Чем болеет бизнес
Бизнес, как и люди, тоже болеет. Бывает его бросает в жар, а бывает наступает анемия. Точно так же как происходит кровообращение в организме человека, так и деньги циркулируют в жилах бизнеса. И если в какой-то определенный момент времени возникли проблемы с каким-то из сосудов, то бизнес начинает плохо себя чувствовать. Порой внутри живого организма бизнеса начинает развиваться какая-то злокачественная, никому не заметная болезнь, которая дает о себе знать только тогда, когда лечить ее уже поздно. Также как и люди, сильные – могут выжить или остаться инвалидами, а слабые – умирают.
Самая распространенная причина «болезней» бизнеса – неспособность руководства высшего звена принимать во внимание все факторы, которые оказывают влияние на ведение дела, предугадать возможные последствия каждого действия, моделировать ситуацию, оценивать ее, разрабатывать и реализовывать стратегию своего бизнеса, планировать управление изменениями и совершать конкретные шаги в направлении реорганизации заболевшего бизнеса. Конечно, нельзя не учитывать влияние человеческого фактора, но все же от опыта, знаний и умений руководителя и его подчиненных зависит степень предпринимательского риска. А если речь идет о бизнесе, который работает на высококонкурентном рынке, то здесь цена каждой ошибки возрастает.
Из практики развития многих фирм, можно почерпнуть много интересного материала для курса «Что не стоит делать в бизнесе». Но большинство предпринимателей игнорируют получение таких важных знаний и негативный опыт никто скрупулезно не анализирует.
Данные о такого рода опыте накапливаются только лишь у консультантов, которые обслуживают разные компании.
На самом деле все ошибки связаны с безграмотностью, стереотипностью мышления или непредусмотрительностью. Результат всегда одинаков – бизнес начинает «болеть»и может даже умереть.
Итак, чем же «болеет» бизнес и как лечатся его болезни?
1. Вегетососудистая дистония
Чтобы развить свое дело, необходимо продвигать свой товар на рынке. Часто предпринимателям приходится влезать в долги для покупки очередной партии товара или же брать предоплату с покупателя. Поначалу данная стратегия себя оправдывает: продажи растут. Но потом наступает день, когда прибыль есть, но вкладывать приходится больше. Такой «взрыв ликвидности» может просто погубить бизнес.
Что делать? Как только затраты больше прибыли, необходимо сократить расходы на развитие новых направлений и сокращать долговые обязательства.
2. Кома, вызванная жадностью
Часто в бизнесе происходит следующий сценарий: компания успешно выходит на рынок, занимает свою нишу, находит своих клиентов. И на данном этапе владельцы решают «снять сливки», вместо того, чтобы инвестировать средства в разработку нового продукта. Такая ошибка приводит к замедленной смерти компании. Происходит крах даже не молодых, хорошо зарекомендовавших себя на рынке, компаний.
Что делать? Все время оценивать рынок, искать на нем новые ниши, следить за своими конкурентами, вкладывать деньги в развитие.
3. Зависимость от контрагентов
Если компания зависима от одного или более контрагентов, то это делает ее уязвимой. Бывают даже случаи, что приходится замораживать продажи, потому как у единственного поставщика возникли проблемы с доставкой. Причиной может быть любой форс-мажор.
Что делать? Не думать, что если договор заключен, то больше не стоит вникать ни в какие процессы.
4. Долгосрочные проекты
Для развития своего дела предприниматели берут кредиты для покупки оборудования и недвижимого имущества. Срок окупаемости таких основных средств большой, ежемесячные платежи по кредиту также большие, а вот прибыль на начальном этапе развития компании маленькая. А бывает даже, что в первый год-два она вообще отсутствует.
Поэтому если не принимать во внимание все нюансы подобных сделок и не просчитывать каждый свой шаг, то можно поставить крест на своем бизнесе.
Медицина для бизнеса
Как и люди, бизнес не спешат лечить у профессионалов. Предприниматели думают, что все знают и занимаются самолечением. Потом, когда обращаются к специалистам, выясняется, что случай уже запущенный.
Выясняется, что для бизнесов есть своя медицина. Это – консалтинг.
За границей функционируют тысячи фирм, предоставляющих консалтинговые услуги. Там принято в каждой «приличной» семье иметь своего доктора и в каждой «приличной» компании иметь своего консультанта, с которым можно проконсультироваться по поводу любого вопроса.
В нашей стране бизнесмены пользуются лишь ограниченным перечнем услуг консалтинговых фирм. В основном это аудит и реинжиринг бизнес-процессов.
В мировой практике существует несколько видов консалтинга:
- Экспертное консультирование (диагностика предприятия, разработка инструкций рекомендательного характера, анализ документов и т.д.).
- Организационно-методического консультирование (разработка рекомендаций по улучшению деятельности компании, разработка комплексных программ развития, разработка стратегии развития и т.д.).
- Процессное консультирование (решение текущих вопросов компании, работа с работниками компании и ее руководством, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.).
- Педагогическое консультирование (обучение персонала компании).
Больше всего пользы приносит процессное консультирование, ведь в данном случае консультант принимает участие в деятельности компании, что не может не влиять на ее развитие.
Не пройти ли диспансеризацию?
Обращаться к специалистам лучше не тогда, когда бизнес уже «болен», а гораздо раньше. Профилактическое консультирование хоть и не вошло еще у нас в обиход, но необходимо любому бизнесу как воздух.