— существенный метод работы экономической разведки, суть
— существенный метод работы экономической разведки, суть которой — дезинформация, избыточная информация, недостаточная информация, "резонансная камера". Отдельные коммерческие секреты постоянно практикуют фильтрацию и тщательную дозировку информации, переводимой на иностранные языки. Такая тактика недостаточной информации оправдала себя, помешала другим фирмам точно определять цели и задачи конкурентов. Использование метода избыточной информации, который заключается в публикациях толстых докладов, насыщенной недостоверными данными. Такая информация во многих случаях подается в качестве подлинной.
МАРИХУАНА
— трава преступности и ада. (Латинское название марихуаны (индийской конопли) "cannabis sativa"). Хотя это растение распространено по всему миру, концентрация собственно наркотического вещества в нем значительно колеблется в зависимости от места произрастания. Так, марихуана, выращиваемая в США, отличается самым малым содержанием наркотического вещества — от 0,2 до 2%. Мексиканская марихуана сильнее, а в той, что выращивают на Ямайке, от 4 до 8% наркотического вещества. Чемпионом в этой области является колумбийская марихуана, содержащая 6- 10% наркотического вещества.
Это растение традиционно использовалось для получения пеньки и изготовления веревок. В зависимости от природных условий его рост колеблется от одного до двадцати футов. Стебель растения полый, волокна крепкие, что и позволяло делать из них веревки и канаты, а также ткани. На стебле располагаются темно-зеленые листья, способные достигать трех дюймов в ширину и семи в длину. Вот эти-то высушенные и измельченные листья и используют для курения наркоманы.
Марихуана также является источником гашиша, изготовляемого из смолистых выделений ее цветов. Смола содержит от 5 до 12% наркотического вещества, а после изготовления так называемого "гашишного масла" содержание наркотика в нем порой доходит до 60%.
Индийская конопля считалась столь ценной, что ее разводили по приказу английских королей. В 1611 году она была посажена в Виргинии, чтобы обеспечить британский флот необходимым количеством корабельных канатов и парусов.- Когда некоторые колонисты стали настаивать, что для их колонии более выгодно выращивать табак, известный в то время под названием "горького сорняка", их предложения были отвергнуты Яковом I. В 1630 году колонисты изготовляли из индийской конопли половину своей зимней одежды и почти всю летнюю. Одичавшая конопля до сих пор растет в Кентукки и заключенные, которым разрешают работать вне тюремных стен, иногда разводят ее на замаскированных делянках. Даже Джордж Вашингтон выращивал индийскую коноплю, отчасти для получения необходимых медицинских препаратов, отчасти из-за ее волокна.
О марихуане ходили самые разноречивые сплетни, но это продолжалось лишь до тех пор, пока не появилось созданное Анслингером Федеральное бюро по борьбе с торговлей наркотиками, организовавшее кампанию против этого наркотика. В 1930 году марихуана была запрещена только в шестнадцати штатах. Через семь лет она была запрещена во всех штатах.
В США знают марихуану под различными названиями: "золото Акапулько", "брокколи", "баш", "травка", "конопля" " "панамская красная", "чай
Марихуана доставляется сейчас из Колумбии.
Полицейские агенты считают, что перехватыва - 1 ют менее 10 процентов всей марихуаны, идущей из Колумбии.
Конференция в Женеве еще в 1925 году запретила производство, продажу и перевозку марихуаны в числе других опасных наркотиков. Многие страны ратифицировали это решение. Оно было дополнено Конвенцией 1961 г., которая подтвердила, что употребление марихуаны разрешено исключительно в медицинских целях.
МАРКЕТИНГ-МИКС
- набор маркетинговых средств, с помощью которых предприятие стремится воздействовать на спрос производимого им товара. К числу таких элементов ММ относятся: товар, цена, место и условия, продажа, реклама и стимулирование.
Применительно к каждому из указанных элементов ММ означает: ориентацию на потребителя, изучение его спроса; формирование ассортимента продукции и услуг исходя из потребностей потребителя; гибкую политику ценообразования, удовлетворяющую всех участников товаровложения, вплоть до конечного потребителя; обеспечение выбора наиболее доступных и удобных каналов закупок и продаж, использование различных мер стимулирования и поощрения продавцов и посредников за реализацию, а потребителей — за приобретение продукции данного предприятия.
МАФИЯ
— синоним организованной преступности.
Относительно этимологии слова "мафия" существуют различные точки зрения. Лингвисты ведут происхождение слова от арабских корней от слова "maxiac" ("смелый", "смелость"), или "му афах" — "клан, который охраняет своих членов". Более обо - сновательны попытки связать происхождение слова "мафия" с лексикой XIX столетия. В сицилийско - итальянском словаре, изданном в 1868 году, говорилось, что слово "мафия" — неологизм и означает "проявление бравады", а словарь издания 1876 года говорит, что это слово означает "банда". Таким образом, на это время слово "мафия" относилось и к организации и к определенному состоянию поведения человека.
И сегодня в некоторых районах Сицилнн слово "мафия" употребляется в значении "рисоваться", "искать дешевую популярность".
В 60-х годах XX в. возникло новое название "Cosa nostra", что в переводе с итальянского означает "наше дело". Впервые его вспомнил во время допросов гангстер Джозеф Валлаччи, который входил в "семью" Винто Дженовезе. До этого ее (мафию) звали Юнионе Сицилиана, Комбинейшн, Синдикат.
Какова внутренняя структура этой организации? Наиболее основательно этот вопрос исследован профессором социологии Калифорнийского университета Дональдом Кресси. Он считает, что она складывается из 24 территориальных групп. Численность каждой из них колеблется от 20 до 800 человек. Наиболее крупные и влиятельные "семьи" в Нью-Йорке, где с начала 30-х годов традиционно существует 5 "семей", а также в штатах Нью-Джерси, Иллинойс, Флорида, Луизиана, Невада, Мичиган и Рой - Айленд. Во главе стоит босс, которого также называют иногда по-итальянски "дон". В Нью-Йорке иногда главу "семьи" называли "крестным отцом".
Босс пользуется почти абсолютной властью в своей "семье", его авторитет безупречен, его приказы подлежат безусловному выполнению. Босс назначает своего "заместителя" или "коммокано". Он передает его приказы, собирает информацию для босса, а в его отсутствие исполняет все его функции. Одинаковое с "заместителем" положение занимает так называемый "советник" (консильере). Обычно это наистарейший член организации, также назначенный боссом. Сам он не издает приказов или распоряжений. Его авторитет и влияние определяются тем, что он — носитель традиций и опыта "семьи, доверенная особа босса, дает советы всем ее членам включая вожака. Важную роль в руководстве "семьи" играет так называемый "баффер", который является соединительным звеном между боссом и членами "семьи". Для того, чтобы иметь алиби на случай провалов, боссу запрещено вступать в непосредственные контакты с членами "семьи", получать деньги, лично рассматривать конфликты между ними. Всем этим от его имени занимается "баффер". На более низком уровне в иерархии находятся "лейтенанты" ("капореджиме"). Они возглавляют группы рядовых мафиози. У "лейтенантов" есть один-два помощника, которые непосредственно общаются с рядовыми Мафии, которых называют "солдатами" или "пуговицами".
Прием в члены Мафии проводится по традиционному ритуалу. Торжественно-таинственная процедура призвана подчеркнуть значение приема в организацию, укрепить ее внутреннюю общность, связать всех членов скрепленной кровью клятвой соблюдать круговую поруку.
От обычных преступников мафиозные группировки отличаются в первую очередь тем, что они создают высокоэффективные функциональные структуры и специализируются на четко определенных видах деятельности. Общее же для всех них — высокий уровень современного менеджмента, строгое иерархическое построение и глубокая законспи - рированность.
Большинство членов "семей" говорят на жаргоне. Сидят, например, двое в ресторане, один кивает на мужчину у входа — "Артишок". Кличка? Вовсе нет. Это звание — оно означает шефа группы гангстеров. О том, кого устранили, говорят: "Погашен".
Женщина, которую ликвидировали, — это "настоятельница монастыря", наркотики — "пепел", револьвер ~ "нырок", золотой песок -"мусор". О невооруженном человеке скажут: "Порожний". Полицейский на отдыхе — это "капрский петушок", патрульный полицейский -"петух с пером".
Язык жестов существует у мафии, особенно у старых мафиози, придерживающихся традиций. Очень важна при этом роль шляпы: если шляпа сдвинута направо — "за мной следят", сдвинута назад — "срочно на помощь", сдвинута налево — "я вижу тебя и постоянно слежу за тобой".
Тайный язык мафии — не только требование конспирации. Он имеет еще один смысл: любая общность вырабатывает свой жаргон, свой язык. А мафия — нечто большее, чем общность. Иногда, ее называют "государством в государстве", но это не совсем точно. В некоторых отношениях мафия вне государства и не зависит от него.
Самая большая трудность для полиции при расследовании совершенных мафией преступлений заключается в том, чтобы заставить подследственных нарушить обет молчания, которого строжайшим образом придерживаются все мафиози.
МАХОЛОГИЯ
— наука борьбы (от греческого махе — борьба и логия — наука), которую создал шахматный гроссмейстер Эммануил Ласкер (1868- 1941). Чемпион мира по шахматам с 1894 по 1921 г.
Основным положением махологии является отдача не всех действий, а только борьбы, и то не любой, а ведущейся по определенным правилам.
Если к малой силе приближается большая, то меньшая сила продвигается в направлении наименьшего натиска. Временами малая сила может атаковать большую, но тогда она должна ударить в центральное звено. В случае, когда противники обладают равными силами, при том, что у одного силы сосредоточены, а у другого рассеяны на определенном пространстве, эффективная тактика располагающего рассеянными силами состоит в рассеянии сил противника Удар в центральное звено рекомендуется тогда, когда у противников равные силы, но в неодинаковой степени рассеянные; узловое звено атакует сторона, располагающая более сосредоточенными силами. В борьбе сил, равных с любой точки зрения, каждой атаке соответствует адекватная защита. Атака тем полезнее, чем большим перевесом обладает атакующая сторона. Перевес может быть не только количественным, в случае равного их количества stratoi (борющихся подразделений), перевес иногда может дать даже неизмеряемое их качество. Слабейшая сторона может быть вынуждена к побегу, но только тогда, когда у нее будет куда убегать. Очень трудным противником является некто, стоящий на позиции осужденного на казнь, то есть кто-то, у кого нет возможности побега и никакого другого выхода из ситуации.
А что делать противнику, не имеющему шанса выиграть? Он тоже должен атаковать, — утверждает Э. Ласкер, — если же ему не хватит сил, то, по меньшей мере, надо упорно обороняться, рассчитывая на какие-то непредвиденные, но благоприятные для него обстоятельства, которые могут возникнуть в будущем. Отказываясь от борьбы, мы перечеркиваем это правдоподобие, которое хотя и малое, но всегда ведь существует В случае, когда борьбу между собой ведут мастера борьбы, любой их ход принадлежит к определенной тактической системе Если условия и силы равны, исход борьбы мастеров непредсказуем. Ошибочный код состоит не в том, что в данный момент уменьшает силы, а в том, что в результате ведет к поражению. Поэтому у мастеров так сильно предопределены ходы, и они считают, что чем больше мастерство, тем меньше свобода.
Демонстрацию мыслей Э. Ласкера закончим его афоризмами: "Бизнесмен, который ожидает, что дело принесет ему немедленный выигрыш, когда он умножит вложенные деньги, напоминает агониста, рассчитывающего на слишком большие результаты атаки, на слабые стороны противника".
"Человеческая природа отличается рациональностью и неистовством; однако, кажется, что центры неистовства в мозгу человека лучше развиты, чем центры рациональности". Высказывания Ласкера - полезный конструкционный материал для практической работы.
МЕДВЕДЬ
("понижатель"). Биржевой маклер, играющий на понижение, т. е. исходящий из возможного понижения цен на фондовой бирже, своего рода "биржевой пессимист". Доход "медведя" определяет разница между ценой покупки акций и ценой их продажи. Это название связано с тем, что медведь, нападая на врага, бьет лапой сверху вниз.
МЕЛОН
— сумма необычайно высоких прибылей, предназначенных для распределения.
МЕНЕДЖМЕНТ РИСКА
("управление риском") — это разработка методов и средств, уменьшающих вероятность появления неблагоприятных результатов в ходе производственной деятельности или локализующих отрицательные последствия.
Ученые многих стран занимаются различными аспектами проблемы риска в рамках и под эгидой международных организаций — ВОЗ, МАГАТЭ, ЮН ИДО (Организация ООН по промышленному развитию). Крупный международный научный центр — Международный институт системного анализа (ИИАСА) в Вене. В начале 80-х годов проблема риска разделилась на два независимых элемента — оценка риска и управление риском.
В 1979 г. в США было создано Федеральное агентство по управлению в чрезвычайной обстановке. Его деятельность предусматривает выполнение двух основных функций:
Сбор, обработку и анализ информации;
Разработку и реализацию мер по уменьшению риска возникновения экстремальных ситуаций иди смягчения их последствий для населения и экономики.
Первые законодательные акты о предупреждении вреда от промышленной деятельности приняты в Нидерландах более 150 лет назад.
В Японии на решение вопросов, связанных с проблемой риска, существенное влияние оказывают такие факторы, как географическое положение и темпы социально-экономического развития. Большой риск природных бедствий (землетрясения и наводнения), часто происходящих в Японии, вынуждал власти осуществлять защитные мероприятия. А затем еще присоединился такой фактор, как бурный рост промышленности. Поэтому вопросы риска занимают видное место в общественной и политической жизни Японии. Активно там начали заниматься данной проблемой с 1951 г. после создания при университете в г. Киото научно-исследовательского института предупреждения бедствий.
Концепция управления риском включает три основные позиции:
Выявление последствии деятельности экономических субъектов в ситуации риска;
Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;
Разработку и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимательских действий.
МЕРЧЕНДАИЗИНГ
- комплекс работ, планируемых и производимых непосредственно в торговом предприятии. Он включает развитие самообслуживания и других форм активной продажи товаров, выкладку и демонстрацию товара, его потребительских свойств, использование упаковки ("безмолвного продавца"), маркировку товаров и исчерпывающую информацию для покупателя; гибкую политику цен; внутримагазинную рекламу; расширение дополнительных торговых услуг; стимулирование спроса и др.
МETA
— условие сделки, в соответствии с которым ее участники делят пополам прибыли и убытки.
МЕТОД "ЗВ"
(buts-besoins-bases): "цель-потребность-база". Данный метод служит фундаментом для построения информации. Работа должна начинаться с определения целей, которые предопределят потребности в необходимой информации, а затем и базы для наблюдения.
Для деятельности предприятия обычно достаточно шесть баз для наблюдения: конкуренция; рынки; технологии; законодательство; ресурсы; общие тенденции.
МЕТОД "LOTS"
Шведское - лоцман) ~ попытка объединить все элементы целостного взгляда на бизнес.
Разработан примерно в 1980 г. Lots вначале применяли для оценки рыночного потенциала гиалю - ровой кислоты (экстракта петушиных гребешков). В результате анализа маркетинг этого товара был сосредоточен в области глазной хирургии — одной из десятков областей возможного применения кислоты. Это было самой выгодной операцией фирмы "Фармация": продукт под фирменным названием "Хеалон" произвел революцию в современной глазной хирургии.
С тех пор язык Lots был систематизирован.
Философия Lots исходит из того, что компания, государственное учреждение или какая-либо другая организация должны стремиться и уметь приспосабливать свои действия к требованиям покупателей.
Метод Lots включает детальное, последовательное обсуждение ряда проблем бизнеса на различных уровнях и различной степени сложности: от корпоративной миссии компании в целом до индивидуального проекта внутри предприятия. От качества такого обсуждения зависит, насколько успешным будет применение метода Lots.
Обсуждение включает девять этапов, касающихся: существующего положения, стратегии, долгосрочных целей, краткосрочных целей деятельности, анализа, кадрового потенциала, планов развития, организации и отчетности.
МЕТОД "МАУГЛИ"
- управление "технологическими джунглями". Этот метод разработан во Франции на основании результатов анализа внедрения технологических изменений на 120 предприятиях, проведенного в 1987 г.
Этот метод можно с одинаковым успехом применять как при планировании изменений, связанных с обновлением техники, так и при замене материалов и процессов.
Программа метода состоит из двух модулей. Первый используется при разработке проекта, второй — для экспертной оценки разработанного проекта и оценки эффективности новой системы при работе в оптимальном режиме.
В основе концепции метода лежат 4 принципа:
Учитывать все задачи и их взаимодействие;
Выбирать из возможно большего количества вариантов;
Внести в расчет оценки проекта количественные и качественные параметры;
Организовать участие всех.
В данном случае встает вопрос об управленце нового типа — руководителе технологического развития предприятия.
МЕТОД "OPSEC"
(operation security) - концепция системного подхода к обеспечению защиты конфиденциальной информации. Автор — известный специалист в области обеспечения безопасности А. Паттокос, в прошлом сотрудник разведслужбы.
Метод "Opsec" является универсальным и может использоваться как для защиты технологических и коммерческих секретов предприятия, так и для обеспечения сохранности государственной тайны. Он широко используется не только фирмами США, министерство обороны США активно использует эту методику для организации защиты секретной информации, циркулирующей в нем. Следственная часть МО США организует специальные курсы по обучению практической реализации методики "Opsec".
По утверждению автора метода, "Opsec" является эффективным средством сокрытия намерений, планов, мероприятий, технологий, позволяет постоянно быть "на шаг впереди противника", что в промышленной сфере означает устойчивое поддержа-
Ниє конкурентоспособности производимой продукции, финансового состояния предприятия.
Суть метода в том, чтобы пресечь, предотвратить или ограничить утечку той части информации, которая может дать конкуренту возможность узнать или "вычислить", что осуществляет или планирует предприятие, и в результате опередить его на рынке.
Процесс организации защиты информации по методу "Opsec" проходит поэтапно.
Первый этап ("анализ объекта защиты") состоит в определении того, что необходимо защищать. На этом этапе проводится анализ по следующим направлениям:
- какая информация нуждается в защите;
- наиболее важные элементы (критические) защищаемой информации;
- определяется срок жизни критической информации (время, необходимое конкуренту для реализации добытой информации);
- классифицируются индикаторы по функциональным зонам предприятия (производственно-технологические процессы, системы материально-технического обеспечения производства, персонал фирмы, финансы, управление и т. д.).
В ходе второго этапа осуществляется "выявление угроз". При этом:
- определяется, кого может заинтересовать защищаемая информация;
- оцениваются методы, используемые конкурентами для получения этой информации, а также вероятные направления использования слабых мест в существующей на предприятии системе обеспечения безопасности в конкретном случае;
- разрабатывается система мероприятий по пресечению действий конкурента.
На третьем этапе анализируется эффективность принятых и постоянно действующих подсистем обеспечения безопасности (физическая безопасность, безопасность документации, надежность персонала, безопасность используемых для передачи конфиденциальной информации линий связи и т. п.).
Затем моделируется планируемая операция и составляется хронологическое описание событий (или их функциональные связи), безопасность которых необходимо обеспечить. Для каждого события планируемой операции определяются индикаторы, которые могут служить отправными данными для выявления критической информации.
Определяются возможные специфические источники информации, анализ которых может привести к выявлению таких индикаторов (статьи в прессе, пресс-релизы, телефонные разговоры по незащищенным каналам, небрежное отношение к черновикам, передача излишней информации в ходе ведения переговоров, а также установившиеся стереотипы, шаблоны в повседневной работе и процедурах и т. п.).
На основе проведенных на первых трех этапах аналитических исследований определяются необходимые дополнительные меры по обеспечению безопасности, что составляет содержание четвертого этапа.
При этом перечень дополнительных защитных мер, позволяющих "закрыть" выявленные уязвимые направления, сопровождается оценкой затрат, связанных с применением каждой меры. Сопоставление ожидаемого снижения уязвимости и предстоящих затрат позволяет оценить экономическую целесообразность предполагаемых мер.
На пятом этапе руководящими лицами фирмы, компании, учреждения рассматриваются представленные предложения по всем необходимым мерам безопасности и расчет их стоимости и эффективности.
Шестой этап — этап реализации принятых дополнительных мер безопасности с учетом установленных приоритетов.
Седьмой этап заключается в осуществлении контроля и доводке реализуемых мер безопасности. При этом проверяется эффективность принятых мер, выявляются оставшиеся незащищенными или вновь возникшие уязвимые места. Реализуемые меры доводятся до оптимального уровня, вводится постоянный контроль за их функционированием.
Метод "Opsec" требует участия в его реализации группы аналитиков из числа опытных специалистов в тех областях знаний, которые необходимы для проведения анализа. Группа должна быть небольшой, а в случае необходимости могут быть привлечены эксперты по вопросам, которые требуют уточнения.
МЕТОД ПРОВОЛОЧЕК
Промедление, затягивание дела. Однако в борьбе он во многих случаях оказывается полезным. Данный метод связывают с именем римского диктатора Квинта Фабия Максима ("Кунктатора"), победителя Ганнибала Он так долго откладывал решающую битву, что войска пунического завоевателя стали, наконец, морально разлагаться, ослабели, утратили боевой дух.
При известных условиях медлительность переходов в наступление оправдывается. Вопрос только в том при каких условиях? Для получения ответа полезно вспомнить общее положение, что победу одержит тот, кто сосредоточит большие силы в решающем месте и в решающее время. Заранее никогда не известно, когда следует нанести удар, чтобы получить желаемый результат, очень трудно определить оптимальный момент, особенно благоприятный для данного действия. В древности такой момент изображали в образе бегущего человека с волосами спереди и лысиной на затылке: когда он приближается, его можно схватить за волосы, но когда он пробежал, как ухватиться за лысину? Умение в действии и в борьбе зависит от умения надлежащим образом выбрать момент для соответствующего импульса.
Расторопнее действует тот, кто максимально медлит с данным импульсом. Это случается тогда, когда время "работает на нас", когда силы противника с течением времени сами ослабевают или слабеют в большей степени чем наши, либо когда коэффициент превосходства наших сил, вначале небольшой, с течением времени растет.
МЕТОД "ЧЕРНОГО ЯЩИКА"
- принцип сохранения конфиденциальной информации при описании технических новшеств на Западе. Публикующиеся новые разработки, изобретения обычно описываются без излишних подробностей (даются заданные параметры), полученный результат и общие принципы работы устройства. По методу "черного ящика" делается и реклама новых технологических процессов, приборов. Этот же принцип лежит в основе любого ноу-хау.
МИКС-ФОНД
— смешанный фонд капиталовложений (движимость и недвижимость).
МИНОРНЫИ ПАКЕТ АКЦИИ
- объем акций, не дающий права контроля над компанией.
МИРЕКУТЕКИ ХИНСИТЦУ
- японские автомобильные и другие компании сейчас активно осуществляют переход от доктрины "атаримэ хин - ситцу" (гарантированного качества) к концепции "мирекутеки хинситцу" (качества, поражающего воображение).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЖЕЛАЕМОЙ СИТУАЦИИ
— самый основательный способ совершения компьютерного преступления с помощью хорошо отлаженных и много раз проверенных (с помощью прогонов на ЭВМ) программ.
В США преступникам удается расшифровывать до 20 процентов программ.
В 1989 году в Амстердаме состоялся международный съезд компьютерных пиратов. В ходе съезда современный Робин Гуд информатики продемонстрировал возможности подключения к любой системе ЭВМ. В качестве доказательства своих способностей представители одной из групп, подключившись к ЭВМ местного банка, получили 270 тысяч франков. Вернув на следующий день эту сумму, пираты продемонстрировали уязвимость системы защиты банковских компьютеров.
МОДЕЛЬ МАК-КИНСИ "7S"
- способ осмысления проблем, связанных с развитием или перестройкой организации Ее название идет от семи факторов (семи слов, начинающихся в английском языке на букву S), которые, по мнению экспертов компании "Мак-Кинси", являются важными: стратегии (strategy), навыков (skill), общепризнанных ценностей (shared values), структуры (strukture), систем (systems), кадров (staff) и стиля (stylle). Обычно, когда компания собирается изменить свою организацию, семь составляющих изменяются именно в такой последовательности. Модель МАК-КИНСИ очень часто неправильно понимают и неверно применяют. В действительности она не претендует на то, чтобы дать четкое руководство по развитию бизнеса или разработке стратегии, эта модель просто представляет целостный взгляд на развитие. То, что некоторых сбивает с толку название, не означает, что модель не имеет познавательной ценности.
МОДЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА
- новый подход к проблеме инновации и внедрения научно - исследовательских работ, разработанный в корпорации "Дюпон" (США). Компания поделила свою главную лабораторию на так называемые "центры совершенствования", каждый из которых специали- зируегся на какой-то конкретной технологии, будь это новая керамика или микробиология.
В каждом таком подразделении ученые ведут исследования бок о бок со специалистами производственных отделов но выпуску конкретных изделий.
МОНИТОРИНГ КОНКУРЕНТОВ
— слежение за конкурентами. Здесь можно выделить следующие основные задачи:
Систематизация реальных и потенциальных конкурирующих товаров и услуг по основным направлениям деятельности фирмы;
Определение настоящих и вероятных будущих конкурентов;
Выявление и анализ всех необходимых данных о конкурентах, их текущем состоянии, перспективных планах и т. д.;
Постоянное исследование всех конкурирующих товаров и услуг на предмет выявления сильных и слабых сторон и перспективных возможностей;
Формирование прогнозных сценариев вероятного поведения, стратегии и тактики конкурентов.
МОНОПСОНИЯ
(греч. монес — один, единственный, опсония — закупки продовольствия) — ситуация на рынке, при которой одному покупателю противостоит большое число продавцов. Наиболее типичным проявлением М являются государственные закупки вооружений, сельхозпродукции и т. п. Возможны такие ситуации, когда М складывается на базе частной или коллективной собственности. В исследованиях теоретики выделяют ситуацию чистой М, когда с одним покупателем сталкивается неограниченное число мелких, конкурирующих друг с другом продавцов.
В условиях сбалансированного, насыщенного товарами рынка М может приводить к тем же негативным последствиям, что и монополия; к искусственному занижению цен крупнейшим потребителем на получаемое им сырье, материалы, полуфабрикаты, к навязыванию контрагентам невыгодных условий договоров и т. д. Подобные действия предприятий-монополистов преследуются антимонопольным законодательством. В частности, применение антимонопольных санкций возможно в случае злоупотребления ими своим положением на рынке, а также при наличии сговора о ценах, разделе сфер влияния и т. д. между несколькими крупнейшими покупателями.
МОРФИН
(вид опиум а) выпускается в виде прессованных брикетов. Когда-то один контрабандист поставил на брикет штамп "качество 999", который ставят на брусках рафинированного золота, подчеркивая этим, что товар отличается высоким качеством.
Нашлись подражатели, которые стали наносить на блоки наркотиков знаки: OP, AAA, А и даже названия "Дракон", "Два тигра" и т. д.
Другие наркотики также рассортированы: "Простой дракон и жемчужина", "Двойной дракон и жемчужина", "Золотая замша", "Сильный лев" и др.
Можно встретить морфин в золотой или "веселой" пластиковой упаковке со знаком ОК, что означает "годен для курения". Такую вполне безобидную эмблему придумали фабриканты сигарет.
МОТИВАЦИЯ БИЗНЕСА.
Мотивация, или определение целей деятельности фирмы, необходима как для последующего анализа этой деятельности, так и для максимально эффективного использования имеющейся информации (не следует путать с "мотивацией" поведения индивидов, их стимулированием к производительному труду).
Традиционно в качестве основного мотива или цели бизнеса выдвигалось получение максимальной прибыли. В настоящее время эта теория подвергается все большему сомнению: современный предприниматель должен стремиться не столько к повышению прибыльности, сколько к увеличению объема продаж, что улучшает конкурентные позиции фирмы и дает в итоге больший доход. Сам принцип "оптимизации" или достижения максимального эффекта, все чаще заменяется принципом "сатисфизации", в соответствии с которым любое действие прекращается как только достигнут какой-то определенный уровень удовлетворения той потребности, которая служила побудительным мотивом к этому действию. Это означает, что фирма ориентируется не на максимальный, а на минимальный необходимый уровень прибыли, при котором она чувствует себя удовлетворенной.
Еще один фактор мотивации — стремление менеджеров максимально использовать свой личный "человеческий потенциал", что, в свою очередь, зависит от целого ряда условий: оклада, прибылей, объема ответственности, условий труда, уверенности в завтрашнем дне и т. д.
МОЮЩАЯ МАШИНА
- так в Латинской Америке называют банки, где "кокаиновые бароны" скрывают свои наркодоллары.
МУЛЫ.
Колумбийский наркобизнес в своем стремлении обвести вокруг пальца таможенников изобрел удивительное средство. Если раньше наркотики упаковывали в чемоданы с двойным дном, секретные контейнеры и радиоаппаратуру с тайниками, то с недавнего времени переправлять их через границу, в частности панамскую, начали в хорошо замаскированной емкости, которой является... человеческий желудок.
Специально подготовленные агенты, называемые в преступном мире "мулами", за 5-10 тыс. долларов проглатывают от 60 до 70 маленьких пакетов с героином и с невозмутимо честным выражением лица проходят таможенный осмотр.
При таком способе транспортировки наркотиков применение собачьих способностей или детекторной аппаратуры не приносит никаких результатов. Как считают специалисты по борьбе с наркомафией, даже самые строгие методы контроля позволяют задерживать всего 15-20% героина.
МУСОРНЫЕ ОБЛИГАЦИИ
Займы и облигации с не очень хорошей репутацией. Ввиду большого риска процентные ставки таких облигаций обычно намного выше, чем государственных облигаций с хорошей репутацией. Сказанное относится и к "мусорным" облигациям с плохой финансовой репутацией.
МУТУАЛЬНЫЕ БАНКИ
- кооперативные кредитные банки, названные так по имени основателя этой системы, действующие, как правило, на локальном уровне. В большинстве стран эта система используется в основном для финансирования строительства и приобретения жилья. Аналогично понятию — касса взаимопомощи.
МЬІЛЬНЬІЕ ПУЗЫРИ.
Предприятия, со здаваемые всевозможными авантюристами для обмана и наживы.
МЫЛЬЦЕ
- Sovonette. Во Франции среди богатых тезавраторов много любителей килограммовых золотых слитков. Такой слиток ласково называют "мыльце", так как он имеет соответствующие размеры и форму.
МЯГКИЕ ОБЛИГАЦИИ
- займы и об лигации развивающихся стран, как и их инвалюта, называются "мягкими".
МЯГКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
- направление индустриализации сферы услуг, когда индивидуальные услуги заменяются ранее запланированными комплексами.
НАЛОГОВЫЕ УБЕЖИЩА
- области с низким налогообложением. Некоторые из них развили сложную инфраструктуру и превратились в финансовые центры офф-шор (off-shore), не подпадающие под национальное регулирование разной величины. Подобные "убежища" и центры используются для основания различных компаний и трестов. Каждый центр и "налоговое убежище" имеют свои особенности и специализацию. При выборе подходящего "налогового убежища" и центра оффшор необходимо тщательно изучить эти особенности. В частности, собираясь зарегистрировать свою компанию в конкретном "убежище", клиент должен уяснить себе, подходят ли ему условия опекунства и акционирования, предлагаемые "налоговым убежищем", для его (клиента) налоговой политики и средств защиты от банкротства. Важно также понять, насколько управление территорией или правительство ее заинтересовано в продолжении развития региона как "налогового убежища".
Различают два основных вида "налоговых убежищ". К первому относятся территории, заключающие договоры о двойном налогообложении со значительным количеством стран с высоким налогом (примерами таких стран могут служить Кипр и Швейцария). Ко второму относятся территории, которые не получают выгоды от большого числа соглашений о двойном налогообложении и, как правило, имеют
Соглашения с одной-двумя странами (примерами таких территорий являются острова Джерси и Герн - си в Ла-Манше, которые, помимо внутренних, имеют договоры лишь с Великобританией). Как первые, так и вторые играют ключевую роль в налоговой политике и защите от банкротства во многих сферах, касающихся различных типов сделок. Смысл подобной специализации в том, что территория становится местом значительной концентрации высококлассных профессионалов, до тонкостей знающих свою сферу деятельности, обладающих большим практическим опытом и поэтому способных активно помогать в конкретном бизнесе. Чтобы сделать правильный выбор "налогового убежища" или финансового центра офф-шор, клиент может обратиться в одну из специализированных компаний, которые оказывают услуги по регистрации, налоговой политике и защите от банкротства.