Налоговая начала выводить «из тени» украинские пляжи
Туристская ветвь Украины по-своему уникальна - конкретно в этой отрасли царствует такая вольница, которой больше нигде, пожалуй, не отыщешь. В этом контексте любопытно смотрятся свежайшие данные Гос налоговой службы о ситуации в отрасли.
Во-1-х, анализ, проведенный налоговиками, показал довольно увлекательный факт: «тяжеловесы» в Украине проиграли туристский рынок маленьким «частникам». Сейчас 95% действующих гостинниц в курортных зонах – это приватные мини-отели. Просто говоря, это те же личные жилищного строения в курортных поселках, облепленные пристроенными для сдачи внаем флигелями. Как этот исконный промысел обитателей приморских селений был легализован, масштаб поражения больших игроков стал очевиден.
Другими словами, регуляторам этого рынка в Украине приходится иметь дело с многомилионной армией бизнесменов.
Свежайшие данные ГНС разрушили очередной стереотип о том, что украинские пляжи – для украинцев. Напротив - количество внутренних туристов быстро понижается.
Так, еще 5 годов назад гостями украинских курортов было 2 млн. украинских же людей. Но уже в 2009-м – только миллион. А в 2011-м – всего 600 тыщ. Естественно, идет речь только об официально зарегистрированных туристах. Но даже эти данные демонстрируют - вроде бы ни плакались граждане о малом уровне жизни, отдых за границей становится все более пользующимся популярностью посреди их.
Все же, объем реализованных услуг по отрасли вырастает, и это еще раз обосновывает, что «Вселенная не терпит пустоты». За 1-ое полугодие 2012 года этот показатель составил 2,1 миллиардов. грн., при всем этом третья часть суммы пришлась на июнь, когда летний сезон уже набирал обороты. По сопоставлению с прошедшим годом рост объема услуг составил 14,6%. Кто конкретно занимает койко-места и пляжные топчаны заместо предпочитающих другие берега сограждан, точно пока непонятно. Данные пока очень разрознены. К примеру, понятно, что в Крыму с начала года побывали уже 1,8 млн. туристов. И толика гостей из государств СНГ уверенно идет в рост. А вот ожидаемого наплыва гостей из «дальнего зарубежья» пока не наблюдается.
Вырастают и поступления туристского сбора – с начала года это 10,7 млн. грн., что на третья часть больше первой половины года предшествующего. Правда, аналитики налоговой службы в собственных документах пишут, что могло бы быть и больше, если б не непонятное равнодушие к данной теме органов местного самоуправления. Непонятное – так как этот сбор по большей части остается конкретно в бюджетах территориальных громад, и власти курортных поселков Крыма, Одессы, Азовья должны быть, на теоретическом уровне, кровно заинтересованы, чтоб конкретно на данный момент создавать денежный припас на зиму. Это попустительство оборачивается тем, что, к примеру, в Одесской области, по подготовительным расчетам, толика «тени» в туристской отрасли может в пик сезона в два раза превысить законные обороты. Приемущественно, за счет того, что в регионе стопроцентно отсутствует механизм выявления и вербования к налогообложению людей, сдающих свои жилья и дачные домики отдыхающим, часто – друзьям и далеким родственникам. Этот бизнес так глубоко вошел в жизнь Южной Пальмиры, что они даже выдумали фольклорное проклятие «чтоб к для тебя на все лето родственники приехали!».
В самой Налоговой недоумевают по поводу сохранения этих традиций сейчас. Молвят, что новенькая облегченная система налогообложения еще более все упростила, от проверок и штрафов бизнесменов освободили, как минимум до конца года, а создаваемая сеть сервисных центров нацелена, приемущественно, на сервис конкретно этого сектора (большой бизнес, как понятно, обслуживает спец Центральный кабинет). Все это, по идее, должно завлекать местных обитателей выходить из тени и заниматься своим любимым делом на полностью легитимных основаниях. Благо, даже право устанавливать ставки одного налога отдано местным советам, и простор для сотворения приклнного режима – широчайший. Но, как досадно бы это не звучало, скованные трайбализмом курортные власти предпочитают сопротивляться изменениям, ежели пробовать жить и работать по новым правилам.
Но, нужно признать, что позитивны6 сдвиги все-же есть. К примеру, в том же Крыму, скажем, Межводненский сельсовет Черноморского района принял неординарное решение – разрешил предприятию, обслуживающему пляжную зону, оставлять для себя 20% туристского сбора. В итоге в этом небольшом поселке «собрали» больше, чем в целых районах Керчи, наводненной куда огромным количеством туристов. А в Судаке не поленились произвести паспортизацию объектов недвижимости, где будет взиматься туристский сбор. Итог не принудил себя длительно ожидать.
Налоговики обещают, что «махать шашкой» не будут: пойдут по курортным территориям не с крестовым походом, а с просветительской работой. Будем возлагать, что это «просвещение» поможет и рядовым туристам, когда хоть какой мини-отельчик собственной «звездочкой» будет отвечать за комфорт и здоровье отдыхающих.