Человек — работа
За годы занятий бизнесом у меня сложилось некоторое понимание бизнеса, которое, я думаю, интересно людям. Это понимание мне не удается передать коротко, в нескольких фразах. Для того, чтобы мой собеседник почувствовал то, что я ему пытаюсь передать, часто бывает необходимо пять и более часов непрерывного общения. После этого собеседник го-ворит, что в этом что то есть, но он сам еще не может объяснить этого другому слушателю.
Излагать, повторяясь, это понимание разным людям, становится все менее увлекатель-ным. А рассказывать нечто более глубокое невозможно, не изложив основы.
Первой моей попыткой было издание в двух томах (тиражом в 100 экземпляров), сбор-ника 10 книг разных авторов, писавших об успехе в бизнесе, которые, как мне казалось, мо-гут быть очень полезны. Это было сделано в рамках программы обучения в моей фирме. Я тщательно отобрал эти книги из многих сотен книг о бизнесе, изданных на русском языке. Каждая из книг обладает большой силой убеждения.
Я ожидал, что возрастет эффективность в работе сотрудников моей фирмы и моих зна-комых, занимающихся бизнесом, которые имели возможность прочитать этот сборник. Этого не произошло.
Во первых, почти никто не прочитал больше двух трех книг из этого сборника. Во вторых, их прочтение ничего не изменило в образе мыслей и действий читателя. Я не питаю иллюзий, что эта книга сможет изменить образ мыслей, способ мышления читателя. Как мне теперь известно, через тексты невозможно изменить человека – и весь опыт мировой литературы доказывает это.
Только сам человек может изменить себя.
Да и откуда вообще появилась мысль о необходимости кого то изменять? Наблюдая за людьми – за их поступками, мыслями, сменой эмоций, настроений, и т.п., на ум приходит сравнение с броуновским движением.
Сергей Чернышев как то привел мне такой образ. Представьте себе трубку с молекула-ми, которые находятся в броуновском движении, непрерывно двигаясь и сталкиваясь друг с другом. Если мы начнем наблюдать за одной из молекул, то увидим, что находясь в непре-рывном движении, эта молекула, собственно, никуда не продвигается. Теперь представьте себе, что на трубку наложено электрическое поле, и некоторые частицы заряжены. Тогда, сталкиваясь с более крупными молекулами, отлетая назад и расталкивая более мелкие, заря-женные молекулы будут, несмотря ни на что, продвигаться в одном направлении. И это бу-дет уже движение, которое имеет начало и конец. Перенося эту аналогию в человеческий мир, я бы сказал, что большинство людей напоминают незаряженные частицы и являются обладателями блуждающего разума.
Опираясь на высказывание Г. Гурджиева «Результат в работе пропорционален созна-тельности в ней», можно утверждать, что средняя сознательность в работе близка к нулю, и результат – тоже. Вряд ли кто из нас может точно и аргументировано ответить на вопрос, почему сегодня мы занимаемся тем, чем мы занимаемся, и почему мы это делаем именно та-ким способом.
И если люди в конце двадцатого века считают достижением то, что у них есть где жить, на чем ездить и они не голодают, но при этом почти никто не уверен в завтрашнем дне, то, видимо, что то не так. Хотя бы потому, что и 1000 лет назад люди где то жили, на чем то ездили (точнее, на ком то), не часто голодали и тоже не были уверены в будущем. И не стоит радоваться тому, что квадратных метров жилья на человека стало больше, скорость передвижения возросла, а пища стала лучше упакована. То, чем пришлось за это заплатить, стоит намного дороже этих сомнительных преимуществ. Тем более, что на душе у человека по прежнему днем и ночью скребут кошки. И человек, находящийся в стабильно радостном расположении духа, так же редок, как и раньше.
Я специально не говорю о некоторых духовных аспектах. Все таки эта книга о бизнесе, а не о душе. Хотя оба понятия связаны между собой намного сильнее, чем может показаться.
Так вот, о связи между сознательностью и результатом. Есть правило Парето – 20% людей выпивают 80% пива, 20 % дилеров обеспечивают 80% оборота, 20% сотрудников фирмы дают 80 % прибыли.
В приложении к отдельному человеку – 20% действий и мыслей дают 80% результата. Из этого очевидна необходимость расстановки приоритетов. Выделение эффективных действий и отбрасывание 80% суеты, дающей всего 20% результата (или, если хотите, 20% денег).
Большинство людей находятся в суете шаблонов, стереотипов, привычек. И, с огром-ной скоростью бегая по замкнутому кругу, не оставляют ни времени, ни сил на повышение собственной эффективности. Человек способен годами, десятилетиями воспроизводить один и тот же шаблон, стереотип, и также шаблонно – десятилетиями – жаловаться на жизнь. Как сказал Гегель, что человек делает, таков он и есть. То есть – ходячий шаблон. Отнестись с исследовательским азартом экспериментатора к собственной жизни почти невозможно даже для людей, профессией которых являются исследования и эксперименты в какой либо области. Поражает упорство, с которым человек утром начинает работу, вечером, до предела уставший, валится на диван, десятилетиями неудовлетворен результатами, но при этом у него ни разу не возникает мысль: а, может, я что нибудь делаю не так? Или не то?
Можно совершенно уверенно заявить каждому читателю (к автору это тоже относится). Все, что мы делаем, – не то и не так. И происходит это из за нашей умственной лености и нежелания отказываться от привычных, неэффективных шаблонов и стереотипов. На самом деле, мы все очень ленивы. Очень легко бывает делать тупую, тяжелую физическую или ин-теллектуальную работу и очень трудно посмотреть на себя исследовательски.
Сплошь и рядом можно увидеть трудоголика, который с утра до вечера звонит по теле-фону, проводит деловые встречи, составляет и рассылает бумаги, не получает годами (!) приличных результатов, и умудряется не оставить себе ни одной минуты на анализ: почему же то или иное не срабатывает?
Трудолюбие – это опасный миф. Тяжелая работа ложно оправдывает человека перед самим собой, семьей, сотрудниками. Упрекнуть такого человека за недостаточные результа-ты – это якобы несправедливо обидеть. Ведь посмотрите, как он много работает.
Я думаю, что, наоборот, нужно отрицательно относиться к людям, которые много рабо-тают. Они – лентяи, они не хотят делать небольшое количество по настоящему трудной, дей-ствительно эффективной работы, а предпочитают делать большое количество тупой, при-вычной работы.
Вторая причина трудоголизма – тщеславие. Я работаю больше, значит, я лучше вас.