ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
Потокосцепления электрической машины
Если пренебречь насыщением магнитопровода АД, то магнитные потоки, сцепляющиеся с его обмотками, будут пропорциональны соответствующим МДС. Рассмотрим основные соотношения между этими величинами. Допустим, что статор и ротор трехфазного АД симметричны, параметры обмотки ротора приведены к обмотке статора и рабочий зазор машины равномерный. Схематически эти обмотки показаны на рисунке 1.4.
Рис. 1.4. Магнитная связь обмоток статора и ротора АД |
С обмоткой фазы а статора сцепляются магнитные потоки, создаваемые как ею самой, так и всеми остальными обмотками. Часть магнитного потока, создаваемого обмоткой сцепляется только с её собственными витками и называется потоком рассеяния. Другая часть, помимо собственных витков охватывает также витки других обмоток и называется главным или основным магнитным потоком. Индуктивность Z^, связывающая поток рассеяния обмотки с протекающим в ней током, называется индуктивностью рассеяния, а индуктивность 1т, опреде-
(1.8) |
ляющая потокосцепление с основным потоком - взаимной индуктивностью или индуктивностью основного потока. При отсутствии токов в обмотках ротора можно представить потокосцепление фазы а в виде
Vlla ~ ЦоНа +tmha + ^abkb + ^асНс
где МаЬ и Мас - взаимные индуктивности статорных обмоток.
Если две обмотки статора АД имеют одинаковые параметры, то магнитный поток, создаваемый током второй обмоткой и сцепляющийся с витками первой, будет полностью идентичен потоку, создаваемому первой обмоткой и сцепляющимся с витками второй, при условии равенства токов и совпадения расположения осей двух обмоток в пространстве. Очевидно, что при этих условиях картина магнитного поля будет одинаковой независимо от того, по какой из обмоток протекает ток, т. е. индуктивность основного потока статорных обмоток 1т будет равна их взаимной индуктивности при условии совмещения геометрических осей.
Смещение осей обмоток в пространстве на угол 8 вызовет изменение их взаимной индуктивности пропорциональное косинусу угла сдвига, т. е. М =MQ cos 8 = lm cos 8, где MQ=lm - взаимная индуктивность обмоток при совмещении их осей. С учетом выражения (п.2.2) и того, что дь = 2ті/3 и 8С = -2п/3, выражение (1.8
Индуктивность Ц = L]r_ + Lm соответствует полной индуктивности статорной обмотки, включающей ее индуктивность от потока рассеяния, индуктивность от части основного магнитного потока, созданного самой обмоткой 1т, и индуктивность от части основного потока, созданной двумя другими обмотками статора 1т/ 2. Таким образом, полная индуктивность обмотки статора от основного
магнитного потока Lm в 3/2 раза больше ее индуктивности 1т, рассчитанной
*
при отсутствии токов в других обмотках.
В силу симметрии статора, для других обмоток можно записать аналогичные выражения - ynb=ilbLx и \)Uc = іХсІл, а затем объединить фазные проекции в обобщённый вектор потокосцепления статора при отсутствии токов ротора -
2 2 Vn = з (Vila ++УпУ) = з A [ha + hba + гіУ) = M (1-Ю)
Наличие токов в обмотках ротора приведет к появлению дополнительных составляющих потокосцеплений обмоток статора. Если ось фазы а ротора смещена в пространстве на некоторый угол у (см. рис. 1.4), то взаимные индуктивности обмоток ротора и фазы а статора можно определить через соответствующие углы, образуемые их осями, в виде -
Maa=Moacosr, М ba = М 0b cos(y + 2к / 3); Мса =М0с cos(y - 2тг/3)
где М0а, Моь, М0с - взаимные индуктивности обмоток при у = 0. Но взаимная индуктивность обмоток статора и ротора при нулевом смещении осей равна 1т, т. к. параметры обмоток ротора приведены к статорным и можно считать, что при совпадении их осей картина магнитного поля будет такой же, как при совпадении осей статорных обмоток. Поэтому М0а =М0Ь =М0с = М0 =1т и
маа=1т Mfce =/м cos(y + 2тс/3) і М са = lm cos(y - 2тг / 3)
Тогда полное потокосцепление обмотки фазы а статора при наличии токов ротора с учетом (п.2.2) будет
Vl2. =Maaha + Мbahb + Мcahc = Kha COSy/2 = LJ2a COSy
и по аналогии для двух других фаз:
Ч'ш = Mabha +Mbbhb + Mcbhc = Lmhb cos(y + 2тт / 3);
Vl2C = Macha +Mbchb +Mcchc = Lmhc “ 2тГ/3).
/ ҐЛ Ч **
По этим проекциям аналогично (п.2.1) можно построить вектор потокосцепления статора с ротором
2
Vl2 = ^(Vl2a + Vl26« + Vl2c«2 ) =
2 |
3
i2a cosy + i2b cos(y + 2n/3)a + i2c cos(y -2n/3)a
и, суммируя с |УП из (1.10), получить общее потокосцепление статора, соответствующее режиму протекания токов в обмотках статора и ротора
(1.11) |
Щ = Щі+Щ2= +LmheJy
(1.12) |
В силу симметрии связей между статором и ротором аналогичное выражение можно записать для потокосцепления ротора с учетом того, что для него угол у будет отрицательным, т. к. по отношению к статору этот угол отсчитывается в отрицательном направлении -
4*2 — 4^21 + 4*22 — ^mhe Л + ^2*2
В выражениях (1.11) и (1.12) векторы тока статора и ротора записаны в различных системах координат. В первом выражении ток статора записан в неподвижной системе координат аР, связанной со статором, а ток ротора во вращающейся (смещенной на текущий угол у) системе координат uv, связанной с ротором, т. е. в полной записи с индексами систем координат -
Если обе части уравнения потокосцепления ротора умножить на оператор поворота еп, то оно будет преобразовано в систему координат статора аР и примет вид
Таким образом, форма уравнений для обобщённых векторов потокосцепле - ний не зависит от выбора системы координат и индексы системы в них можно опустить. Тогда окончательно потокосцепления статора и ротора с учетом всех токов АД можно представить в виде
(1.13) |
|/j - Цц + Lmi2 - і|/п + У12 4^2 = Lmi + L2h = 4*21 + ^22
Из выражений (1.13) следует, что потокосцепления статора и ротора раскладываются на составляющие обусловленные собственным током (|/п и |/22) и током другой части АД (|/12 и |/21).
Пользуясь тем, что сумма токов статора и ротора образует ток намагничивания АД, т. е. іх + і2 = іт, потокосцепления можно также представить через основной магнитный поток \jm = Lmim = Lm (ix + i2) и потоки рассеяния статора Vi* = LA и Ротора |/2ст = L2J2 -
Асимметрия параметров АД и/или источника питания при наличии нулевого провода приводит к появлению в обмотках статора токов нулевой последовательности. Но для нулевой составляющей справедливо ia0 = //)0 = /с0 = /0, поэтому, подставляя эти значения в (1.9), получим для фазы а статора
ЧЛао = АсЛао +lmhao+ cos2тг/3• im + lmcos(-27t/3) • /1с0 = + 1т - 1т/2- 1т12) = ZqZ^
Очевидно, что аналогичные выкладки для потокосцеплений рассеяния обмоток фаз Ъ и с приведут к такому же результату, т. е. V|/la0 = |/ш = V|/lc0 = LXJ0. Таким образом, потокосцепления составляющих нулевой последовательности для всех обмоток одинаковы и определяются индуктивностью рассеяния 1^.
1.1.1. Уравнения статора и ротора в векторной форме
Уравнения Кирхгофа для фазных напряжений статора АД имею вид
dxViа. V „ , d\flb. ^ W, d\rlc *
Ща = har + —f~’ иъ = 11ЪГ1 +—JT’ и1 С = НЛ + ' .
at at dt
Перейдем к векторной форме записи, умножив второе уравнение на а, третье на а2, а затем складывая все три уравнения.
|(мі« + Щь<* + исаг) = |(*ia + hba + hca2) rx + a + Vi ъ“ + Vic«2)
В результате мы получим уравнение в векторной форме
d\fx
Щ = Щ+—Г (! -15)
dt
Аналогичные преобразования можно выполнить в системе координат uv, вращающейся синхронно с ротором, и получить
u2=hr2+^7- (1Л6)
dt
Уравнения (1.15) и (1.16) записаны в разных системах координат. Для перевода уравнения (1.16) в неподвижную систему координат еф умножим его на
оператор поворота ejA и представим потокосцепление ротора как = ц№)е-&
= i{2V)ej*r2 + |
e^d[^]e-^)ldt.
Опуская после преобразований индексы системы координат, получим
. duп. dQ. dif о (л л п
Щ=Нгг 2 = hh +—7r-J^2
dt dt dt
где со = d&/dt - текущая частота вращения ротора.
Переход к неподвижной системе координат в уравнении ротора привел к разделению слагаемого, соответствующего ЭДС индукции, на две составляющие. Первая составляющая d\f2 / dt связана с изменением потокосцепления во времени вследствие изменения во времени токов и называется ЭДС трансформации, по аналогии с процессом ее возбуждения в соответствующей электрической машине. Вторая - со|/2 связана с изменением потокосцепления вследствие вращения ротора и называется ЭДС вращения. Разложение ЭДС индукции на составляющие является математической операцией, связанной с преобразованием системы координат при условии инвариантности мощности, но в некоторых случаях его можно истолковать, исходя из физических процессов в машине.
Уравнения (1.15) и (1.17) записаны в неподвижной системе координат и их можно объединить в общую систему для решения. Кроме того, оба уравнения можно представить в некоторой произвольной системе координат тп, вращающейся с угловой частотой со(""^ • Для этого нужно проделать преобразования аналогичные преобразованиям, выполненным при выводе выражения (1.17),
Из выражений (1.18) уравнения для любых систем координат получаются простой подстановкой соответствующей частоты вращения а/™"). В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем использовать индексы систем координат, сведенные в таблицу приложения 3
Выражения (1.18) показывают, что выбором системы координат можно, исключить ЭДС вращения, но только в одном из уравнений. Полагая со(“и) = 0 , мы получим уравнения в неподвижной системе координат и исключим ЭДС вращения в уравнении статора, а в системе координат, вращающейся синхронно с ротором (со^) = со), ЭДС вращения обращается в нуль в уравнении ротора.
При выборе системы координат следует учитывать, что в любой электрической машине угловые частоты вращения магнитных полей статора Q, и ротора
Q2 связаны с угловой частотой вращения вала ротора Q соотношением - Q, = Q ± Q2, где положительный знак соответствует согласному направлению вращения. Но частоты вращения полей статора и ротора определяются частотами соответствующих ТОКОВ И ЧИСЛОМ пар ПОЛЮСОВ обмоток Z, Т. е. Q^COj/z^H
Q2 = со2 /z, где coj и со2 - частоты токов статора и ротора. Отсюда
coj = Q ■ zp ± со2 = со ± со2 где со = Q • zp - угловая частота вращения ротора электрической машины с одной парой полюсов.