ЧАСТОТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АСИНХРОННЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ФИРМ
Первой в мире фирмой, освоившей промышленный выпуск комплектных приводов с частотным управлением, была шведская фирма АСЭА (ASEA). С 1960 г. она поставила около полутора тысяч приводов «Астат» (ASTAT) [49J.
Последняя серия преобразователей частоты «Астат» модель YRQB обслуживает двигатели мощностью от 100 до 525 кВт при напряжениях сети 380 и 500 В и токах 325, 550 и 825 А. КПД привода выше 90%.
Преобразователи частоты построены по классической схеме управляемый выпрямитель — автономный инвертор тока с отсекающими диодами (см. рис. 3.59). Система управленая обеспечивает плавное регулирование скорости в диапазоне 10:1с точностью до скольжения двигателя. При введении компенсации скс'льжения точность поднимается до 0,5%. Система управления содержит задатчик темпа нарастания частоты, цепь ограничения тока, блок задания требуемого отношения наряжения к 'частоте с использованием блока вычисления момента.
Входные сигналы: командный сигнал упоавления частотой и сигналы с датчиков потребляемого из сети и выпрямленного токов и напряжения на выводах двигателя. Два выходных сигнала управляют выпрямителем и инвертором.
Защита обеспечивается цепью ограничения тока. Инвертор и двигатель не защищаются плавкими вставками. Рекомендуется дслюл - нительная защита от перенапряжений, так как напряжение конденсаторов, емкость которых соответствует мощности двигателей, зависит от тока двигателя. Выпрямитель защищен быстродействующими плавкими вставками. По желанию вводятся любые другие виды защиты, например от нарушения симметрии фаз, замыкания иа землю и др.
В нормальном исполнении преобразователь рассчитан на работу в одноквадрантном режиме, свойственном основным видам потребителей: приводам насосов, вентиляторов и роликов рольгангов. Специальные модификации выполняются для четырехквадрантной работы, с рекуперативным торможением и т. д. Так, последняя модель системы «Астат» YQTH мощностью до 280 кВт имеет тахометриче - скую обратную связь и допускает кратковременную работу при низких частотах вращения, что необходимо, налример, в приводах кранов, лебедок и подъемников. Предусмотрено также торможение про - тивовключением с ограничением тока при замедлении и невязке.
Швейцарская фирма «Брехун Бовери» выпускает серию комплектных приводов «Вериверт-1» (VERIVERT-1) с короткозамкнутыми двигателями от 20 до 1000 кВт с преобразователями по той же схеме (см. рис. 3.59) с четырехквадрантным управлением [52].
Устройство управления выполняется на интегральных схемах в двух вариантах: с регулированием напряжения (без тахогенератора) и с регулированием угловой скорости (с тахогенератором).
Структурная схема с регулированием напряжения показана ta рис. 5.1,а.
Больш>ю точность регулирования скорости двигателя и высокие динамические качества, приближающиеся к свойствам приводов постоянного тока, обеспечивает второй вариант схемы управления (рис. 5.1,6) благодаря использованию обратной связи с цифровым тахогенератором ТГ.
Командный сигнал скорости шк сравнивается с сигналом тахогенератора после преобразования его блоком 5. Полученный сигнал отклонения воздействует на регулятор скорости /, после которого сигнал разветвлятся на два блока 2 и 3. Бл^к 3 с релейной гистере- зисной характеристикой выдает сигнал в блок 10, где он снова суммируется с сигналом регулятора /, после того как последний прошел блоки формирования 2 и преобразования напряжение—частога 9. Таким образом, блок 10 суммирует в импульсной форме угловую скорость и преобразованный сигнал отклонения скорости, в результате чего получается сигнал частоты инвертора, которым он управляет через блок 11.
В подчиненном контуре регулирования сигнал текущего значения первичного тока с блока 8 сравнивается с задающим сигналом, доставляемыми формирующим блоком 4, на который поступает сигнал отклонения скорости через блоки / и 2.
- Таким образом, частота инвертора задается как сумма сигналов' скорости двигателя и. ее отклонения от заданного значения, в результате чего восстанавливается заданное значение скорости.
Фирма АЭГ (AEG, ФРГ) выпускает тиристорные приводы серии «Туре» (TURE) для двигателей мощностью от 10 до 400 кВт [50]. Двухзвенные преобразователи частоты с промежуточной цепью пэстоянного тока о'оеспечивают регулирование частоты в диапазоне 10:1 и по желанию до 150:1 при стабильности скорости двигателя от 0,1 до 0,5%. Используется задание темпов нарастания и снижения частоты. Возможно рекуперативное торможение. Особенности серии: датчики температуры, встроенные в двигатели, и возможность аварийного переключения двигателя с ПЧ на сеть.
Серия приводов «Симоверт» (Simovert) с двухзвенными преобразователями частоты выпускается в трех модификациях: A, S и С [51]. Модификация А предназначена для питания асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором от 14 до 530 кВт с питанием от трехфазной сети 380 или 500 В. Обеспечивается реверсивная четырехквадрантная работа. Модификация S служит для питания синхронных двигателей, возбуждаемых от постоянных магнитов мощностью 7,5—36 кВт. Модификация С рассчитана на питание асинхронных двигателей с фазным ротором мощностью 2000 кВт.
Японская фирма «Тосиба» выпускает серии электроприводов «Тосуерт» (TOSUERT) малой и средней мощности [58].
Преобразователи частоты выполнены с инверторами тока по классической схеме (см. рис. 3.59). Серия «Тосуерт-400» питается от трехфазнсй сети 50 или 60 Гц и обеспечивает следующий диапазон мощностей:
Напряжение, В 220 440
Мощность, кВт 60; 90; 120 180; 240; 300
Ток, А 173; 260; 345 260; 345; 433
Номинальные напряжения на выходе инвертора 200 и 400 В. До • пустимая перегрузка по току 150% в течение 30 с. Выходная частота— 60(120) Гц. Диапазон регулирования частоты 10:1. Температура среды 0—40°С. Допустимая влажность 30—80%. КПД—около 0,95.
Мощность преобразователей частоты увеличивается посредством параллельного соединения базовых инверторов тока. Мощности суммируются с помощью силовых трансформаторов со сдвигом фаз вторичных обмоток на 30°, включенных но эквивалентной 18-фазной схеме из трех групп, что существенно улучшает форму напряжения.
Модель этой серии на мощность 2900 кВ-А при напряжении 650 В и частоте 60 Гц имеет общий понижающий трансформатор на первичной стороне по схеме треугольник — треугольник и три выходных трансформатора инвертора, собранных по схемам «зигзаг — треугольник»— фаза —30°, зигзаг — треугольник — фаза -{-30° и звезда— треугольник — фаза 0.
Вторая серия электроприводов фирмы «Тосуерт» (TOSUERT) комплектуется короткозамкнутыми двигателями мощностью 300— 1250 кВ-A. Питание от сети 50 или 60 Гц, 3300 и 6600 В через трансформатор или от сети 440 В — непосредственно.
Преобразователь частоты выполнен с неуправляемым мостовым выпрямителем, фильтром LC и инвертором напряжения. Инвертор собран из тиристорных однофазных модулей и имеет также улучшенную форму напряжения благодаря использованию многообмоточного трансформатора но эквивалентной 12-фазной схеме.
Выходное напряжение преобразователя трехфазное 3300 и 6600 В или другое, но особому заказу. Выходная частота от 0,5 до 60 Гц.
Основные назначения электроприводов: регулирование скорости воздуходувок, вентиляторов, иасосов для металлургии, перекачных станций морской воды и водоотлива в горной промышленности, водоочистительных станций и др.
В США комплекты промышленного электропривода с частотным управлением выпускают около 20 фирм [54] в большом количестве моделей, различных модификаций и габаритов, отличающихся весьма большим разнообразием параметров, ксчорые трудно систематизировать. Одиако подавляющее большинство их построено на основе рассмотренных нами выше типовых схем. Поэтому представляет интерес не описание отдельных моделей, а общая оценка их свойств, показывающая проверенную на практике техннко-экономическую жизненность тех или других технических решений и характеристик на данном уровне развития.
В зависимости от структуры преобразователей частоты выпускаются вентильные приводы следующих видов, перечисленные в п<>- рядке количества выпускаемых моделей:
Управляемые выпрямители:
с инверторами напряжения........................... 12
с инверторами тока........................................ 2
Неуправляемые выпрямители с инверторами и ШИМ. . 9
Неуправляемые выпрямители с время-импульснымн биполярными прерывателями для регулирования выпрямленного напряжения 4
То же, с однополярными время-ичпульсными прерывателями 1
Специальнь-е схемы............................................. I
Таким образом, преобладающее место занимают два вида частотного привода: первое место — с управляемыми выпрямителями и второе — с неуправляемыми выпрямителями и ШИМ напряжения, питающего иннертор. На третьем месте находятся преобразователи с время-импульсным регулированием напряжения постоянного тока.
По способу формирования напряжения на выходе инвертера первое место занимают преобразователи частоты со ступенчатой формой напряжения (23 и 33 моделей), причем за исключением трех с шести - стунепчатой формой две модели имеют напряжение из 12 ступеней и одна из 6 и 12. Из всех моделей 19 выпускаются в разной шкале мощностей от 4 до 24 габаритов.
Наибольшее число габаритов — 24 в диапазоне 3—1000 кВ-А содержит модель фирмы «Контрол Продакт» пе специальной схеме управления вторичными обмотками. Модель имеет стандартный диапазон регулирования 5—118 Гц и по особому заказу 10—230 или 10—400 Гц. Стабильность частоты +0,05% обеспечивается аналоговыми средствами.
Второе место (18 габаритов в диапазоне 1 —150 кВ-A) занимает модель «Ланцер» (Lancer 44XL) фирмы «Луис Аллис». Эта фирм. ч выпускает пять моделей преобразователей частоты, из них две с инверторами тока (с шестиступенчатым напряжением 18 габаритов и с двенадцатиступенчагым 8 габаритов) в шкале мощностей от 200 до 800 кВ-А. Диапазон частот для первого варианта 0—120 Гц, для второго 0—60 Гц, по особому заказу соответственно 0—200 и 0—120 Гц. Наилучшая стабильность частоты г;0,5°/о в аналоговом варианте и +0,05% в цифровом. Интересно, что эта же фирма выпускает еще три модели — одну с ШИМ инвертором (4 габарита) и две с управляемым выпрямителем: 8 габаритов 10—60 кВ-A и 3 габарита —
75—100 кВ-А.
Уже упомянутая фирма «Коптрол Продакт» выпускает приводы «самой большой мощности (1000 кВ-A), другие фирмы —до 500, «00 кВ-А.
Диапазон регулирования частоты весьма разнообразный: от 0
,до 60, 90, 120 Гц, от 10 до 120 и до 400 Гц, от 60 до 120 Гц и т. д. По точности стабилизации частоты все модели можно разделить ia. два класса: с грубой стабилизацией — от 0,5 до 2%, с точной стабилизацией— от 0,05 до 0,001%.
Большинство моделей (65%) обеспечивает рекуперацию энергии jb сеть до 100% номинальной мощности, а в некоторых моделях до Л50% в течение 1 мин. Основную защиту имеет 80% моделей, непрерывное управление 65%, динамическое торможение 95%, реверс 80% и заправочные скорости 90%, управление ускорением — 95%, а замедлением 85%.
В наиболее типичных областях применения частотного привода первое место занимает многодвигательный привод в разных вариантах:
1) одновременное регулирование частоты вращения всех двигателей с соблюдением заданных соотношений скоростей по всему диапазону;
2) при общем регулировании частоты вращения для отдельных. двигателей могут быть заданы разные сос? гношеиия, неизменные или управляемые;
3) точное согласование скоростей секций лентопротяжных машин с постоянным натяжением материала (машин для полиэтилена и др.).
Для однодвигательных приводов отмечаются такие области преимущественного применения частотного управления:
1) использование в неблагоприятной (пыль, грязь, влажность) ■или агрессивной среде, без защиты специальными кожухами;
2) регулирование скорости от датчиков различных технологических параметров (давления, температуры, скорости и др.);
3) поддержание постоянства окружной скорости шлифовальных кругов и т. п.
При выборе одного из двух приводов — привода постоянного тока или с частотным управлением учитываются следующие преимущества последнего: прочность, надежность и малая инерционность короткозамкнутого двигателя; простота обслуживания; стойкость к агрессивным свойствам среды; безопасность и быстродействие; удобство согласования скоростей многодвигательных приводов и возможность использования рекуперативного торможения в них.
Отмечается также, что благодаря своей «молодости» частотный привод имеет еще много неиспользованных резервов, как в отношении своего качества, в особенности надежности, так и по снижению стоимости.
Наряду с тиристорным электроприводом расширяется применение промышленного электропривода с транзисторными преобразователями частоты.
Например, швейцарская фирма «Машинен фабрик» (Maschinen Fabrik) выпускает для текстильной промышленности две модели преобразователей частоты серии «Текстиверт» (TEXTIVERT) на интегральных транзисторах.
Прео'Зразователь частоты состоит из неуправляемого выпрямителя и автономного инвертора с ШИМ. Питание от трехфазной сети 220 В, 50 и 60 Гц. Выходное напряжение трехфазное, 220 В. Диапазон частот от 1 до 250 Гц. Длительная мощность 1,5 и 2,5 кВ-А с допускаемой перегрузкой до 3 кВ-А в течение 1 мин. Габариты 204 380 x285x117 мм. Масса 6,5 и 7 кг. Двигатели асинхронные коротко - замкнутые и синхронные.
Устройство управления асинхронными двигателями содержит задатчик частоты, преобразователи сигналов, блоки ограничения тока и напряжения. Замкнутой цепи управления частотой подчинена цепь регулирования напряжения, состоящая из задатчика частоты, блоков сравнения, модулятора и блоков ограничения тока.
Во Франции транзисторные преобразователи частоты для асинхронных приводов выпускают несколько фирм. «Телемеканик Электрик» (Tcleniecanique Electriqe) выпускает приводы с инверторами напряжения для питания от трехфазной сети 380 В при мощности 12--24 кВ-Л с расширением до 50 кВ-А. Выходное напряжение трех - фазиое, 220—306 В. Диапазон регулирования частоты 5—1000 Гц. Модель 6 кВ-А — дс1 2000 Гц. Фирма «Джемонт Шнейдер» (Jeumont Schneider) выпускает приводы с инверторами тока для питания о і трехфазной сети 220 В и управлением по методу ШИМ.
В Японии распространена серия транзисторных приводов «Фре - ник (FRENIC) 5000 G» с градацией мощности 1,5; 3; 5; 10; 15; 20 и 25 кВ-А. Первичное напряжение трехфазное, 200 илн 220 В, частота 50 или 60 Гц. Выходное напряжение трехфазиое, 200 В, частота 30, 120 и 210 Гц, диапазон регулирования 10:1, стабильность частоты +1% при температуре 25+10°С. КПД инвертора выше 90%. При мощности более 5 кВ-А используется принудительное воздушное охлаждение.