ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
КИНЕТИКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПОЛЯ
Нелинейность произведения токов в полной, классической системе дифференциальных уравнений асинхронной машины (4.12) и (4.13) препятствует выделению и рассмотрению вращающегося магнитного поля в качестве самостоятельного физического объекта. Между тем сущность физических процессов частотного управления, в частности процессов возбуждения, т. е. образования и изменения вращающегося поля, становится более ясной, если это поле рассматривать именно как самостоятельный объект. Этот аспект становится актуальным и практически в рассмотренных автономных системах регулирования потока благодаря с отмеченной аналогии с двигателями постоянного тока.
Обосновать достаточно корректно возможность рассмотрения вращающегося потока изолированно от реакции вто -
ричной цепи двигателя, т. е. его нагрузки, можно, пользуясь понятием «результирующая постоянная времени». В [40] показано, что действие токов вторичных цепей трансформатора, при всех их состояниях — от разомкнутого до замкнутого накоротко может быть учтено «в среднем» одной эквивалентной цепью с некоторой «результирующей постоянной времени», характеризующей некоторый «средний» процесс между состояниями холостого хода и короткого замыкания. Правомерность такого приближенного учета реакции нагрузки на результирующий поток следует из закона равновесия МДС: возрастание вторичных токов влечет компенсирующее увеличение первичных токов, благодаря чему поток изменяется относительно мало и процессы изменения во времени первичного тока при холостом ходе г'х и коротком замыкании гк различаются не столь уже сильно (рис. 4.13). В нашем случае положение улучшается тем, что при нормальных нагрузках асинхронного двигателя его скольжение мало и результирующая постоянная времени практически совпадает с постоянной времени холостого хода:
Tp^Ti=LijRi.
Амплитуда и фаза приложенного напряжения рассматриваются как независимые функции времени, заданные управлением.
Наибольший практический интерес представляет частный случай линейного управления, т. е. изменения мгновенной частоты пропорционально времени <а=е^, e=const. В этом случае уравнение (4.22) решается аналитически
с помощью таблиц функции F (z) = j ex'dx в комплексной
о
области [39].
Это уравнение показывает, что при любом законе управления напряжением его вектор уравновешивает три составляющие: падение напряжения в активных сопротивлениях статора, изменение амплитуды вращающегося поля и противо-ЭДС вращения.
Отсюда следуют принципиально важные заключения:
1) при неизменной амплитуде вращающегося поля управление его угловой скоростью изменением частоты приложенного напряжения происходит безынерционно;
2) изменения амплитуды полл происходят с экспоненциальным запаздыванием, которое приближенно оценивается результирующей постоянной времени, стремящейся с уменьшением скольжения к постоянной времени цепи статора при идеальном холостом ходе.
Эти положения проще всего пояснить на частном случае включения напряжения постоянной частоты и разложения вектора потокосцеплений по ортогональным осям а
При включении напряжения на невозбужденный двигатель поле формируется из постоянной вынужденной составляющей 4V=0 и свободной экспоненциально затухающей составляющей с начальными значениями:
Te0 = -4rmsinT„ «гв0= —^cosy,.
Пусть теперь осуществляется ускорение поля от начального значения с амплитудой 4fo = 1Ifjn. Такой случай реально имеет место после динамического торможения, когда установившиеся составляющие поля имеют значения:
yao==irmSin?0; T^^cos?,.
Уравнения (4.23) вырождаются в
= Wm s in (<оt <p J; f^^cosK-b^),
т. e> вращающееся поле мгновенно принимает частоту приложенного напряжения, вектор которого должен измениться скачком от значения vi = R4 до значения
и = R ^ + jCWmае1 (“н‘фо), (4.24)
где С постоянная.
При линейном ускорении предварительно возбужденного поля
СО = et; є = const; ? = -§- Sts-
Составляющая напряжения, затрачиваемая на ускорение первоначально неподвижного поля, согласно (4.24)
- ^ / j - ***
e = CWmste 2 ,
а полное напряжение
и = Rit jCWm£tetetil2.
Изложенное позволяет сделать следующие практические заключения.
В подавляющем большинстве случаев постоянная времени возбуждения рабочего потока асинхронного двигателя много больше постоянной времени потока рассеяния Ті2р^$>Ти. Это дает основания разделить в системе электропривода электромагнитные процессы инвертора с двигателем на медленные, протекающие с постоянной времени Т 12р, и быстрые — с постоянной времени Ти.
Следовательно, можно рассчитывать с хорошим приближением электромагнитные процессы инвертора вместе с первичной цепью статора двигателя по уравнению
где ё—ЭДС, индуцируемая вращающимся полем, модуль которой можно считать постоянным, подобно тому как это делается в приводах постоянного тока. Такой подход может оказаться особенно целесообразным в приводах с ШИМ.
При регулировании напряжения, вследствие большой инерции поля, возможные его «провалы» потребуют для уравновешивания момента нагрузки слишком больших, толчков тока.