СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ
Для двигателей BMW нужно использовать всесезонные моторные масла. Их преимущество состоит в том, что масло не зависит от времени года и его не нужно заменять при окончании зимнего или летнего сезона. Всесезонные масла базируются на жидком сезонном масле (например, с вязкостью 15W). Путем добавления присадок-загустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, так что в каждом режиме работы оно сохраняет смазывающие способности.
Обозначение W в спецификации масла по SAE указывает на то, что его можно использовать зимой.
Под синтетическими маслами понимаются всесезонные масла на так называемой синтетической основе. Кроме всего прочего, они имеют антифрикционные присадки, благодаря чему уменьшается трение внутри двигателя. Кроме этого область применения простирается вплоть до самых высоких температур. Область применения/классы вязкости
Черные полосы — маспа для дизельных двигателей, белые полосы - масла для бензиновых двигателей.
*) специальные масла 10W-X, OW - X, 5W-X должны иметь допуск от фирмы BMW.
Так как области применения масел с соседними классами вязкости по SAE перекрываются, то можно не учитывать кратковременные колебания температуры. Допускается смешивание масел с различными
классами вязкости при доливе масла, а окружающая температура соответствует классу вязкости доливаемого масла.
Недопускается использование никаких присадок в топливе и в моторном масле.
Современные моторные масла представляют собой легированные масла, свойства которых существенно улучшены путем добавления в них различных химических соединений. Эти добавки (присадки) улучшают защиту от коррозии, обеспечивают лучше противодействие окислению, втом числе склонности к образованию отложений в картере двигателя, большую стабильность вязкости, лучшие моющие и очищающие свойства. Чистящие и растворяющие присадки противодействуют не только образованию отложений в двигателе, но и способны растворять отложения и другие загрязнения в масле и поддерживать их постоянно во взвешенном состоянии, поэтому при замене масла все загрязнения сливаются вместе со старым маслом.
Качество моторного масла уже несколько десятков лет обозначается в соответствии с американской системой API (API — American Petroleum Institute,^. американский институт нефти). Обозначение состоит двух букв. Первая буква указывает на область применений: S (Service) — для бензиновых двигателей или С (Commercial) — для дизель
ных двигателей. Вторая буква соответствует качеству масла — чем дальше она по алфавиту, тем выше качество. Масло высшего качества для бензиновых двигателей имеет обозначение SH, а дизельных двигателей— СЕ.
Европейские производители моторных масел используют дополнительно еще спецификацию «ССМС». Эта спецификация учитывает особенности технологии производства европейских двигателей. Масла для бензиновых двигателей в соответствии с их качеством имеют классы качества ССМС-64 и G5, масла для дизелей легковых автомобилей могут иметь спецификацию CCMC-PD1 или более высокую спецификацию CCMC-PD2.
Европейская классификация ССМС была заменена спецификацией АСЕА (ассоциация европейских производителей автомобилей), которая определила необходимые проверки и классы качества. Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей в зависимости от своего качества могут иметь классы качества от АСЕА А1-96 до АСЕА АЗ-96, масла для дизельных двигателей имеют классы от В1-96 до ВЗ-96.
ВНИМАНИЕ: Моторные масла, которые обозначены производителями исключительно как масла для дизельных двигателей, не подходят для бензиновых двигателей. Существуют масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. В таком случае на упаковке указаны обе спецификации (например, CCMC-G5/PD2).
его количеств в цилиндрах, из-за отвода продуктов сгорания и в результате трения. Кроме этого масло расходуется при высоких температурах и при высоких давлениях, которые постоянно присутствуют в двигателе.
На расход масла оказывает влияние режим работы двигателя, манера езды и допуски при изготовлении деталей. Максимально допустимая величина расхода масла составляет 1,5 л на 1000 км.
Масло нужно обязательно долить, если его уровень опустился до нижней метки на щупе (для увеличения уровня масла на щупе от нижней до верхней метки требуется около 1 л масла).
Масляная магистраль
Двигатели автомобилей BMW имеют так называемую циркулярную систему смазки поддавлением. Вта - кой системе масляный насос всасывает моторное масло из масляного картера через сетчатый фильтр и подает его к масляному фильтру. Через среднюю ось фильтра очищенное масло поступает в главную масляную магистраль. При забитом масляном фильтре специальный клапан направляет нефильтрованное масло в обход масляного фильтра непосредственно в главную масляную магистраль. За масляным фильтром давление масла на уровне около 4 бар регулирует редукционный масляный клапан. При более высоком давлении масла клапан открывается, и часть масла стекает обратно в картер.
От главной масляной магистрали отходят каналы для смазки подшипников коленвала. Через косые отверстия в колен вале масло подается к шатунным подшипникам, а оттуда впрыскивается в отверстия цилиндров и на поршни.
Одновременно моторное масло поступает по вертикальным трубопроводам в головку блока цилиндров для смазки подшипников распредвала (валов), гидравлических толкателей клапанов и направляющих втулок клапанов. Блокировка обратного потока обеспечивает, чтобы для смазки этих деталей в головке блока цилиндров всегда было достаточно масла.
конструкция масляного фильтра с винтовой крышкой. Отсоедините провод от выключателя контрольной лампы давления масла и выкрутите выключатель (12). Вместо выключателя контрольной лампы давления масла вкрутите подходящий манометр. Установите крышку масляного фильтра и закрепите ее болтом. Заведите двигатель и дайте ему работать на холостом ходу. На всех двигателях давление масла должно составлять не менее 0,5 бар (кгс/см2). Разгоните двигатель до 5000 - 6000 об/мин, давление масла должно теперь быть от 4,0 бар (дизель -3,8 бар) до 4,7 бар. Установите выключатель контрольной лампы давления масла с новым уплотнительным кольцом и затяните его моментом 20 Нм; подсоедините провод. * Затяните крепления крышки на корпус Выключатель контрольной лам-масляного фильтра м°мент°м 20 Нм. пы давления масла находится на кор - Если давление масла смтъкю от- пусе масляного фильтра. Открутите личается от указанных значений, то болт (2) и снимите крышку масля - нужно обратиться к разделу диагностики ного фильтра, чтобы масло стекало неисправностей. в двигатель. Имеется также другая v Масляный картер - снятие и |
Кроме этого, масло подается еще к цепи (цепям) привода ГРМ с натяжителей, а у бензиновых двигателей - еще и к цепям привода масляного насоса.
Снимите кожух воздушного фильтра с впускным воздуховодом с корпуса воздушного фильтра с впускным воздуховодом с корпуса дроссельной заслонки и выньте его.
Поднимите и подоприте автомобиль подставками. Снимите нижний брызговик моторного отсека.
Слейте моторное масло.
Стяните возвратный масляный шланг с маслоотделителя на направляющей трубке для маслоизмерительного щупа, для чего ослабьте хо-
Открутите болт трубки для маслоизмерительного щупа от держателя. Вытащите направляющую трубку вверх из масляного картера, обратив внимание на уплотнительное кольцо.
Прицепите двигатель к лебедке (подъемнику) и приподнимите его. Если подъемника нет, протяните соответствующий провод через проушины на двигателе, проденьте через трос мощную трубу и обоприте ее на подходящие подставки или же в опоры крыльев.
ВНИМАНИЕ: Не опирайте трубу на крылья! Медленно приподнимите двигатель, убедившись при этом, что не растянулись и не пережались провода и шланги. Подъемник двигателя установлен слева и спра- |
Медленно поднимите двигатель подъемником примерно на 5 мм.
Отсоедините рулевой вал от рулевого механизма (рейки). Для это
го выкрутите зажимной болт и снимите карданный шарнир с рулевого |
Открутите болты крепления насоса усилителя рулевого управления и подвесьте его на двигатель вместе с подсоединенными механизмами с помощью куска проволоки.
ВНИМАНИЕ: Шланги остают ся подсоединенными к насосу усилителя рулевого управления, иначе вытечет жидкость. Если детали гидравлической системы открываются, то нужно уде лить большое внимание чисто те, т. к. попавшая внутрь грязь может привести к выходу уси лителя из стр
Ослабьте крепления правой и левой опор двигателя сверху при- |
С нижней стороны автомобиля открутите нижние гайки обеих опор двигателя.
Если есть, отцепите маслопроводы от держателей на масляном картере.
Отсоедините штекер датчика уровня масла на масляном картере.
Подоприте балку переднего моста напольным домкратом и специальной опорой. На рисунке показано специальное приспособление.
Открутите болты крепления балки переднего моста и опустите ее как можно ниже.
ВНИМАНИЕ: Рулевой механизм и рычаги передней подвески от балки переднего моста отсоединять не нужно.
Открутите болты крепления картера спереди и сзади. |
Наклоните масляный картер и вытащите его назад.
ВНИМАНИЕ: Если картер вы тащить не удается, то сними те штанги со стабилизатора по перечной устойчивости слева и справа и опустите балку зад него моста еще сильнее.
Очистите сопрягаемые поверхности масляного картера и блока цилиндров.
Смажьте стыки на крышке кожуха звездочки и на крышке эластичным герметиком. Слой герметика должен быть около 3 мм шириной и 2 мм высотой.
Прилепите с помощью смазки новую прокладку масляного карте ра и проверьте правильность ее по садки.
ВНИМАНИЕ: Прокладку нужно всегда заменять.
• Установите масляный картер.
Вкрутите болты картера, но пока не затягивайте их. Вначале затяните болты на коробке передач, а затем на двигателе. В заключение за-
тяните болты моментом 10 Нм, т. е. несильно. Если перетянуть болты, то прокладка пережмется и будет иметь неплотность.
Если есть, вставьте маслопроводы в крепления на картере. Вставьте направляющую трубку для маспоиз- мерительного щупа вместе с уплотнительным кольцом и закрепите болтом. Поврежденное уплотнительное кольцо необходимо всегда заменять.
Укрепите возвратный масляный шланг от маслоотделителя на направляющей трубке щупа и зафиксируйте его хомутом.
Намотайте и закрепите штекер датчика уровня масла.
Установите и закрепите штанги стабилизатора поперечной устойчивости.
Поднимите балку переднего моста и закрепите ее болтами.
Соедините рулевой вал с рулевым механизмом (рейкой). Затяните зажимной болт моментом 20 Нм.
Опустите двигатель, уберите подъемник. Затяните крепления обе - ^х^пор^вигателя^оментом^5Нм.
ВНИМАНИЕ: Для затягивания гаек/болтов и креплений двигателя используются следующие моменты затяжки: детали с
резьбой М8 затягиваются моментом 25 Нм, а с резьбой М40 моментом ЛЛЛ 45Нж
Установите насос усилителя рулевого управления.
Залейте масло в двигатель. На маспоизмерительном щупе имеются две метки, которые указывают на количество масла в двигателе. Разница между минимальным и максимальным уровнем соответствует 1 л.
Опустите автомобиль.
Установите воздушный фильтр.
Подсоедините отрицательный провод к аккумулятору.
После контрольной поездки проверьте масляный картер на плотность и, при необходимости, осторожно подтяните болты.
Установите нижний брызговик двигателя.