Применение в конкурентной борьбе методов, связанных с нарушением
Применение в конкурентной борьбе методов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К 'числу видов недобросовестной конкуренции относятся продажа по ценам ниже себестоимости (демпинг) с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; злоупотребления господствующим положением на рынке (например, чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки); установление дискриминационных цен или коммерческих условий; тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение, и др.
К формам недобросовестной конкуренции относятся различные противоправные посягательства на права конкурентов' скрытое использование торгового знака, подделка продукции конкурента, подкуп и шантаж, обманная реклама и др. Среди этих форм не последнее место занимает такая опасная форма, как раскрытие производственных и коммерческих секретов, то есть промышленный шпионаж, а также основанное на этом несанкционированное воспроизводство продукции конкурента.
Сейчас стало почти массовым явлением беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности, когда сотрудники предприятий, являясь одновременно и членами кооперативов, используют методики и программы, знания и технологии, разработанные на предприятиях и являющиеся их интеллектуальным капиталом.
К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятия-конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.
Другой — внешний аспект — связан с расширением внешне-экономических связей, что характеризуется, во-первых, созданием совместных предприятий с участием иностранного капитала, а, во-вторых, выходом организаций, предприятий, кооперативов на прямые торгово-экономические контакты с другими странами.
Образование СП предполагает, как правило, передачу зарубежным партнерам своих технологий и управленческого опыта. При этом зарубежные партнеры часто подчеркивают, что "технология — это ценный актив, требующий должной охраны" Однако отечественные предприниматели не всегда это хорошо осознают. Поэтому западные фирмы обычно не передают своим партнерам технологий и не осуществляют крупных инвестиций в НИОКР, если отсутствуют надежные условия, обеспечивающие зашиту результатов исследований и конструкторских разработок от конкурентов.
Зарубежных партнеров все больше тревожит отсутствие правовых гарантий для защиты коммерческих секретов и соответствующих организационных структур в СНГ, которые могли бы решать задачи такой защиты. Практика уже знает факты, когда зарубежные фирмы включают в свои делегации, выезжающие в страны Содружеству, представителей собственных служб безопасности, которые на переговорах поднимают вопросы ее обеспечения, а наша сторона оказывается в затруднении.
Но у торгово-экономического партнерства с другими государствами есть и обратная сторона с точки зрения необходимости защиты коммерческих секретов. Это — стремление западных партнеров незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую для них экономический интерес.
НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ -
Вид лицензии, оставляющий лицензиарам право предоставлять лицензии на данную технологию другим лицензиатам на данной территории.
Неравномерный рынок
- котировки некоторых сроков поставки выше, а некоторых — ниже.
Неттинг
— взаимный зачет валютных рисков по активу.
– отсутствие определенной тенденции за неимением реальных предложений купить либо продать или отсутствие возможности установить реальный уровень цен.
Неумышленное" банкротство -
Потеря платежеспособности в результате легкомысленного или небрежного использования кредита, заключения рискованных сделок либо нерационального использования имеющихся в распоряжении фирмы средств и имущества.
Неустоичивыи рынок
- быстрое и беспорядочное движение цен.
Неэластичныи спрос
- спрос, имеющий тенденцию остаться неизменным несмотря на некоторые изменения цены на предмет спроса.
Ничего сверх меры
- такая величайшая мудрость была высечена древними греками на
Портале Дельфийского храма, где жрецы-оракулы давали советы людям. Жрецы располагали большой сетью деляторов (информаторов-осведомителей) во всех греческих областях и таким образом были зачастую лучше информированы о положении дел, чем люди, приходившие сюда за советами. Их сведения отнюдь не имели божественного происхождения, хотя и выдавались за таковые Позднее к делу, по-видимому, примешалась известная доля коррупции в результате того, что жрецы владели секретами, доверенными им клиентами.
Властитель или богач, пользовавшийся благоволением жрецов в Дельфах, а может, и подкупивший их, мог получить сведения о своих соперниках и врагах, которые те сами выдали, когда советовались с оракулом. В наиболее плодотворный период своей деятельности оракулы часто давали прекрасные практические советы.
В наше время мудрость Дельфийского храма переросла в "необходимо знать" — действующее во всех разведках мира правило не предоставлять информации больше той, которая необходима ^ля выполнения порученной работы.
НОВЫЕ АКЦИИ
— акций, выпущенные в период нормальной деятельности акционерного общества на базе увеличения капитала этого общества. До выплаты первого дивиденда эти акции котируются на бирже отдельно от обычных акций данного акционерного общества.
НОВЫЕ РУССКИЕ
- термин, который довольно прочно установился на Западе. Речь идет не просто о "новых богатых", обеспеченной части общества. Разговор, в сущности, об определенном, гораздо более узком социальном слое, представители которого характеризуются одновременно высокой материальной ответственностью, образованностью, новым менталитетом и, как следствие, новым стилем жизни.
Это формирующаяся элита общества.
Если оценивать их численный состав по чисто материальному признаку, то проще всего использовать для этого так называемую "потребительскую корзину первого типа", представители которой живут примерно на уровне европейского высшего слоя среднего класса.
На этом уровне живут в странах СНГ 2% населения. В Москве, Киеве и других столицах эта доля несколько выше и составляет 3-4% . Названные выше цифры характеризуют скорее состав всей социальной группы, внутри которой возникает новая элита общества. Действительно HP значительно меньше.
Представители "опережающей группы" (около 7% HP) имеют в своем распоряжении кредитные карточки зарубежных банков. А около 7% располагают на расходы более 1 ООО долларов ежемесячно.
"Яровым ГЛОБАЛИЗМ" Французский философ Ж. Аттали видит будущий мир разорванным жестокой конкуренцией, прежде всего в сфере информации, ее обработки и производства. В мире сформируются два соперничающих полюса — Европейский, который будет тем сильнее, чем в большей степени он сумеет интегрировать в себя Восточную Европу, и "тихоокеанское пространство" которое будет иметь своей осью новый глобальный центр Токио. США, как считает Ж. Аттали, утратят статус мирового центра и войдут составной частью в тихоокеанское пространство в качестве младшего партнера Японии.
Первый признак грядущего конца американского века, как полагает Ж. Аттали, проявляется в кризисе американских промышленных структур.
Внутри каждого "пространства", формирующегося соответственно из экономического (Япония и ЕЭС) и политического (США и СНГ) центров, будет продолжаться длительное противоборство, идущее рука об руку с интеграцией. Возможны конфликты между различными странами в каждом из этих "пространств", территориальные споры, экономическая напряженность, вплоть до военных угроз. Ж. Аттали не считает, что наступает конец истории. По его мнению, история еще набирает темпы, во многом в силу необходимости решения глобальных проблем. Пути их решения лежат на путях создания общепланетных организаций с широкими полномочиями, решающих такие задачи, как борьба с загрязнением окружающей среды, с наркоманией, за предотвращение распространения оружия, контроль над генетическими манипуляциями, справедливым распределением природных ресурсов.
Номадическии предмет
- перспективный термин, введенный Ж. Аттали.
Наиболее очевидно толкование этого термина в обыденном контексте.
По Аттали, номадические предметы — далеко не изобретение нашей эпохи. Ими были и наручные часы, и пара обуви. Сегодня к ним добавился портативный магнитофон, телефон, карманный компьютер; скоро: часы-телевизор, часы-записная книжка, переносной телефакс. Завтра номадические предметы смогут заменить преподавателя, врача, будут учить, ставить диагноз (каждый будет носить браслет с устройством, определяющим состояние сердца, артериальное давление и т. д.).
Послезавтра каждый будет иметь при себе синтетический орган, отказа которого он наиболее боится, магнитная карточка с памятью станет продолжением и дополнением человеческого мозга и главным протезом человека.
На определенном этапе технологические новинки приобретут принципиально иное содержание и создадут иную среду обитания и формирования человеческой личности.
Благодаря появлению номадических предметов, человек сможет получать образование самостоятельно с помощью видео, самостоятельно следить за своим здоровьем и лечиться и даже менять внешность, чтобы соответствовать общепринятым нормам. Без определенного места жительства и семейных связей, новый человек — номад — грозит превратиться в перекати-поле, "несущее на себе и внутри себя все", что дает ему социальную значимость: номад обретет немыслимую прежде степень личной свободы, новое содержание приобретут взаимоотношения между индивидами.
Номадическая свобода в то же время может трансформироваться в полное забвение самоконтроля, самолюбование, гедоническую погоню за здоровьем, долголетием и красотой. Из-за генетических манипуляций над людским родом возникает перспектива превращения человека в продукт массового, серийного производства. Наступит эпоха всеобщего кризиса идеалов и норм поведения, выработанных человечеством на протяжении тысячелетий.
Единственный выход из ловушки номадизма Ж. Аттали находит в своеобразном "новом глобализме".
НOCИTEЛЬ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКРЕТА
— лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия. Носителями коммерческих секретов могут быть руководители предприятия и допущенные к коммерческим секретам исполнители.
Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации (документы, изделия, образцы, технологии "ноу-хау" и т. д.).
НОУ-ХАУ
(знаю как) — технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены патентной защитой. НХ может включать в себя коммерческие секреты, незапатентованные технологические процессы и другую информацию производственного и торгового характера, недоступную широкой общественности. Сюда также могут относиться знания и опыт в области маркетинга, в сфере оформления и упаковки продукции, навыки в проведении лабораторных и других исследований. Коммерциализация НХ широко используется в международной практике, например, при заключении лицензионных соглашений, договоров о всевозможных видах технического сотрудничества, обмена и передачи технологии, об инвестиционном сотрудничестве, оказании инженерно-консультационных услуг.
НХ возникло раньше патента. Способы добывания огня, производства тонкого льна и шелка, китайского фарфора, специальные знания промышленников древности и средних веков — все это секреты, которые были известны лишь ограниченному кругу лиц и тщательно оберегались.
С точки зрения нынешнего понимания, их можно считать относящимися к понятию НХ. Однако превращение НХ в товар, по мнению венгерского специалиста И. Газды, произошло позже — где-то в 30-х годах XX века.
Существенное же повышение значения НХ началось лишь с 50-х годов.
Весь мир пользуется НХ как товаром, который можно обменивать, продавать, покупать, завещать, доверять. Тринадцать европейских стран используют методику ORGALJM — организации по вопросам координирования европейской металлообрабатывающей промышленности относительно обмена техническими НХ.
Герман Венглер, инженер из Львова, на основе методики ORGALJM с учетом особенностей и требований отечественного законодательства разработал и проверил на нашей практике инструкцию по реализации собственного технического НХ. "Пользуйтесь — и никакая инспекция, суд не посягнут на ваши права", — утверждает Г. Венглер.
ОБМАННАЯ ИМИТАЦИЯ
– примерное (неточное) воспроизведение чужого знака, способное вызвать опасность смешения между оригинальным и имитированным знаками.
Имитация считается осуществленной, как только воспроизведение основных элементов охраняемых знаков (расположение, цвет, графика, общий вид) делает смешение неизбежным. Достаточно одной возможности или опасности такого смешения, которая устанавливается в суде путем сопоставления сравниваемых знаков.
Раскрытие промышленной тайны путем изучения законно приобретенной продукции. Полученная таким путем информация может быть беспрепятственно использована без разрешения фирмы-продуцента (при условии, что изделие не защищено патентом).
Многие компании для повышения конкурентоспособности в процессе корректировки планов ориентируются на показатели своих основных соперников по рынку. В основу своей программы они ставят ориентацию на конкуренцию.
Для получения информации эти компании покупают машины своих конкурентов, которые затем разбирают, анализируют их параметры и ищут пути их улутшения.
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО КЛАССУ "ЭКСПРЕСС"
— включает в себя вызов сотрудника банка в офис фирмы клиента, оформление всех банковских операций на месте, включая кассовые (получение и сдача наличных). Услуга типа "экспресс" практикуется во всем мире.
ОБЪЕКТ ПРОМЫШЛЕННОГО ШПИОНАЖА
— имущество любой ценности, представляющее собой образцы, микроорганизмы, модели, записи, отчеты, протоколы, документы, чертежи или любой другой предмет, материал, прибор или вещество, которые являются собственностью предприятия или имеют какое-либо отношение к научно-техническому секрету, изобретению и формуле. Процесс, нововведение или формула считаются секретными в том случае, когда они не известны никому, кроме их владельца или ограниченного круга лиц, и когда они дают или могут дать их владельцу преимущество над конкурентами или другими лицами, не знающими о них и не извлекающими из них выгоды.
ОГРАНИНИТЕЛЬНАЯ ДЕЛОВАЯ ПРАКТИКА
— действия или поведение предприятий или их объединений, приводящие к приобретению ими господствующего положения на рынке и злоупотреблению этим положением. Злоупотребления выражаются в ограничении доступа на рынок другим предприятиям или в ином неоправданном сдерживании конкуренции, что оказывает или может оказать отрицательное влияние на развитие хозяйственной деятельности. Особенно следует отметить отрицательное воздействие ограничительной деловой практики транснациональных корпораций на международную торговлю, в частности, на торговлю развивающихся стран и на их экономическое положение.
К числу наиболее распространенных форм и методов ограничительной деловой практики относятся: соглашения, устанавливающие цены, включая экспортные и импортные; участие в торгах по тайному сговору; соглашения о распределении рынков или покупателей; выделение квот на продажу и производство; коллективные действия в поддержку договоренности, например, сговор об отказе вести дела; коллективный отказ в допуске нежелательного партнера к заключению соглашения или к вступлению в ассоциацию, имеющим решающее значение для конкуренции; использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов; установление дискриминационных цен или условий в отношении поставок и покупок товаров или услуг; слияния, поглощения или другие формы приобретения контроля; частичный или полный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях; установление ограничений в отношении того, где, когда, в какой форме, в каких количествах поставляемые либо другие товары могут быть перепроданы или экспортированы; установление зависимости поставок конкретных товаров (услуг) от закупок других товаров (услуг) у поставщика или назначенного им лица.
Во многих капиталистических государствах приняты законодательные акты по защите конкуренции и борьбе с ограничительной деловой практикой. В разных странах они носят различные названия. В США эго антитрестовское законодательство, в Англии — закон о конкуренции, в ФРГ — закон против ограничительной конкуренции. В развивающихся странах положения по борьбе с ограничительной деловой практикой (главным образом ТНК) содержатся в законодательствах об иностранных инвестициях, о государственном контроле над ценами, о передаче технологии.
В законодательствах обычно предусматриваются санкции за их нарушения, вплоть до привлечения к уголовному суду.
В 80-х годах законодательные акты о запрете недобросовестной экономической деятельности были приняты в Венгрии и Польше.
Правила по зашите конкуренции и борьбе с ограничительной деловой практикой разработаны и приняты на международной основе: в рамках ГАТТ и ЕС. В 1980 г. Генеральная Ассамблея ООН на 35-й сессии в резолюции 35/63 приняла Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой. Как и все документы ООН, Комплекс носит рекомендательный характер, однако на его базе разрабатываются национальные законодательства и осуществляются обмен информацией и другие формы международного сотрудничества в этой области.
Однорукие бандиты
- так называют на Западе игральные автоматы. Официальное имя, указанное в свидетельстве о рождении, то есть в патенте "Игровая машина механического действия"
Миллионы неудачников, ставших его жертвами, зовут эту машину просто и четко "однорукий бандит". Внешне в игровом автомате нет ничего, что говорило бы о его назначении опустошать карманы азартных и доверчивых людей.
Но игроки никогда не теряют надежду одержать верх в схватке с "одноруким бандитом". Причем, как считают некоторые, для этого годятся любые средства. На заре всеобщего увлечения игровыми автоматами было немало грубых попыток перехитрить "умную" машину. Умельцы, просверлив отверстие в металлическом корпусе автомата, просовывали внутрь куски проволоки, пытаясь заклинить приемное устройство в положении "оплачено", или же с помощью металлического щупа старались открыть шторку подающего барабана, заставив монеты высыпаться наружу. В течение длительного времени игрок в конечном счете обречен на проигрыш.
Вот, например, случай с молодым индийским бизнесменом Хайдаром Рао, приехавшим в Токио по делам его экспортной фирмы. Завтракая в небольшом кафе, он в углу заметил четыре игровых автомата, работающих от одного рычага. Любознательный индиец не устоял перед искушением испытать свое счастье: опустил в каждый из автоматов по монете и нажал на рычаг. Выигрыш составил восемь монет. Так начался беспримерный игровой марафон, длившийся шесть суток с четырьмя трехчасовыми перерывами на еду и сон. За это время Рао дернул за рычаг 70000 раз, выиграл в общей сложности 1500 долларов, которые снова истратил на игру, добавив к ним еще сто долларов из собственных денег. Хотя временами автоматы выплачивали ему значительные суммы, не было случая, за исключением первой попытки, когда бы выигрыш превысил ставку более чем в 1,5 раза.
Изобрел столь необычную машину американский механик Ч. Фей. Талантливый инженер-конструктор, он, очевидно, неплохо разбирался в характерных особенностях человеческой натуры, которой свойственны в равной мере азарт и жадность. Нужно лишь поманить игрока возможностью получить большой выигрыш на маленькую ставку, и он будет скармливать монету за монетой "однорукому бандиту" в погоне за призрачной удачей Первый игровой автомат Ч. Фей сделал в 1895 году и назвал его "Колокол независимости". Его установили в одном из салонов Сан-Франциско. Так было положено начало завоевательным походам "одноруких бандитов" по земному шару.
"ОЗВУЧИВАНИЕ"
- на профессиональном жаргоне спецслужб означает установку радиопередающего устройства, которое позволяет слышать все, что происходит в данном помещении. Прослушивание ведется из помещения или автомашины, расположенных неподалеку-
ОКРУЖЕНИЕ
— поэтапное наступление на лидера, введение новых элементов в свои действия.
ОЛИГОПОЛИЯ
— ситуация на рынке, при которой достаточно ограниченному числу покупателей противостоит большое количество продавцов (производителей). О наиболее близка к так называемой чистой (абсолютной) монопсонии. О диаметрально противоположна понятию монополии.
ОМЕРТА
— главный Закон мафии, но которому любой человек погибает от ее карающей руки, если выдает властям членов организации или же проболтается о ее делах. "Омерта" распространяется не только на членов мафии.
"Омерта" — это месть тем, кто выдает "братьев" или подозревается в предательстве; месть, обычно равнозначная приговору к смерти. У мафии есть такой принцип: "Молчат только мертвые свидетели". Нарушившего клятву "омерты" убивают выстрелом в рот.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ -
Это возникновение и функционирование устойчивых сообществ преступников, занимающихся совершением преступлений в качестве промысла и предпринимающих активные меры противодействия с целью защиты от социального контроля, в том числе с помощью коррумпированных связей.
Считается, что на региональном уровне ОП состоит из пяти основных элементов:
Лжепредприниматели.
Гангстеры.
Госворы.
Коррупционеры во всех ветвях власти, в гом числе в правоохранительных органах.
"Воры в законе" и авторитеты.
На начало 1996 г на всей территории бывшего Советского Союза проживает 780 "воров в законе", прошедших "коронацию" в тюрьмах и лагерях. Они прошли все необходимые классические процедуры, выработанные еще в 20-30-х годах нашего века.
В Москве преобладают грузинские "воры в законе", которые и являются законодателями моды в этой касте (скажем, "короноваться" принято у них).
ОСВЕДОМЛЕННОЕ" ЛИЦО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
- лицо, обладающее дополнительной информацией, которая дает ему дополнительные преимущества. Это владельцы крупных пакетов акций, директора, должностные лица корпорации. Акционерное право должно охранять "неосведомленных" лиц от незаконных действий "осведомленных" лиц.
ОТКУПИТЬ МАРЖУ
- приказ клиента брокеру купить ближайший по сроку фьючерсный контракт и продать контракт на отдаленный срок.
ОТМЫВАЮЩИЕ ПРОДАЖИ
- фиктивные сделки, заранее спланированные между спекулянтами для оказания воздействия на цены и не ведущие к изменению собственника.
Совершаются путем одновременной выдачи поручений разным маклерам на продажу и покупку биржевых контрактов на один и гот же товар с одним сроком поставки.
ОТСТИРЫВАНИЕ", "ОТМЫВАНИЕ" ДЕНЕГ
— процесс переведения денег из "теневой" экономики в легальную
Для борьбы с отмыванием денег Конгресс США в 1970 г. издал закон секретности в банковском деле. Банки должны заполнять Отчет о денежных операциях (ОДО) для каждой операции с наличными, по сумме превышающей 10 тыс. долларов. В начале 80-х годов "отмыватели" денег обходили это положение используя курьеров по прозвищу "Смарф", которые делали множество вкладов чуть меньше 10 тыс. долларов. Теперь правительство требует от банков, чтобы они следили за такими "Смарфами". Но "отмыватели" разработали новую технологию. Розничные торговцы, у которых накапливаются большие суммы наличными, часто освобождаются от заполнения ОДО.
"Отмыватели" стали создавать компании-шир - мы. Идеальной "дымовой завесой" может стать ресторан, который не принимает чеков или кредитных карточек. Ценна даже компания-ширма, не имеющая льготного освобождения, поскольку "отмыватели" могут заполнять ОДО, зная, что вряд ли привлекут внимание — ведь правительство США сейчас завалено 7 млн. таких отчетов в год.
В конце 80-х законы ужесточились. "Отмывание" денег было признано уголовным преступлением. Кроме того, казначейство США получило право требовать, чтобы банки выяснили источники крупных вкладов. В 1990 г. были приняты законы, ужесточающие наказания для банков и их служащих, замешанных в "отмывании" денег. Правительство может прекратить страхование депозитов таких банков, назначить опекуна, который станет руководить банком, или навсегда запретить директорам банков работать в финансовых институтах.
Законы 90-х годов постарались охватить и небанковские финансовые услуги. Их особое внима ние — центрам обналичивания чеков в зонах повышенной наркоактивности и учреждениям по обмену валюты, процветающим вдоль границы с Мексикой. Многие из них "отмывают" ежемесячно миллионы наркодолларов. Причем они почти не регулируются. В Техасе 90% таких центров не зарегистрировано.
Сам термин "отмывка" — отстирывание денег — возник в связи с прачечными. Одному представителю чикагской мафии 20-х годов пришла в голову такая плодотворная идея: утомленный сыском и налоговой полицией, он купил сеть автоматических прачечных. И каждый вечер добавлял к доходам от этой сети результаты тайной продажи алкоголя (дело было во времена "сухого закона").
С тех пор на Западе создана целая школа отмывки "грязных денег". Появилось много профессиональных "прачечников".
ПАНАМА
— крупное мошенничество с подкупом должностных лиц
ПАНЕЛЬНЫЕ
— многократные, повторяющиеся через определенные промежутки времени обследования одной и той же совокупности опрашиваемых лиц, которая называется "панелью".
ПАРКЕТ
— официальный маклер Парижской биржи. Только он имеет право оформлять сделки на Парижской фондовой бирже. Он же имеет право давать какие-либо советы сторонам, которые обслуживает.
ПАТЕНТНАЯ ЭКСПАНСИЯ
- обвальная тактика патентования по всем направлениям деятельности гой или иной фирмы на конкурентном зарубежном рынке. Направлена прежде всего на подавление конкуренции со стороны национальных производителей.
ПЕДАЛИРОВАНИЕ
- способность контроля над большим количеством товара с помощью сравнительно малых вкладов.
ПЕНСОВЫЕ АКЦИИ
- акции младших компаний добывающей промышленности.
ПЕРЕВЕРНУТЫИ РЫНОК
- рынок с соотношением цен бэквордейшн, когда товар с поставкой в ближайшем будущем стоит дороже, чем с поставкой в более отдаленные сроки, и поэтому затраты на хранение не покрываются соотношением цен.
ПЕРЕЛЕЗТЬ ЧЕРЕЗ ЗАБОР
- означает вывозить за границу сырье по поддельным документам.
ПИРАМИДА,
"схема Понзи" - по имени итальянца Понзи, обобравшего тысячи инвесторов в Бостоне в 1919 г. Идея "пирамиды" состоит втом, что плут берет в долг у первой партии клиентов и затем расплачивается с ними деньгами второй партии клиентов, у которых тоже берет в долг, чтобы расплатиться с ними деньгами третьей партии, — и так по восходящей.
Поздно приходящему — "кости", а львиная доля денег оседает на счетах строителя "пирамиды".
ПЛАВАЮІЦИЕ АКЦИИ
- акции, купленные с целью их перепродажи в удобный момент в спекулятивных целях.
ПЛАВАЮІЦИЕ КАПИТАЛЫ
- капиталы, переводимые с одного финансового рынка на другой с целью их выгодного помещения в акции, находящиеся в постоянном росте. Как правило, такие капиталовложения краткосрочны и направлены на получение быстрой прибыли.
ПЛАВАЮІЦИЙ
— нефиксированный курс, цена, ставка: с середины 70-х годов большинство индустриальных стран перешло к тем или иным формам "плавания" своих валют.
ПЛАСТИЛИНОВЫИ УОЛЛ-СТРИТ
- спекулятивные подобия акционерных обществ, рынков капитала и бирж.
ПЛАТИ И ВЕЗИ
— торговая операция, при которой покупатель оплачивает товар наличными на месте покупки, доставляя товар своими транспортными средствами.
ПОВЫШАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК
- цены имеют тенденцию незначительно расти с существенными признаками укрепления.
ПОГРУЖЕНИЕ
— продолжительная задержка в развитии рыночной конъюнктуры или незначительное изменение цен на бирже.
ПОДДЕЛЬНЫЕ БАНКНОТЫ
В сфере валютных операций существует целый ряд проблем, связанных с безопасностью банков. Одна из них — поддельные банкноты. Все чаще кассиры и операторы в банках сталкиваются с мировым уровнем подделок. Конечно, при решении этих задач на помощь банкирам должна прийти специальная техника самого высокого уровня
В финансовых организациях для работы можно рекомендовать каталог подлинных и фальшивых банкнот и дорожных чеков — официальное издание Международной криминальной полиции (Интерпола). Интерпол обеспечивает поступление постоянной информации обо всех выходящих новых банкнотах, равно как и об изымаемых из обращения, а также "коллекционирует" номера фальшивых банкнот. В Европе во всех обменных пунктах каждый кассир имеет такой каталог.
Каталог — это информационная система, где показан внешний вид каждой банкноты с указанием защитных характеристик (таких, как микрошрифт, совмещение, водяные знаки и т. д.). Указаны также все виды дорожных чеков, которые выпускают банки всего мира. В мире подобных справочников выпускается множество.
Однако система постоянного поступления новой информации в банки данных существует лишь в единственном числе у Интерпола
Полный комплект каталога включает три тома: 1-й, 2-й, т. н. "зеленые", тома подлинных банкнот и дорожных чеков; 3-й том -"красный", включает перечни номеров фальшивых банкнот. Третий том рассылается только после выдачи разрешения Интерпола, который производит проверку заказывающей организации.
- разведывательное подразделение ("Р") создается отдельно от материнской фирмы и не афишируется перед ее сотрудниками. Может быть составной частью службы безопасности фирмы или существовать как отдельное подразделение. В зависимости от финансовых возможностей оно может существовать как информационная или консалтинговая фирма с большей частью уставного капитала материнской фирмы. В странах, где пока еще не запрещен промышленный шпионаж, создавая фирму "P", не пишут в уставных документах о формах ее деятельности, чтобы не расшифровывать истинное назначение фирмы. Необходимо отметить, что многие частные детективные агентства занимаются такой практикой, но не афишируют ее.
Как правило, разведывательная фирма создается по следующему образцу:
Каждая из групп (отделов) выполняет свою функцию. Так, группа прикрытия осуществляет уставную деятельность фирмы. Оперативная группа занимается сбором данных о партнерах по бизнесу, проводит разведку конкурентов. Как правило, эту работу выполняют бывшие сотрудники специальных служб, связанные ранее с экономической разведкой или контрразведкой.
Техническая разведка получает необходимую фирме информацию с помощью технических средств. Эта группа обычно бывает законспирирована.
Группа собственной безопасности и охраны осуществляет оперативную работу по сотрудникам фирмы, их безопасности, работает совместно с группой прикрытия, обеспечивает режим работы фирмы.
Аналитики оценивают информацию — в том числе открытую.
Данная группа может входить отдельным подразделением в материнскую фирму. ф
Финансовая группа разрабатывает легенды для налоговых служб и правоохранительных органов, осуществляет финансирование мероприятий.
Административная группа выступает представителем фирмы, осуществляет хозяйственное руководство.
Данная структура близка к типичной организации спецслужб. Практикой доказано, что создание таких структур на крупных промышленных фирмах Запада полностью оправдывает себя.
ПОДСТАВНЫЕ
— разновидность акционерных обществ, выступающих в роли собственников акций других фирм.
ПОДУШКА
— резервы, именуемые еще и "надбавками безопасности"
ПОЗИЦИЯ
— поставка товара на биржах сельскохозяйственных товаров разрешена только в определенные месяцы, называемые "позициями". Например, на Нью-Йоркской хлопковой бирже она разрешена только в мае, июле, октябре и декабре, причем, продавец может сделать это в любой день месяца
ПОИМАТЬ КОТИРОВКУ
- о дилере, который согласен продать валюту по курсу покупателя, котируемому другим дилером; говорят что он "поймал котировку".
ПОКУПАТЬ С ПОТРОХАМИ
- купить ценные бумаги и уплатить наличными в полном размере.
ПОНТЕР
— профессиональный игрок на бирже, быстро сбывающий акции в целях получения прибыли на разнице их курсов.
ПОРНУХА
— заочное обслуживание по телефону.
ПОРОВНУ
— покупатели и продавцы ценных бумаг, численность - которых примерно равна, т. е. рынок сохраняет стабильность. Часто характеризует рынок на момент открытия, если цены в этот день будут лишь незначительно отличаться от цен предыдущего дня.
Портативные гробы
- так торговцы драгоценностями Запада шутливо называют "ат - таше-кейсы" — черные чемоданчики, в которых перевозятся драгоценности, зачастую прикованные к запястьям тонкими металлическими наручниками. Иногда на них, словно на ниточке, держится сама жизнь владельцев черных чемоданов. Шутка мрачная, черная как кожа чемоданчиков, но точная, как ювелирные часы.
Ювелиры охотятся за клиентами, преступники охотятся за ювелирами, вернее и те и другие охотятся за драгоценностями.
Порывы
— кратковременное движение цены на бирже, вызванное неожиданной информацией.
Последнии покупатель
- покупатель на бирже, который по получении от продавца извещения о поставке не ликвидирует свою позицию в установленное время, "останавливает извещение", т. е. тем самым выражает свою готовность принять поставку.
Поток наличных
- прибыль (до начисления налогов) + амортизация. Эта сумма показывает возможности самофинансирования предприятия. "Поток наличных" играет большую роль при обсуждении возможностей погашения кредита.
"Прайм рэйт"
- минимальная процентная ставка по необеспеченным краткосрочным ссудам (ссудам, не обусловленным конкретными целями кредитования), устанавливаемая американскими коммерческими банками при кредитовании "первоклассных'" (самых надежных) заемщиков.
В международной статистике П Р публикуется как средняя из процентных ставок, применяющихся в течение последнего месяца тридцатью крупнейшими коммерческими банками США. В Западной Европе аналоги ПР называются базовыми ставками. ПР является центральным звеном всей системы процентных ставок, применяемых коммерческими банками по различным видам операций для различных категорий заемщиков.
Прививки
— программы, ограждающие персональные компьютеры от известных компьютерных вирусов. Противовирусная защита.
Принцип полного раскрытия информации.
На таком принципе основан Закон о ценных бумагах от 1933 г. в США, который относится, в первую очередь, к первоначальному выпуску и размещению ценных бумаг.
За исключением особо оговоренных видов ценных бумаг и сделок, ценная бумага не подлежит предложению или рассылке по почте, продаже между штатами или за рубеж, если не выполнен принцип полного раскрытия информации.
Предложение или продажа ценной бумаги, не указанной в списке исключений, требует предварительной подачи регистрационного заявления в Комиссию по ценным бумагам и биржам, которое становится общественно подконтрольным документом и вступает в силу по истечении 20-дневного срока. Закон требует также, чтобы каждому покупателю вручался проспект, содержащий фактическую информацию о компании, ее операциях, а также о характере и целях выпуска акций или других ценных бумаг. Положения закона, направленные против мошенничества, предусматривают полное раскрытие информации, запрещая сокрытие фактической информации и обман в регистрационном заявлении или проспекте на продажу ценных бумаг. За представление ложных сведений предусмотрена гражданская и уголовная ответственность даже в тех случаях, когда данная бумага или операция входит в список исключений.
Принцип "сатисфизации"
- термин, все чаще заменяющий понятие "оптимизация" или достижение максимального эффекта, в соответствии с которым любое действие прекращается, как только достигнут какой-то определенный уровень удовлетворения потребности, служащей побудительным мотивом к этому действию. Это означает, что фирма ориентируется не на максимальный, а на минимально необходимый уровень прибыли, при котором чувствует себя удовлетворенной.
Притворная сделка
- сделка, совершаемая с целью прикрыть другую сделку. в этом случае стороны выражают волю совершить определенную ставку, а в действительности их воля направлена на то, чтобы вызвать юридические последствия, связанные с другой сделкой
ПРОГРАММА "СВОЯК"
- форма организации инновационной деятельности возникла в корпорациях США в 80-е годы. В рамках такой программы создается специальный денежный фонд, средства из которого выделяются "своякам" — представителям внутрикорпоративного рискового капитала. Любой сотрудник корпорации, выдвинувший идею нового продукта, технологии или крупного рационализаторского предложения, вправе обратиться непосредственно к "свояку" за финансовой поддержкой. Если предложение "свояку" покажется интересным, то он выделяет средства на разработку и реализацию инновационного проекта. Автор новой идеи на условиях внутрикорпоративного коммерческого расчета может арендовать оборудование, пользоваться льготными услугами консультантов со стороны, нанимать персонал в группу, осуществляющую инновационный проект.
Вознаграждение "свояка" зависит напрямую от результатов инновационной деятельности. Они участвуют в прибыли своей корпорации, или за каждый прибыльный проект получают заранее установленный бонус деньгами либо ценными бумагами.
"ПРОДУК-МИКС"
- комбинация маркетинговых средств (фирм ФРГ) в борьбе за рынки, образующая направленную стратегию монополий в области производства и сбыта продукции. Составными элементами "продукт-микс" являются продукт, ассортимент, упаковка, марка (товарный знак) и послепродажный сервис.
ПРОКАТИТЬСЯ
— торговать машинами, украденными в Западной Европе.
ПРОМЫШЛЕННОЕ ПИРАТСТВО
- систематические операции, связанные с обманом потребителей, включающие не только товарные знаки, но и все аспекты, связанные с готовой продукцией. Пиратство намного труднее контролировать, поскольку это не только хорошо организованная деятельность, но и более динамичная. Лица, занимающиеся пиратством, могут владеть крупными финансовыми средствами и современным производством, а могут осуществлять лишь единичные операции. И в том, и в другом случае их трудно обнаружить, поскольку подделки реализуются вдали от места производства (либо через обычные каналы, либо путем контрабанды). Жертвами становятся компании, у которых нет механизма контроля на огромных территориях.
Пиратская сеть, как и законная торговля, включает производство, субподрядчиков, оптовиков, импортеров и розничную сеть — и все они специалисты по сокрытию. Они могут даже получать банковскую помощь. Выявить пиратство очень сложно, поскольку оно часто осуществляется только за наличный расчет, причем сырье приобретается в одной стране, сборка происходит в другой, а продукция в торговую сеть направляется без ярлыков, которые посылаются почтой.
"Уровень пиратской активности" в США равен 35%, в Европейском сообществе 55-60%, но своего апогея он достигает в странах Центральной и Восточной Европы, включая Россию, — более 90%.
Незаконное использование объектов авторских и смежных прав — "промышленное пиратство" — прочно обосновалось сегодня в видеобизнесе, кинопрокате, тиражировании пластинок и аудиокассет, издательском деле.
Лишь средствами уголовного законодательства можно добиться успеха в раскрытии ПП.
ВОИС, отказавшись от идеи контролировать "промышленное пиратство" средствами международных соглашений, решила идти по пути усиления национальных законодательств.
Группа частных фирм, пострадавших от подделок 10 лет назад, объединилась для создания Кодекса законов против подделок, который должен был быть включен в программу ГАТТ еще в 1988 г. Правда, он до сих пор в обсуждении. Называется данный документ "Соглашение о мерах пресечения импорта поддельных товаров" и включает, среди прочего, введение санкций за акты подделки и установление сроков передачи исков компетентным органам для разбора, после чего товары автоматически освобождаются из-под ареста. Каждое государство само будет решать, как долго задерживать на таможне подозреваемые товары.
Комиссия ЕЭС поддержала меры, предлагаемые ГАТТ, опубликовав "Проект инструкции Совета ЕЭС по созданию мер по пресечению появления на рынке поддельных товаров"
Частный сектор также мобилизует усилия по борьбе с ПП. Образуются ассоциации: Антипод- делочная группа (Англия), Международная антипод - делочная группа (США), Союз фабрикантов (Франция) и др.
Международная торговая палата руководит Лондонским бюро по исследованиям в области подделок.
Принимаются разнообразные меры, включащие эмбарго поддельных товаров, создание банка данных по подделкам, наем частных детективов для прослеживания всей цепочки подделок. Конгрессу Америки даже предложен законопроект, увязывающий тарифы США с наличием охраны интеллектуальной собственности в определенной стране.
Промышленное пиратство в области объектов "промышленной собственности" — явление, существовавшее всегда. Подпольная "индустрия" подделки товаров с маркой "люкс" зародилась после второй мировой войны. Однако, начиная с 70-х годов, это явление приобрело такой размах, что стало губительным для европейской и американской промышленности.