ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Разомкнутые системы частотного управления
Как известно, любая система электропривода в статическом режиме должна обеспечивать устойчивость с определённым запасом, а также заданное значение одной или нескольких выходных координат с отклонением, не превышающим допустимой величины. В то же время, любая техническая задача имеет несколько возможных решений и при прочих равных условиях обычно выбирается наиболее простое. Поэтому если к динамике привода не предъявляется особых требований, а статические характеристики соответствуют условиям поставленной задачи, то
іУїном^ |
||
ПЧ |
W |
АД |
!(/,) |
и |
иг |
ЗИ |
со |
ФП |
Рис. 2.2. Функциональная схема разомкнутой системы частотного управления |
наиболее простым и эффективным решением является использование частотного Функциональная схема (иа) выходного напряжения или тока. Канал управления амплитудой может быть охвачен отрицательной об- Функциональный преобразователь (ФП) необходим для формирования зако- Задатчик интенсивности (ЗИ) служит для настройки скорости нарастания и При частотно-токовом управлении, т. е. когда ПЧ работает в режиме источни- * щественно меньшим критическим скольжением. Кроме того, АД развивает зна- Управление частотой по закону Uxl fx = const и при Ux - const. Управление по закону Ux! fx = const или, что то же самое, у = а является |
Схему замещения для статического режима можно получить из схемы рис.
2.1. б) делением всех параметров на а. В этом случае она имеет вид, показанный на рис. 2.3 а). Основной магнитный поток пропорционален падению напряжения на ветви намагничивания Ubc. Поэтому при уменьшении частоты (а—>0) и при увеличении нагрузки ((3 —> оо) он будет уменьшаться. В первом случае будет увеличиваться падение напряжения на гх / а за счет уменьшения а, а во втором - будет увеличиваться падение напряжения на импедансе статора ^ = ^(i /а)2 + х^П
Рис. 2.3. Схема замещения (а) и относительное изменение потока при изменении частоты и нагрузки (б). |
за счет увеличения тока 1Х, т. к.
Zab М±°° >minZab = Хш Р*2а ~ *2а • РИС-
2.3 б) показаны типичные кривые изменения потока. Как и следовало ожидать, при любой нагрузке магнитный поток снижается до нуля при а —» 0, однако при частотах статора близких к номинальной поток снижается слабо. Уменьшение потока тем больше, чем выше нагрузка двигателя, т. е. частота ротора или абсолютное скольжение Р.
С уменьшением частоты статора при тех же значениях частоты ротора уменьшаются ток, момент и мощность двигателя за счет увеличения гх/а. Уменьшается также и КПД двигателя, а коэффициент мощности возрастает, т. к. увеличивается активная составляющая входного импеданса.
Полагая в общем выражении для момента (2.4) у = са, получим уравнение механической характеристики АД при управлении по закону Uxl fx= const
м = мко2(1о+Фк) , где (2.8)
Рк Р 4 К
q = ^2—, zl{a)=^{rx/a)2 +х}: z[(a) = Ji^/a)2 +(^f; х’ = <зхх: k2 = xm/x2;
Щ h
Из выражения (2.8) следует, что все три величины, определяющие механическую характеристику АД, (Мк; Рк; q) изменяются при изменении частоты. Из-за влияния активного сопротивления статора гх критический момент в генераторной
области МКГ существенно выше, чем в двигательной М. В двигательном режиме с уменьшением частоты критический момент монотонно уменьшается, что означает уменьшение запаса статической устойчивости при работе на нагрузку с постоянным моментом. На рис. 2.4 приведены зависимости критического момента и абсолютного скольжения от частоты для двигателей различной мощности, отнесенные к их значениям при номинальной частоте. Там же приведены кривые оценки модуля относительной жесткости механических характеристик h{а) линеаризованных на рабочем участке.
Из кривых рис. 2.4 следует, что при управлении по закону Uxi fx = const в принципе невозможно обеспечить перегрузочную способность на уровне естественной характеристики АД. Если же допустить некоторое снижение запаса устойчивости, то тем самым определится и диапазон регулирования как D=llаир,
где апр - предельная частота, соответствующая допустимому снижению. Пусть, например, возможно снижение перегрузочной способности до 0,8 от значения естественной характеристики. Тогда для различных мощностей АД по кривым Мк (а) получим предельные значения
частот 0,2; 0,4 и 0,53, что по условию запаса устойчивости соответствует диапазонам регулирования 5:1; 2,5:1 и 1,9:1 для двигателей мощностью 56; 5,5 иО,55 кВт.
Характер зависимости Мк(а) для двигателей всех мощностей одинаков, но с увеличением мощности крутизна ее в области низких частот возрастает, увеличивая диапазон регулирования. Это связано с тем, что с увеличением мощности уменьшается относительная величина
активного сопротивления статора и его влияние на электромеханические процессы.
Следует заметить, что диапазон регулирования определяется характеристиками двигателя и нагрузки. Для рассматриваемого закона управления в случае вентиляторной нагрузки диапазон регулирования теоретически равен бесконечности. На рисунке построена такая характеристика, с моментом равным половине критического на номинальной частоте. Как видно из рисунка для двигателей всех мощностей перегрузочная способность на всех частотах (Мк (а) / Мвент (а)) больше 2, т. е. больше, чем на естественной характеристике. Поэтому закон регулирования Uxl fx = const в основном используют именно для таких приводов. В реальных приводах к вентиляторному моменту добавляется момент сухого трения, и диапазон регулирования снижается и составляет (50... 30): 1.
Однако диапазон регулирования определяется обычно не только задачей сохранения запаса устойчивости, но также и условием обеспечения заданного ста - тизма, т. е. жесткости механических характеристик. Кривые h(а) (рис. 2.4) свидетельствуют, что жесткость естественной характеристики максимальна и снижается с уменьшением частоты до нуля. Кроме того, из рисунка следует, что жесткость механических характеристик до определенного предела менее подвержена влиянию изменения частоты, нежели критический момент. Для двигателей мощностью более 1...2 кВт снижение жесткости в диапазоне регулирования 10:1 составляет величину порядка 7-10% и в большинстве случае вполне удовлетворяет заданным требованиям значительного числа приводов. Если же требуется большая жесткость характеристик или более широкий диапазон регулирования, то используют замкнутые системы частотного регулирования.
Рис. 2.5. Механические характеристики АД при управлении по закону U/f=const. |
Если абсолютное критическое скольжение представить через относительное Рк = asK и подставить в уравнение механической характеристики (2.8), то можно построить семейство механических характеристик в функции относительного скольжения или частоты вращения (рис. 2.5). Здесь же показаны кривые точек опрокидывания для двигателей различных мощностей. Эти характеристики, а также другие рассмотренные ранее показывают, что все эксплуатационные свойства АД, кроме коэффициента мощности, при управлении по закону Uxl fx = const с уменьшением частоты ухудшаются. Причем, это ухудшение становится особенно заметным приблизительно с a >0,5, хотя указанная граница весьма условна и зависит от параметров машины. И в первую очередь от относительного значения активного сопротивления статора.
Таким образом, режим управления Uxl fx = const эффективно может применяться только в приводах с вентиляторной нагрузкой. Для других устройств необходимо использовать законы управления, обеспечивающие увеличение отношения Ux / fx по мере снижения частоты для компенсации падения напряжения на активном сопротивлении статора.
В некоторых случаях диапазон регулирования можно расширить за счет повышения частоты питания. Если при этом сохранять соотношение Ux/ /J, то мощность двигателя будет возрастать и, соответственно, будет возрастать нагрузка на
3 а |
Критический момент зависит от а и у, поэтому из условия Мк(а) = Мк(1), т. е. из условия, чтобы критический момент при любом значении а был равен моменту при номинальной частоте питания, получим необходимый закон управления
гха ± а(а) • Ь{а)
у =
ц ± 3(1) • 6(1)
При этом законе управления у не зависит от Р, поэтому, пользуясь выражением для потока, можно найти отношение потоков для предельных абсолютных скольжений
Большие значения соответствуют двигателям большей мощности. Типичный характер функции 8ф(а) показан на рисунке 2.7.
Из этого рисунка следует, что при управлении по закону (2.9) обеспечивается примерное постоянство потока при снижении частоты до значений a = 0,2К 0,3, а затем сохранение перегрузочной способности АД обеспечивается резким увеличением магнитного потока в зазоре и соответствующего увеличения тока намагничивания = 1т//1ном (см. рис. 2.7). Ток намагничивания может возрасти до номинального значения тока статора и выше, что приведет к тепловой перегрузке двигателя.
Таким образом, в отличие от закона управления у = а или, что то же самое, Ux! fx= const, где ограничение диапазона регулирования было связано с уменьшением критического момента и жесткости механических характеристик, здесь обеспечить работу АД с номинальной перегрузочной способностью в широком диапазоне регулирования частоты невозможно из-за возрастания тока намагничивания и глубокого насыщения магнитопровода.