Упаковка и отгрузка цемента
Весовые механизмы
Упаковка цемента производится автоматическими упаковочными машинами, которые устанавливают в силосном складе. Для упаковки цемента в таре применяют пятислойные мешки из нитроцеллюлозной бумаги (крафт-бумаги), непромокаемой и выдерживающей температуру до 150 °С, а также шестислойные клапанные бумажные мешки (ГОСТ 2226—75 с изм.).
На цементных заводах тарирование цемента в мешки производят на четырехсосковых упаковочных машинах производительностью 700 мешков (35 т) в час. Цемент из силоса проходит просеивающие шнеки и загружается в приемный бункер упаковочной машины, под которым расположены два горизонтальных лопастных колеса, насаженные на горизонтальные валы. Верхнее колесо забирает цемент из бункера и подает в камеру машины, а нижнее забрасывает его через патрубок камеры, на который надевается мешок, опирающийся на платформу весов. По достижении массы цемента в мешке 50 кг клапан на патрубке закрывается, а наполненный мешок опускается на конвейер, автоматически выключая при падении нижнее лопастное колесо. Подача цемента прекращается, а мешок по конвейеру направляется на склад или в вагон.
На цементных заводах используют и более производительные карусельные машины с 5, 6, 10, 12 или 14 сосками. Производительность 12-сосковой упаковочной машины 100 т/ч (или 1900 мешков в час).
Установка карусельной машины позволяет отказаться от строительства склада тарированного цемента и вести погрузку прямо от машины в транспортные средства (например, вагоны).
Транспортирование цемента. Цемент перевозят в специализированных саморазгружающихся железнодорожных вагонах-цементовозах грузоподъемностью 60 т. Цементовоз — цельнометаллический герметически закрытый вагон, разделенный пополам вертикальной перегородкой, в котором торцовые стенки и дно имеют уклон 50°. Таким образом образуются два бункера, загружаемые цементом через люки в крыше вагона. Разгружают цемент через люки в днище бункеров. Недостаток цементовозов — потери цемента и большое пылевыделение.
Этого можно избежать при перевозке цемента в вагонах- цистернах с пневматической выгрузкой грузоподъемностью 55 т.
Для транспортирования цемента на близкие расстояния применяют автоцементовозы различной грузоподъемности. Их изготавливают на базе отечественных грузовых автомобилей.
Автоцементовоз С-570 грузоподъемностью 12 т с пневматической выгрузкой смонтирован в виде цистерны с компрессором на шасси автомобиля МАЗ-200. Цемент из силоса через донные или боковые разгружатели загружают в два люка цистерны. В днище цистерны уложены аэроплитки, под которые подается под давлением воздух. Аэрированный цемент через кран в хвостовой части цистерны по шлангу транспортируется на расстояние до 5,5 м. Расход воздуха 4 м3/ч, производительность 60 т/ч. Аналогичным устройством оборудован цементовоз С-571 грузоподъемностью 7 т, смонтированный на базе автотягача ЗИЛ-164Н.
Цемент в упакованном виде перевозится также в крытых железнодорожных вагонах, автомобилях и на специально оборудованных судах.
На современных цементных заводах применяется автоматизированная отгрузка цемента, осуществляемая с цомощыо управляющей вычислительной машины (УВМ). Названия сбытовой организации, грузополучателя, транспортных организаций, вид и марка цемента хранятся во внешнем запоминающем устройстве машины. На все пункты поставки заведена картотека. Кодовый номер набирается на клавишном устройстве. Оператор вводит карту в считывающее устройство. Отключение питания производится УВМ автоматически, она же выдает водителю накладную и счет. Применение УВМ сокращает время погрузки автоцементовоза до 2—3 мин. Система рассчитана на 3000 потребителей, 500 сбытовых организаций, 120 транспортных организаций, 500 пунктов доставки. Автоматизированная система «Цеыент-1» может управлять отгрузкой по железной дороге и в цементовозах.
Для нормального функционирования цементного производства, связанного с получением и отгрузкой значительного количества различных материалов (например, твердого топлива, сырья, клинкера, цемента и пр.), требуется учет материалов по массе. Для этой цели цементные заводы оснащаются различными весовыми механизмами.
Вагонные весы марок ПН-100, ВПП-100, ВЦ-200 и другие предназначены для взвешивания железнодорожных вагонов, вагонов-хопперов и цистерн широкой колеи.
Автомобильные весы используют для взвешивания автомобилей-цементовозов, а также автомобильного транспорта, доставляющего сырье, топливо и другие материалы, необходимые для осуществления технологического процесса. На автомобильных весах грузоподъемностью 10 и 25 т с размером платформ 550X3000, 12000Х Х3000 мм взвешивают автомашины с прицепом.
Для взвешивания угля применяют автоматические весы ДУ-200, клинкера —ДКЛ-500, цемента — ДЦП-200. Производительность автоматических весов для угля 4— 120, для клинкера — 60—80, для цемента — 30 т/ч. Точность взвешивания ±0,5 %.