ЦЕНОВОЕ ДНО — ситуация на рынке биржи, когда
ЦЕНОВОЕ ДНО
— ситуация на рынке биржи, когда цены больше не падают. Для объективно необходимых товаров после этого, как правило, наступает период медленного подъема в цене.
ЦЕНОВОЕ ЛИДЕРСТВО
- привлечение потребителей к определенному ассортименту продукции, реализуемой по цене с наименьшей долей прибыли.
ЦЕНОВЫЕ СКИДКИ
- метод уторговы - вания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. Широко распросгранен в международной торговле. Цены, первоначально объявляемые поставщиками в прейскурантах, носят справочный характер и, как правило, подлежат корректировке в ходе переговоров с покупателем. По оценкам специалистов, существует около 40 видов ценовых скидок. Наиболее распространенными являются следующие виды скидок.
Бонусные скидки. Предоставляются крупным оптовым покупателям, как правило, постоянным клиентам, не за каждую отдельную сделку, а за обусловленный объем оборота в год. Достигают 7-8% стоимости оборота.
Временные скидки. Применяются главным образом в торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер.
Дилерские скидки. Предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эти скидки должны покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли. В ценовой политике часто встречается метод "вертикального ценообразования", по которому предприятие-изготовитель само устанавливает розничную цену, заранее закладывая в нее размеры скидок оптовым и розничным торговцам. Величина дилерской скидки зависит от вида товара и объема посреднических услуг и достигает 30%.
Закрытые скидки. Предоставляются на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутрифирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых группировок; на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям.
Количественные скидки. Размер их меняется в зависимости от величины или серийности заказа. При поставках товаров массового спроса размер их относительно невелик, а для товаров, производимых малыми сериями или по индивидуальным заказам, скидка на количество имеет большое значение, поскольку увеличение серии ведет к сокращению издержек производства. По отдельным контрактам скидки на количество составляют до 15%.
Скидки "сконто". Предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежей по сравнению с контрактом. Могут составлять 3-5% стоимости сделки.
Специальные скидки. Предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи и другие формы особых отношений. Размеры этих скидок представляют коммерческую тайну и могут быть определены только оценочно. Предполагается, что они составляют 5-8%.
Кроме того, существуют всевозможные виды скидок за особые условия изготовления и поставки продукции: улучшенное качество, поставка к определенному, точно оговоренному сроку и т. д.
На рынке Запада ценовые скидки широко распространены. По оценкам специалистов, их общий уровень составляет до 50% от общей стоимости Первоначально объявленных прейскурантных цен, а по отдельным товарам — еще выше.
ЦЕНЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ
— разновидность цен, применяемых на мировом рынке. Для международной торговли характерна множественность цен. Один и тог же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от места и времени его продажи, а также от взаимоотношений между продавцом и покупателем. Цены могут различаться в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Наиболее общим выражением цены, используемой в международных сделках, является понятие мировых цен, под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных еде - лок, заключаемых в основных центрах мировом торговли. При этом сделки должны заключаться на условиях наличного платежа в свободно конвертируемой валюте, а выбранные рынки — регулироваться общим (не специальным) торгово-политическим режимом.
Для каждого конкретного рынка характерна своя цена, которая может быть названа рыночной ценой. Если рынок дефицитен, т. е. спрос на нем на определенный товар превышает предложение, то такой рынок носит название рынка продавца и на нем устанавливается цена продавца. Наоборот, если на рынке предложение превышает спрос, то говорят о рынке покупателя, который диктует цену покупателя.
В качестве отправной точки для проведения переговоров о цене контрагенты торгЬвой сделки используют базисные цены, в основу которых кладутся цены, публикуемые в различных справочниках — справочные цены — и прейскурантах — прейскурантные цены. Эти цены обычно отражают общее направление динамики цен за предшествующий период, но используются при заключении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров. При установлении более стабильных торговых связей базисные цены подлежат дальнейшему уторговыванию: применяются различные скидки или надбавки к ним.
В зависимости от условий контракта на поставку товара фактурная цена — цена реальной "сделки купли-продажи — может изменяться на сумму транспортных и страховых издержек. Цена СИФ означает, что все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию вместе с риском гибели или порчи товара до пересечения им борта
Судна в порту покупателя несет продавец товара. Цена ФОБ означает, что продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно — только до момента доставки товара на борт судна. Цена ФАС ограничивает транспортно-экспедиторс - кие расходы отправителя доставкой груза до причала. Цена КАФ включает полностью расходы по транспортировке товара, но не включает расходы по страхованию. Кроме того, в контракте оговаривается, будет ли установлена твердая (фиксированная) цена или она будет изменяться впоследствии, т. е. определяется скользящая цена.
В зависимости от характера реализации товара может быть установлена оптовая цена в тех случаях, когда товар поставляется большими партиями крупным торговым и промышленным предприятиям, и розничная цена, по которой товар реализуется в розничной торговле. Розничные цены всегда выше оптовых на сумму издержек на содержание розничной сбытовой сети.
ЦЕССИЯ
— правовая форма уступки прав по долговым обязательствам.
Договор цессии, известный еще римскому праву, заключается с участием как физических, гак и юридических лиц. Под цессией понимается соглашение, в силу которого кредитор (цедент) передает свое право требования к должнику, третьему лицу (цессионарию).
В качестве основного договора, обусловливающего возможность или необходимость заключения соглашения об уступке требования, может выступать любой договор (купли-продажи, поставки подряда и т. п.), в котором имеют место неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей должником.
Ц может быть осуществлена как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Однако, как правило, уступка требований производится путем уплаты новым кредитором (цессионарием) прежнему кредитору (цеденту) определенной денежной суммы (хотя не запрещены и другие формы расчетов). Указанная денежная сумма определяется соглашением сторон и исчисляется обычно в процентном отношении к стоимости обязательств кредитора по основному соглашению (названные обязательства не всегда сводятся к уплате денег, но всегда могут быть выражены в определенном стоимостном исчислении). В среднем на практике данный процент может составлять от 50% до 90% стоимости задолженности. При этом чем меньше у кредитора надежд на выполнение должником в обозримом будущем своих обязательств, тем меньше денежная сумма, за которую он соглашается уступить свои требования.
Поскольку в результате уступки требования происходит замена кредитора в основном договоре, то согласие должника (как пассивной, обязанной стороны) на цессию не требуется. Должнику безразлично, кому именно быть обязанным Вместе с тем, стороны обязаны уведомить должника о замене кредитора. В противном случае, исполнение должником своих обязательств по основному соглашению первоначальному кредитору будет считаться правомерным. Сама форма уведомления может быть различной и определяется сторонами самостоятельно. Не запрещено также совершение должником ознакомительной надписи на текстах договора цессии, имеющихся у каждой из сторон.
ЦИВИЛИЗОВАННЬІИ" БИЗНЕС.
Энциклопедический словарь дает нам толкование понятия "бизнес" — как дело, занятие, приносящее доход, предпринимательская или коммерческая деятельность. Понятие же "цивилизация" появилось в научном обороте в XVIII веке в тесной связи с понятием "культура" и трактуется сегодня как уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры. Таким образом, в самой общей форме "цивилизованный" бизнес можно определить как культурное предпринимательство.
В мире всего лишь 7% людей, способных весги свое дело.
Формула предпринимательства на первый взгляд проста: Д-Д1, где Д1 — прибыль, сумма превышающая по своим размерам Д. Однако, между этими двумя Д огромное расстояние, сложнейшие жизненные процессы, и именно они определяют уровень цивилизованности бизнеса, уровень культуры организации экономической жизни и, наконец, получения прибыли — "деления денег".
Именно здесь размещаются критерии определения существенных признаков предпринимательства, отличия бизнеса от преступления. Ведь перепродажу, с приведенной выше в законе формулой, можно считать предпринимательством. Налицо признаки: "инициатива на свой страх и риск с целью получения прибыли".
Коль речь идет о "цивилизованном" бизнесе, то предприниматель не должен ставить в качестве первоочередной задачи увеличение личного потребления. У него основная часть прибыли должна возврашаться в производство, на его расширение, тратить - I ся на новую технику, на все лучшие материалы, на I самую современную технологию
Видный австро-американский экономист и социолог Й. Шумпетер выразил квинтэссенцию предпринимательства словами: "... делать новые вещи или делать вещи, которые уже делаются, новым (инновационным) способом".
Первой объективной причиной существенной роли "цивилизованного" бизнеса в социально- экономической жизни промышленно развитых стран является его эффективность. Она — константа хозяйственной и управленческой деятельности предпринимателя. И объективным критерием оценки экономической эффективности его деятельности выступает рынок, который сразу же выражает ее в конкретных формах то ли прибыли, то ли убытков.
Но кроме экономической эффективности следует выделить и объективный интерес предпринимателя, как представителя т. н. среднего класса, в социально-политической стабильности общества, в таком его государственно-правовом устройстве, которое гарантировало бы эту стабильность. Ведь только экономически свободный и юридически защищенный товаропроизводитель, обладающий реальным правом собственности, хозяин, стремящийся к производительному труду, объективно заинтересован в поддержании общественного и правового порядка, в социальном и национальном согласии, в конструктивном решении вопросов развития экономики и гражданского общества.
Жестоко ошибается тот, кто считает деньги главным действующим лицом рынка. На это еще древ - ниє греки дали вполне исчерпывающий ответ: "Деньги, деньги — есть человек".
ЦИКЛИЧЕСКИЕ" АКЦИИ
- акции, курс которых имеет тенденцию к быстрому росту при подъеме экономики и быстрому падению при ее спаде. Инвестирование ЦА в компании часто сопряжено с вопросом времени. Для достижения успеха в этом направлении надо иметь необходимую интуицию, знание отрасли и экономических циклов, а также желание, способность действовать "наперекор", то есть инвестировать в такую компанию, в какую никто в данное время инвестировать не хочет, и ждать, когда рыночный климат изменится. В сущности инвестирование в "циклические" акции означает покупку их на низшей точке экономического цикла данной компании и продажу их на высшей точке деловой активности.
ЧАСТНАЯ ТЕЗАВРАЦИЯ
- происходит от греческого корня, толкуемого как "сокровище", "запас", и означает накопление денег в наличной форме. Но его обычно не применяют, когда речь идет о накоплении бумажных денег и других нематериальных ценностей. В самом этом термине заключено противопоставление золота и серебра любым бумажным ценностям, подверженным инфляционному обесцениванию и другим превратностям рыночной экономики.
ЧЕЛHOK
— коммерческий торговец, совершающий регулярные спекулятивные поездки, переезжая из страны в страну.
ЧЕМОДАННЫЕ,
Дао е — так называют в Гонконге, Сингапуре, Макао дельцов из СНГ
ЧЕРНАЯ ПРОПАГАНДА
- выпуск фальшивок, авторство которых приписывается или несуществующим лицам и организациям, или напротив, источникам реальным — политическим деятелям, партиям, различным организациям и отдельным лицам, но фактически не имеющим никакого отношения к распространяемому от их имени "изделию".
ЧЕРНЫЕ БАБОЧКИ
- подставные фирмы с капиталом в несколько долларов, создаваемые даже честными бизнесменами, чтобы обезопасить себя от любых неожиданностей рынка. Лихость ЧБ поразительна. То подложные накладные предъявят в банк, то, не внеся своей доли, требуют "причитающуюся" им прибыль. К сожалению, обращение за помощью часто опаздывает. Поэтому прежде чем идти на какие-либо соглашения с зарубежными фирмами, посоветуйтесь с профессиональным консультантом.
ЧЕРНЫЕ КОМИССИОННЫЕ
- деньги, которые выплачивают криминальные посредники за оказание весьма деликатных услуг "теневому" бизнесу: изменение положений заключаемых договоров, заключение ничтожных сделок, снижение цен на поставляемую продукцию и, наоборот, завышение цен на приобретаемые товары и др.
„ЧЕРНЫЙ НАЛ".
Сверхдоходы, огромное количество наличных денег. Денежная масса, неконтролируемая государством.
"Черный нал" — это бедствие для государства. Это, можно сказать, параллельная финансовая система, игнорирующая государственные интересы. Не облагаемая налогами, она перекачивает в свои каналы колоссальные средства. Затем, обращая и* в доллары, перегоняет на зарубежные счета.
Хозяева "черного нала", не уехавшие пока навсегда к своим зарубежным счетам, кое-что вкладывают из этих сверхдоходов в свой бизнес. Но это же в основном не производственная сфера, а посредническая, занятая покупкой и перепродажей импортных товаров, что отнюдь не продвигает страну по пути реформ.
Не вкладывают же в производство потому, что там финансы большей частью становятся контролируемыми, значит, облагаемыми налогами.
" ЧЕРНЫЙ ОТКАТ".
Коммерческая операция, когда часть от партии товара бесплатно получает одна из торгующих сторон либо посредник. По правилам игры эта сделка должна остаться коммерческой тайной для всех, включая налоговую инспекцию.
ЧЕРНЫИ РЫНОК
- легально не оформленный рынок товаров и услуг, доходы от которого скрываются от налоговой системы, один из элементов "теневой" экономики. Субъекты и объекты ЧР официально не зарегистрированы. Объектом купли-продажи на ЧР обычно являются товары нелегальных (или запрещенных) производств, похищенные товары, а также дефицитные товары государственной торговли, реализуемые по завышенным. ценам при существовании на них регулируемых цен. Существование ЧР в значительной мере связано с разбалансированностью рынка, наличием дефицита товаров, стремлением коммерсантов к сокрытию своих доходов, а также недостатками в правовом регулировании рыночных отношений, налоговой системе и контроле.
ЧЕТЫРЕ М
— жаргонный термин, употребляемый бизнесменами Запада и означающий наличие или необходимость обеспечения четырех основных условий (факторов) нормальной предпринимательской деятельности: сырья, рабочей силы, оборудования, денег (material, men, machines, money).
ЧИСТКА ОКОН
— меры, принимаемые для придания балансу большей эффективности на момент его презентации.
ЧИСТЫИ ШПИОНАЖ.
Нынешняя разведка — это прежде всего обширный, научно-исследовательский аппарат, опирающийся не столько на тайные агентурные средства, сколько на современные возможности сбора, изучения и систематизации открытой информации.
Один из создателей теории "чистого шпионажа" адмирал Эллис Захариас, бывший начальник военно-морской разведки США, в своих мемуарах доказывал, что приблизительно 95% информации поступает из открытых источников и только 1% — от секретных агентов.
Открытые источники, это те источники, без которых в век НТР и "информационного взрыва" не может обойтись ни одно государство: газеты и журналы, радио, телевидение, национальные и международные выставки, обмен книжными фондами, международный научный и культурный обмен и т. д.
"Вся эта открытая литература, — писал еще Аллеи Даллес, — является как бы зерном, которое должно быть перемолото на мельнице разведки".
Только в течение суток мониторная служба ЦРУ принимает и записывает около 6 млн. слов на 60 языках. Но и это еще не все: в поиске нужных сведений, которые могли бы лечь в основу разработки новых средств науки и техники, в США созданы специальные бюро, так называемые "Бюро Бак Роджерса", изучающие иностранную научную фантастику.
ШАНС
— это условие, которое обеспечивает удачу, успех, а также возможность осуществления чего-то. Слово встречается во многих языках Европы. Происходит оно от латинского кадере — "падать". Что общего между словами "падать" и "шанс"
— возможность осуществления чего-то? Ни в звучании, ни в значении нельзя увидеть даже намека на схожесть, а в общем здесь четко прослеживается родственность. Только она лежит не на поверхности, до нее надо добраться.
Одной из любимых игр с древности была игра в кости. Выиграл тот, кто, выбрасывая на стол из кубка кости, мог их выбросить так, чтобы они показали наибольшее количество очков. Успех здесь зависел от случая, от "падения". Обычно играли овечьими коленными косточками, на которых писались цифры. Занесенное римскими легионерами новое значение слова каденция — "падение", замененное по законам французского языка на шанс, перешло из жаргона игроков в кости в общенародный язык для обозначения "возможности осуществления чего-то"
— сначала во французском, а потом в других европейских языках.
ШКАЛА УОРТА.
23 мая 1965 г. в журнале "Кемикл инджиниринг" была опубликована шкала Уорта Уэйда — список средств получения информации о конкурентах, применяемых американскими промышленниками.
Законные средства получения информации
"Белый шпионаж ":
Публикации конкурентов и отчеты о процессах, полученные обычными путями.
Сведения, данные публично бывшими служащими конкурента.
Обзоры рынков и доклады инженеров-консультантов.
Финансовые отчеты.
Устраиваемые конкурентами ярмарки и выставки и издаваемые ими брошюры.
Анализ изделий конкурентов
Отчеты коммивояжеров и закупочных отделов.
Незаконные средства получения информации
"Черный шпионаж ":
Попытки пригласить на работу специалистов, работающих у конкурента, и заполненные ими с этой целью вопросники.
Вопросы, осторожно задаваемые специалистам конкурента на специальных конгрессах.
Непосредственное тайное наблюдение.
Притворное предложение работы служащим конкурента (без намерения брать их на работу) с целью выведать у них информацию.
Притворные переговоры с конкурентом якобы для приобретения лицензии на один из патентов.
Использование профессиональных шпионов для получения информации.
Сманивание с работы служащих конкурента для получения информации.
Посягательство на собственность конкурента.
Подкуп сотрудников закупочного отдела конкурента или его служащих.
Засылка агентов к служащим или специалистам конкурента.
Подслушивание разговоров у конкурента.
Похищение чертежей, образцов, документов и т. д.
Шантаж и различные способы давления.
Время показало, что шкалу применяли активно и другие страны.
ШКОЛА ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
— так иногда называют на Западе концепции немецкой исторической школы ФЛиста, нео- меркантелизма. Япония весь послевоенный период неустанно совершенствовала систему государственного капитализма и стратегической торговли. Экономическая философия японского руководства базируется не на идее "невидимой руки Провидения" Адама Смита, а на идеях школы экономического национализма. Развитие японского капитализма всегда направлялось государством.
ШОКОЛДДНЫИ ШПИОНАЖ
Как корица, перец и другие восточные пряности, так и какао завоевали мир. Высший цвет элиты и просто обеспеченные люди полюбили продукт, изготавливаемый из какао-бобов. Шоколад быстро вошел в европейскую моду, что вызвало ажиотаж в Бразилии. Тысячи пеонов выращивали желтоватые плоды, напоминающие шарики со сладкими косточками. Их отправляли через порты туда, где шоколад был особенно в цене.
В течение целого столетия Испания хранила секрет производства шоколада. В начале XVII в о нем узнала вся Западная Европа. Как и ацтеки, европейцы считали, что шоколад обладает возбуждающим действием. Некоторые думали, что он продлевает жизнь, излечивает лихорадку, хроническое несварение желудка.
Какао — основа шоколада, а технология изготовления, рецепты — тайна. За такими рецептами на всех уровнях идет настоящая охота. В наибольшей степени охотятся за тайнами изготовления швейцарского шоколада. В западной прессе даже появился термин — "шоколадный шпионаж".
В наше время швейцарский пищевкусовой концерн "Нестле" имеет промышленные и финансовые интересы на всех континентах земного шара. Шоколад — один из основных продуктов компании.
Основатель фирмы Анри Нестле начинал свою карьеру в производстве детского питания. Эксперименты со сгущенным молоком помогли швейцарскому кондитеру Даниэлю Петеру найти способ соединения какао и молока в твердой форме, и таким образом в 1875 г появился первый молочный шоколад. Благодаря секретам производства шоколада "Нестле" взошел на высший пик международного бизнеса.
В конце XIX в. швейцарцы разработали приготовление твердого молочного шоколада. Были созданы новые машины для перемешивания жидкого шоколада и его качество значительно улучшилось. Вначале вообще скрывали наличие жидкого шоколада, затем наличие бобов, затем места плантаций, потом технологию изготовления шоколада.
Ученик повара при дворе князя Клеменса фон Меттерниха Франц Захер составил в 1882 г. рецепт изготовления шоколадного торта, названного по его имени. Неповторимый аромат торта исходит от абрикосового джема, проложенного между слоями торта, покрытого шоколадной глазурью. Рецепт держат в секрете и хранят в сейфе, доступ к которому охраняется всеми доступными средствами.
В условиях жестокой конкуренции рецепты приготовления шоколада охраняются как самые важные тайны.
ШГПИОНЫ ГЛУБОКОГО ЗАЛЕГАНИЯ
— специалисты и высшие менеджеры, которых в конкурентной борьбе фирмы переманивают к себе за большие деньги.
ШПИОНЫ МОД,
"Банды Кодак" - так на Западе нередко называют шпионов за секретами домов моделей, не потому, что они пользуются фотоаппаратами этой знаменитой фирмы, а по той причине, что сделанные ими эскизы настолько точны, что они напоминают скорее фотографии, чем рисунки. В этом профессионалам-похитителям помогают различные ухищрения. Специально обученные агенты текстильных корпораций под видом, например, потенциальных покупателей проникают на показ мод. Будучи профессионалами, они специализируются на деталях показываемой моды. После окончания демонстрации шпионы спешно покидают салон, собираются в предварительно снятом помещении и по деталям восстанавливают всю модель.
ШТАНДОРТ
— термин, употребляемый главным образом в экономической литературе Запада для обозначения наиболее выгодного расположения предприятий.
ШТРИХОВОИ КОД
- маленькая наклейка с рисунком в виде перемещающихся черных и белых полос. Придумал его железнодорожный служащий Дэвид Коллинз. В 50-е годы он закончил инженерный колледж Массачусетского технологического университета и поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу. По роду своей деятельности ему пришлось столкнуться с проблемой, как быстро и четко пересчитать вагоны на входе и выходе сортировочных станций, выяснить, куда именно нужно направить тот или иной груз. Железнодорожникам приходилось просто считывать номера вагонов, записывать их в блокноты, а затем передавать данные коллегам по телеграфу или телефону. Это была достаточно длительная процедура, не гарантированная от ошибок.
Молодой инженер нашел выход из положения, предложив освещать серийные номера вагонов сильными прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Чтобы упростить распознавание номеров с помощью автоматов, исключить ошибки, Коллинз предложил пользоваться специальным кодом в виде красных и синих полосок.
Испытания показали, что сканирующее устройство способно считывать коды даже при движении вагонов со скоростью выше 100 км/ч, дает минимум ошибок.
Впоследствии система была принята на вооружение и в других отраслях промышленности, в частности, в больших супермаркетах, где кассиры попросту не в состоянии запомнить цены всех продаваемых товаров. Поэтому ее стали печатать на упаковке. А чтобы ускорить работу, использовали коды Коллинза. Таким образом, ныне достаточно провести специальным датчиком над наклейкой, и в память кассовой машины тут же заносится кодовое наименование товара и его цена. Покупатель получает полный счет на свои покупки. Одновременно данные передаются в центральный компьютер супермаркета, который следит за наличием товаров подобного сорта в торговом зале, на складе и своевременно напоминает о пополнении запасов.
ШТУРМОВАЯ КОМАНДА
- небольшое автономное образование в виде коллектива, созданное для разработки новинок любым приемлемым способом.
ЩЕКОТУНЧИКИ
- устройства для обнаружения негласно работающей звукозаписывающей техники (диктофонов), которые носятся под одеждой - Вблизи работающих диктофонов они начинают незаметно для окружающих вибрировать. Более современный вариант — ДМ-3 обнаруживает как радиомикрофоны, так и диктофоны.
ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ
- особая корректность, до мелочей последовательная принципиальность.
ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ
- комплектное устройство для централизованного контроля и управления технологическими процессами предприятий. На ЩУ размещаются измерительные и контрольные приборы, световые индикаторы, ключи управления и мнемонические схемы.
ЩИТОВЫЕ ДЕНЬГИ
- денежный побор в средневековой Англии, взимавшийся с держателей рыцарских феодов взамен личной службы (или в качестве ее частичной компенсации) в пользу короля.
ЭВРИКЛ
— Европейское агентство по координации научных исследований, совместная программа западноевропейских стран в области НИОКР. Основана в 1985 г. Основополагающий документ - хартия программы "Эврика" — определяет цели, организационные принципы и основные направления научно-технического сотрудничества участников программы. Цель "Эврики" — стимулировать развитие передовых направлений научно-технического прогресса в западно-европейских странах, чтобы повысить их конкурентоспособность на мировых рынках наукоемкой продукции. В стратегическом плане программа имеет своей целью сокращение и-ликви - дацию отставания западно-европейских стран от США и Японии в научно-технической сфере.
Высшими органами "Эврики" являются Европейская межправительственная комиссия, которая проводит свои сессии один раз в полгода, и группа высокопоставленных представителей. Секретариат, занимающийся текущими вопросами по подготовке научно-технических проектов, работает в Брюсселе (Бельгия).
Программа не имеет централизованного фонда для финансирования кооперационных проектов, расходы берут на себя фирмы, участвующие в их осуществлении. Однако между правительствами стран - членов "Эврики" достигнута договоренность, что они по-своему усмотрению будут оказывать финансовую поддержку конкретным проектам в зависимости от их значимости для национальной экономики.
В настоящее время "Эврика" включает более 160 проектов по следующим основным направлениям: информатика, новые материалы, средства связи, биотехнология, охрана окружающей среды, транспорт, исследование морских ресурсов. По масштабам участия в проектах выделяются Франция и Великобритания.
ЭВТИНА.
Афинское законодательство предусматривало Э — представление отчета должностным лицом по окончании срока пребывания его в должности. Отчет начинался с проверки истраченных государственных средств. Если он признавался неудовлетворительным, дело передавалось в суд присяжных с обвинением в адрес данного лица в злоупотреблении, растрате или подкупе. Мера наказания могла достигать десятикратного возмещения выявленного денежного ущерба. Проступки должностного лица, не связанные с финансовыми злоупотреблениями, разбирались филиалами, после чего дело поступало в компетентные судебные органы.
ЭДИФАКТ
— универсальные правила для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте.
ЭКВИВАЛЕНТНАЯ ЗАМЕНА
- факт замены одной кредитной операции на другую. Например, закрытие текущего счета и признание сальдо для открытия нового счета.
ЭКЗОТИЧЕСКИЕ" ВАЛЮТЫ
- валюты, сделки по которым осуществляются крайне редко и для которых вообще нет международного рынка.
ЭКОЛОГИЧЕСКИИ ОАЗИС
- итальянская программа, предусматривающая тщательный контроль за качеством не только мяса, поступающего для производства детского питания, но и самого процесса выращивания этого мяса методом содержания и откорма скота. Строгий контроль состава кормов (чтобы не было нитратов) гарантирует поступление в торговую сеть только высококачественных продуктов детского питания, содержащих мясо.
ЭКОЛОГИЧЕСКИИ РЭКЕТ
- штрафные повышенные санкции администрации к приватизированным объектам, когда полученные деньги идут не на решение экологических программ, а на содержание аппарата управления.
ЭКОНОМИКА LAJSSEZ-FAJRE –
непланируемая и неуправляемая государством экономика. Этот термин, изобретенный французскими экономистами XVIII века, означает минимальное вмешательство государства в работу рыночной системы. В рамках такого вмешательства государство борется с преступностью, следит за исполнением взаимных обязательств, формирует производственную и социальную инфраструктуру, но ни в коем случае не устанавливает цены и не вмешивается в действия рынка. То есть суть понятия LAJSSER-FAJRE означает, что люди должны самостоятельно осуществлять свою экономическую деятельность.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АСТРОЛОГИЯ.
Благодаря работам Вольфганга Ангермейера получила развитие прогностическая экономическая астрология. Его фирма по специально разработанной методике, включающей определение 16 планетарных типов людей, выдает безошибочные прогнозы, причем не только бизнесменам, но и представителям заинтересованных государств. Именно Ангермейер предсказал биржевой крах 1987 г. и экономический кризис 1989 г., его доклад на астрологическом симпозиуме в Вене "Экономическая астрология — экономика и финансы с космологической точки зрения" потряс весь экономический мир как на Западе, так и на Востоке. Видимо, "игра стоит свеч", поскольку его фирма завалена заказами на многие годы вперед.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОИНА.
Термин ввел в обращение в 1939 г. при разработке военных планов Десмонд Мортон, руководитель английского Центра промышленного шпионажа (ЦПШ). Согласно его концепции, роль экономики в будущей войне должна значительно возрасти. В задачу ЦПШ входило изучение готовности промышленности иностранных государств к войне и составление докладов на эту тему. Доклады направлялись в имперский совет обороны. Мортон был личным помощником премьер-министра У. Черчилля. Возглавляемый Мортоном центр был ядром разведывательного департамента министерства* экономической войны с самого начала его формирования. Мортон говорил, что министерство экономической войны, когда оно официально вступит в свои права, должно рассматриваться как боевой департамент наряду с департаментами трех видов вооруженных сил (армии, флота, авиации).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОКАЗА
- торговля фальшивыми товарами.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РАЗВЕДКА
- это совокупность согласованных действий по добыванию, интерпретации, распространению и защите информации, полезной для субъектов экономики и добываемой легально и при наилучших условиях в смысле качества, сроков и издержек.
Концепция экономической разведки выше отдельных действий, обозначаемых терминами "слежение", "защита собственности конкурента", "влияние". Ее высшая ступень — стратегические и тактические планы, определяющие характер и проведение отдельных действий и гарантирующие их успех. Это сложная игра "сотрудничество-конкуренция". Экономическая разведка — боевое оружие, которое нужно по возможности подчинить закону, чтобы ограничить ее лишь открытой информацией.
ЭКОНОМИЧЕСКИИ БАРОМЕТР -
Обобщающий показатель, характеризующий экономическую конъюнктуру в стране и используемый для ее анализа и прогнозирования. Впервые такие показатели получили распространение в начале 20-х годов. Наиболее известны Гарвардский и Кембриджский барометры, а также индекс народно-хозяйствен - ной обстановки Лондонской экономической школы. В СССР ЭБ рассчитывался с 1923 по 1925 год сотрудниками Конъюнктурного института, возглавлявшегося Н. Д.Кондратьевым. В 1925 г. он был заменен барометрическим показателем цен. ЭБ 20-х годов достаточно точно предсказывали изменения, которые должны происходить в экономике под влиянием колебаний рыночной конъюнктуры. Однако изменения, связанные с государственным вмешательством в экономику, они предсказать не могли. В настоящее время экономическая теория и математическая методика делают возможным построение ЭБ, лишенного этого недостатка. Подобная работа проводится в ряде академических институтов.
Расчеты ЭБ базируются на экономической информации по специальной программе, включающей в себя около 300 вопросов и ежемесячно представляемой корреспондентской сетью разных городов. В результате ее обработки на компьютерах из 300 показателей по 40 городам рассчитывается 10 обобщающих индексов: 1. Индекс розничных цен по 89 товарам. 2. Индекс курса денежной единицы по отношению к зарубежным валютам на внутренних рынках. 3. Индекс размеров внутреннего товарооборота. 4. Индекс дефицитности. 5. Индекс занятости (обобщенный показатель безработицы). 6. Индекс деловой активности. 7. Индекс гражданеких железнодорожных перевозок. 8. Индекс реальных доходов населения. 9. Индекс денежных сбережений. 10. Индекс кредитных операций банков. На основе агрегирования обобщающих индексов строится ЭБ - показатель, который может быть полезен различным группам специалистов, бизнесменов, а также рядовым потребителям. Результаты проведенных б западных странах с рыночной экономикой исследований показывают, что прибыльность фирм, чьи менеджеры используют данные обобщающих индексов, возрастает в среднем на 20%.
ЭБ имеет прогностические свойства. Зная его значение, можно судить об изменениях в экономической конъюнктуре на 1-3 месяца вперед.
- так часто на Западе называют начальника (шефа) бюджетного управления.
Экономический тренинг
- компьютеризованная деловая игра, дающая возможность проводить оценочные расчеты эффективности управленческих действий.
Экономия
— (греч. "ойкос" — дом, хозяйство, "номос " — правило, закон) является названием особого сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Подобный смысл (наука о домашнем хозяйстве, домоводство) это слово сохраняло в течение многих веков. Правда, оно не обладало у греков таким ограниченным содержанием, как наше домоводство. Ведь дом богатого грека являлся целым рабовладельческим хозяйством, это был своего рода микрокосм античного мира.
Аристотель употреблял термин "экономия" и производный от него "экономика" в этом смысле. Он впервые подверг анализу основные экономические явления и закономерности тогдашнего общества и стал, по существу, первым экономистом в истории науки.
Заслуга Аристотеля-экономиста состоит в том, что он первым выявил некоторые категории политической экономии и в известной мере показал их взаимосвязь.
Для Аристотеля экономика — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых для жизни продуктов, потребительных стоимостей. Она включает и обмен, однако, опять-таки лишь в рамках, нужных для удовлетворения личных потребностей.
ЭКЮ
— так называлась французская монета, имевшая хождение в XIII веке. Так выглядит и аббревиатура английских слов "эуропион корренси юнит" — "европейская валютная единица". Хотя этой "единице" исполнилось лишь девятнадцать лет, она уже прочно вошла вместе с американским долларом, японской иеной, немецкой маркой и английским фунтом стерлингов в пятерку основных мировых валют.
Экю — это пока не привычные нам деньги, которыми выдают зарплату или расплачиваются в магазинах, а расчетная единица, используемая при различных финансовых операциях. Ее курс — своего рода общий знаменатель всех национальных валют ЕС, пропорциональный вес которых зависит от доли той или иной страны в совокупном валовом национальном продукте в торговле Европейского Сообщества.
Являясь усредненной величиной 12 валют, экю стабильнее любой из них и, следовательно, уменьшает финансовый риск, сопряженный, например, с падением или взлетом курса франка, фунта или лиры. Эта расчетная единица начинает приобретать популярность не только в Западной, но и в Восточной Европе.
В обычной повседневной жизни используется экю пока в Гибралтаре. Кроме того, там есть в обращении монеты из драгоценных металлов: серебряные 14-35-экюйные монеты, содержащие 92,5% серебра и 70-экюйные из золота (12 карат). Все они в широком обороте. Следует заметить, что сейчас драгоценные металлы столь редко идут на монеты, разве что иногда на юбилейные.
Европейская комиссия начала практические исследования проблемы введения экю в качестве единой валюты Европейского Союза. Введение единой валюты предусмотрено в альтернативные сроки -меж - ду 1 января 1997 г и 1 января 1999 г.
Установлено, что 1 экю равен примерно.1,3 доллара. Единая валюта ЕС будет выпущена в девяти монетах ~ от 0,01 до двух экю и в пяти купюрах — от 5 до 500 экю. Цвет монет красный, белый и двухцветный. Металл, из которого предстоит отлить в общей сложности 40 миллиардов новых монет, еще не определен.
ЭЛАСТИЧНОСТЪ СПРОСА
- показатель, характеризующий, на сколько процентов может изменяться спрос на свободном рынке на данный товар при изменении его цены на один процент. Широко используется для принятия решений об уровне и изменении цен.
ЭМИРЫ
— так на Западе называют швейцарских банкиров, представителей крупной буржуазии.
"ЮЗЕР"
— пользователь компьютером, который в зависимости от опыта и квалификации может быть "крутым", "всмятку", "сырым" и т. д.
ЮНИДО
- Постоянный комитет ООН по промышленному развитию.
ЮНКТАД
- конференция ООН по торговле и развитию.
ЮППИ
- молодые, поднимающиеся вверх бизнесмены-профессионалы. Эта категория — золотые мальчики местных сити. Возраст от 18 до 34 лет.
ЮРИДИЗАЦИЯ
- придание каким-либо фактам отношения правового характера; преувеличенное подчеркивание юридической стороны како- го-либо вопроса, явления.