации (принудительное охлаждение коллектора и кондиционирование воздуха для увеличения срока службы коллектора и т. п.), которые обычно относятся к расходам по строительству, значительные капиталовложения на запасные части к двигателям постоянного тока и т. д. С другой стороны, часто не учитываются специфические эксплуатационные расходы и профилактические ремонты.
Рис. 3.1 |
Чем выше требования эксплуатации. тем дороже приводы постоянного тока по сравнению с приводами переменного тока. Особенно сказываются диапазон регулирования и точность стабилизации скорости.
Одним из наиболее существенных, а в ряде случаев и решающих факторов является большая надежность частотного привода с короткозамкнутыми двигателями. Этот фактор в первую очередь отнэ - сится к условиям работы привода в агрессивных средах (большой влажности, кислотности, абразивной пыли и т. п.). Короткозамкнутый двигатель безопасен в условиях взрывоопасной среды.
Специфической областью монопольно преобладающего применения частотного привода, ставшего уже традиционным (см. Введение), остается многодвигательный привод с синхронизацией скорости двигателей. Кроме того, что они упрощают систему, частогные многодвигательные приводы, как правило, оказываются и экономичнее.
На рисунке приведены для сравнения кривые КПД (пунктиром) и коэффициента мощности (сплошными линиями) в зависимости от угловой скорости для разных видов привода: 1 — тиристорного постоянного тока, 2 — частотного с шестиступенчатой коммутацией; 3 — частотного1 с ШИМ, 4 — с электромагнитной муфтой [54].
Приводы переменного тока имеют лучшие качественные показатели. Благодаря малому моменту инерции частотный привод позволяет достигнуть более высоких динамических показателей при больших мощностях. Влияние преобразователей частоты на питающую сеть благоприятнее, чем управляемых выпрямителей привода постоянного то*ка. Максимальная скорость двигателей постоянного тока ограничена условиями коммутации и снижается с увеличением нагрузки. При регулировании скорости в ограниченном диапазоне достоинства привода постоянного тока не используются полностью. Имеются идругие частные преимущества привода с частотным управлением проявляющиеся по-разному в разных конкретных случаях.
При выборе вида электропривода с частотным управлением короткозамкнутого асинхронного двигателя прихс-дится прежде всегс решать вопрос о выборе типа преобразователя частоты — иепосреді ствеиного или двухзвениого. Если последний, то с инверторами иаь пряжения или тока, с управляемым выпрямителем или неуправл - е - мым. Если с неуправляемым — то какой выбрать способ формнро* вания и регулирования напряжения и т. д.
Во всех случаях необходимо решать вопросы о выборе системы автоматического управления: с разомкнутой цепью или с замкнутой. Какой выбрать закон регулирования напряжения или потока, и какую выбрать структурную схему для его реализации и т.. д.
Мотивы выбора того или другого решения, которые, конечно, могут иметь только ориентировочное значение, в самых основных чертах можно суммировать следующим образом.
Применение непосредственных преобразователей частоты ограничено верхней границей частот, которая не должна превышать примерно от трети до половины частоты сети (в преобразователях без конденсаторной коммутации). Основной их недостаток—большое чи? ело вентилей и сложная схема управления. Достоинства — надежная работа при низких скоростях вращения и малые габариты. Наибольшее распространение непосредственные преобразователи получили для привода рольгангов и в мощных каскадах в цепи ротора асинхронных двигателей с фазным рогоро. м.
Выбор между преобразователем частоты с инвертором напряжения или тока определяется прежде всего видом механической характеристики приводимой машины. Для приводов, у которых управление задает частота вращения, применяются преобразователи с инверторами напряжения, а для приводов, у которых задается момент — преобразователи с инверторами тока. К таким приводам относятся приводы электротяги и разных машии, перематывающих ленточные материалы, в частности моталки прокатного производства.
Привод на основе двухзвенных преобразователей частоты является наиболее универсальным и поэтому получил наибольшее распространение. В зависимости от характеристик рабочей машины привод может иметь одно, двух - и четырехкчадрантные механические характеристики с рекуперацией энергии в сеть. Последние равнозначны с характеристиками тиристорного привода постоянного тока.
В тех случаях, когда требуется ограниченный диапазон регулирования скорости применяют электроприводы с управляемыми выпрямителями, с разомкнутой или замкнутой с помощью тахогенератора системой управлении. Примерно такие же данные и у приводов с преобразователями частоты на основе неуправляемых выпрямителей, но с регулированием выпрямленного напряжения импульсными прерывателями.
При широком диапазоне регулирования скорости необходимо использовать преобразователи частоты с ШИМ и неуправляемыми выпрямителями. Электропривод с преобразователями частоты посредством ШИМ имеет много достоинств: хорошие регулировочные свойства, которые улучшаются с понижением частоты и скорости вплоть до полной остановки (режим динамического торможения); хорошую форму напряжения; высокий коэффициент мощности и другие качества. Диапазон регулирования достигает 10 000:1 и ограничивается возможностями измерения углового положения вала и внешними возмущениями, в частности «скрипичным» эффектом трения в подшипниках и, в некоторых случаях, вибрациями. Удобно резервирование
ОТ источника электроэнергии постоянного тока. Его недостатки: большая мощность коммутирующих элементов, повышенные требования к параметрам тиристоров, ограниченный диапазон регулирования частоты. Его особенно выгодно использовать там, где имеется сеть постоянного тока и отпадает необходимость в неуправляемом выпрямителе.
Следующим по значению является привод с управляемым выпрямителем и инвертором напряжения. Типичная мощность таких приводов от 20 до 400 кВ-А при частотах до 300 Гц. Преимущественная область применения — многодвигательный привод.
Такой же привод с инверторами тока обычно выполняется с меж - дуфазовой коммутацией и отсекающими диодами. Он имеет более простую схему и минимальное число тиристоров, но емкость его коммутирующих конденсаторов на порядок выше, чем в преобразователях частоты с принудительной коммутацией. Выполняется на низкочастотных тиристорах. Обладает свойством обратимости без специальных средств. Применяется чаще всего для индивидуальных приводов мощностью от 10 до 500 кВ-А.
Для многодвигательных приводов с точной синхронизацией скоростей (0,1%) применяют привод с преобразователями частоты рассмотренных типов, но не с асинхроннымн, а с синхронными бесще - тсмными двигателями. Весьма перспективным является вентильный двигатель — привод с короткозамкнутым асинхронным или бесще - точным асинхронным двигателем, у которого управление преобразователем частоты осуществляется от датчика положения ротора—• синфазно с последним. Привод с непосредственной связью применяется сравнительно редко, преимущественно для низкоскоростных механизмов (например, для рольгангов) и в асинхронных каскадах, при включении в цепь ротора.
Определяющими критериями выбора типа привода являются диапазон регулирования скорости и мощность нагрузки. Решение первого вопроса в значительной мере зависит от гармонического состава шумов квантования, отрицательная роль которых сказывается тем больше, чем ниже рабочая частота. В этом отношении лучшими являются приводы с ШИМ и с непосредственными преобразователями.
По мощности нагрузки сложилась такая практика. Для самых мощных электроприводов, до 15—25 МВт, наибольшее распространение получили асинхронные двигатели с фазным ротором в подснн - хронных вентильных каскадах с диапазоном понижения скорости 25—:0% (например, гидронасосы АЭС, мехачизмы собственных нужд тепловых электростанций, пусковые двигатели газозых турбин и др.).
Для тихоходных машин большой мощности (цементные ПЄЧ. І, главные приводы прокатных станов, разные безредукторные приводы и т. п.) преимущественное применение находят непосредственные преобразователи с максимальной частотой до 1/3 реже до 1/2 частоты сети. Коэффициент мощности около 0,7, КПД 97%. Мощность достигает 27 МВт при 375 об/мин (12,5 Гц) и 40 МВт прн 250 об/мин (12,5 Гц).
Для приводов от 500 кВт до 15 МВт применяются синхронные двигатели, которые питаются от автономных инверторов с естественной коммутацией («ведомых нагрузкой»),
В диапазоне от нескольких киловатт до 1 МВт применяется электропривод, двухзвенные преобразователи частоты которого имеют инверторы тока или напряжения. Этот вид привода находит широкое применение для самых различных машин: компрессоров, naccfcoB,
центрифуг, вентиляторов, станков, мешалок, питателей и других. Для индивидуальных приводов расширяется применение преобрл - зователей частоты с инверторами тока. В электротяге мощность ташь го привода достигает 1,5 МВт на ось.
Для группового привода чаще используются инверторы напряже* ния. Наибольшее распространение получили привод рольгангов ла металлургических заводах и привод машин искусственного волОкна в текстильной промышленности. В ФРГ работает более 1000 таки^ приводов мощностью от 15 до 150 кВт.
Транзисторные преобразователи оттесняют тиристорные при мощности до 20—30 кВт и выше. Их использование особенно перспективно для следящих приводов, например подач станков с программным управлением.
Специфичной областью применения частотного управления ..о значительным экономическим эффектом может стать модернизация действующих асинхронных приводов дооборудованием их преобразователями частоты. В ряд случаев регулирование скорости технологических машин повысит их производительность, улучшит качество продукции и уменьшит расход электроэнергии.
Основным и решающим преимуществом электроприводом с короткозамкнутыми двигателями является их высокая устойчивость к разным вредным воздействиям окружающей среды и вытекающая отсюда большая надежность. Благодаря этим своим свойствам частотный привод занимает монопольное положение в тех же специфически областях, что и прежде, но решительного перелома на вытеснение привода постоянного тока по экономическим показателям еще не наблюдается.
Основным недостатком современного электропривода с частотным управлением является большая сложность систем управления, большая по сравнению с приводами постоянного тока. Эта сложное"ь обусловлена специфическими свойствами асинхронного двигателя: большим числом каналов управления из-за трехфазной системы электроснабжения и многогвязанной системой регулирования двигателя как индукционной машины.
Однако едва ли могут быть сомнения в том, что огромные успехи микроэлектроники позволят уже в ближайшие годы создать новые системы управления электроприводами с частотным управлением и это даст такой же скачок в их совершенствовании, который в 60-е годы сделало использование тиристоров. Микропроцессорные системы частотного управления могут дать: увеличение надежности систем управления, упрощение их конструкции и эксплуатации; существенное расширение функциональных возможностей систем управления, в особенности средствами адаптивного управления; дальнейшие улучшения экономических показателей, как по первоначальным затратам, так и по расходам на эксплуатацию.