Украинцы переплатили за бензин полмиллиарда
Если ранее акциз на бензин увеличивал на 20-30 евро/т, боясь недовольства населения ростом цен, то в июле он был выше базисной ставки на 85 евро/т. Результаты опыта с плавающей ставкой акцизного сбора на нефтепродукты так вдохновили чиновников, что завышенный налоговый пресс на потребителя в состоянии сделать обыденным.
Внедрение плавающей ставки акцизного сбора на нефтепродукты, призванное защитить украинских потребителей от роста топливных расходов, привело к тому, что последние дополнительно заплатили государству практически полмиллиарда гривен, гласит аналитик Сергей Куюн.
Основная мысль введения дифференцированной ставки топливного акциза — защита потребителя от больших цен на горючее — на самом деле обернулась прямо обратным результатом, а конкретно: его "защитой" от низких цен. В связи с падением цен на нефть в конце июня до уровня 90 долл./барр. акциз на бензин, согласно прописанной в законе формуле, в первой декаде июля 2012 года вырос до наибольших 283,9 евро/т, либо практически в полтора раза по отношению к базисной ставке, прописанной в законе о госбюджете на текущий год (198 евро/т).
В пересчете на более понятный эквивалент в розничных ценах это значит, что налоговая составляющая выросла на 85 коп./л.
Беря во внимание, что к июню средняя цена бензина А-95 на АЗС установилась на уровне 10,82 грн/л, можно утверждать последующее: если б не плавающий акциз, стоимость на более пользующуюся популярностью марку была бы ниже 10 грн/л. По дизелю "переплата" оказалась меньше — около 20 коп/л (средняя стоимость 2-ой месяц удерживается на отметке 9,71 грн/л).
По расчетам "Консалтинговой группы А-95", за полтора месяца деяния завышенных ставок акцизного сбора на бензин и дизельное горючее потребители дополнительно заплатили около 465 млн грн акциза (погрешность в размере до 5% может разъясняться только различными оценками объема употребления нефтепродуктов). Так что правительство плодами опыта должно быть достаточно.
Определенный "мираж" позволил расслабленно перенести рекордную налоговую нагрузку и потребителю. Зрительно цены на бензин на колонках снизились с апрельских 11,30-11,65 до 10, 65-10,99 грн/л. Другое дело, что реально они могли бы свалиться ниже 10 грн.
По обрывочным заявлениям чиновников можно прийти к выводу, что в Кабмине таким поведением потребителей горючего приятно удивлены и даже воодушевлены. Посудите сами, если ранее акциз увеличивали на 20-30 евро/т, боясь недовольства населения ростом цен, то в июле он был выше базисной ставки на 85 евро/т.
"Неописуемо, но „пипл схавал“! Никто не шумит, цены постоянные. Означает, могут платить! В парламент уже поступил законопроект о новеньком повышении акцизного сбора со будущего года", — пишет Сергей Куюн.