ОпСоСная реклама
ОпСоСы часто нарушают «Закон о рекламе» (далее — ЗоР), применяя различные рекламные уловки для завлечения абонентов.
Например, ОпСоСы частенько «забывают» упоминать, что публикуемые ими тарифы и цены указаны без налогов, к примеру, без налога на добавленную стоимость (НДС) и налога с продаж (НП). Кстати, часто почему-то пишут НсП, но ведь не пишется же НнДС. Из московских операторов чаще всего этим грешит Билайн — к примеру, в радиорекламе «для наркоманов» про план, от которого вы забудете обо всем :), а также в некоторых печатных изданиях, предлагает ТП Cynep-GSM всего за 195 долларов в месяц, в радиорекламе про ТП Стандарт расхваливает всего 18 центов за минуту, сам «забывая» добавить, что это цены без НДС. Это нарушение ст.7 ЗоР, где сказано, что недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении... стоимости (цены) товара на момент распространения рекламы, дополнительных условий оплаты. Хочется заметить, что под эту же статью попадает и дополнительное взимание с абонента 1 % к сумме оплаты. Раньше было 2%, летом 2000 года Билайн снизил — долгое время это была одна из главных новостей Билайна. МТС и МСС давно уже рассчитываются по курсу ЦБ, причем без всякого пафоса. А вот Сонет к курсу ЦБ добавляет аж Ъ% Кстати, Билайн и Сонет не имеют права в рекламе и на своем сайте указывать цены в долларах и центах, так как они пересчитывает на рубли не по курсу доллара, а по своему. То есть он может указывать цены только в «уе».
Понимая, что за недобросовестную рекламу им можно вчинить иск, все операторы, указывают, что цены и тарифы без НДС. Пусть в лупу, пусть повернув газету на 90 градусов, пусть шрифтом, сравнимым с зернистостью бумаги, но можно рассмотреть где-нибудь в углу соответствующую сноску для отмазки. В ТВ-рекламе ОпСоСов частенько тарифы (без НДС) идут крупным шрифтом и озвучиваются, а ссылочка на НДС и НП молча сиротливо ютится внизу экрана таким шрифтом, который виден не на каждом телевизоре. Явное стремление к тому, чтобы телезритель не заметил ссылки, и ввести его в заблуждение. В телевизионной передаче Сто к одному ее ведущий озвучивает рекламу МСС (спонсора передачи), в которой говорится от 6 центов по тарифу Разговорный без каких-либо ссылок на НДС. В рекламе Билайна (в том числе и печатной) часто вообще нет ссылки на НДС и НП. Ясное дело, что 195$ (теперь уже 165$) привлекательнее для клиента, чем более 240$ на самом деле, но неужели нельзя остановить зарвавшегося рекламодателя? Это ведь уже заведомо ложная реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопро - изводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
По Гражданскому Кодексу РФ (ст.437) реклама признается публичной офертой, если она включает содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Другими словами, если в рекламе Билайн предлагает платить на ТП Cynep-GSM 195$ в месяц (без указаний на НДС), то можно требовать от Билайна именно такой оплаты, а в случае отказа подавать в суд. В случае, если кому «не в лом бодаться», можно наказать Билайн за рекламный обман, дело перспективное — если рекламодатель уклоняется от заключения договора после получения в установленном порядке акцепта лица, которому адресована публичная оферта, это лицо вправе обратиться в суд, арбитражный суд с требованиями о заключении договора и о возмещении убытков, причиненных необоснованным отказом рекламодателя от заключения договора (ЗоР).
А почему вообще свои тарифы и цены на оборудование операторы и их дилеры публикуют с пометкой «*» — то есть без НДС и НП, пусть даже и со ссылкой на это? Абонент — потребитель, а не бухгалтер, почему каждый раз просматривая рекламу, он должен искать ссылки — с учетом это НДС и НП или нет, а если нет, то пересчитывать тарифы и цены с учетом налогов? Какие сейчас НДС, НП абонент знать не обязан, и зачем засорять себе мозги творчеством наших законников — налоги в нашей стране постоянно меняются, отменяются, добавляются, различаются по регионам (как, к примеру, НП). Иногда некоторые операторы и их дилеры публикуют цены и тарифы с учетом налогов, что вносит дополнительную путаницу. Заметьте, фирмы, торгующие другими товарами и услугами, уже практически отказались от этой практики указывать цены на товары и услуги без учета налогов — завлечь на такой дешевый трюк можно только простаков (почему ОпСоСы решили, что среди потребителей сотовой связи их больше всего?), а остальных это только раздражает, так как создает неудобства. Хорошо, что долю других своих налогов операторам трудно учитывать в ценах и тарифах, а то бы они, наверное, публиковали их и без учета, к примеру, налога на прибыль или отчислений в Пенсионный Фонд — тогда бы у них были опубликованы мизерные тарифы с множеством «звезд» и сносок?)
Хочется заметить, что в рекламе операторов часто пишется и говорится просто — без НДС, а ведь это можно понять в смысле «НДС не берем».
Публикация тарифов без ссылок на НДС незаконна, а со ссылками на НДС неудобна. «Спасибо», конечно, ОпСоСам за экономический ликбез для российских граждан, но пора завязывать — уже почти все знают, что такое НДС и НП, чертыхаясь при пересчете тарифов. Абоненту все равно, какие в цену включены налоги, надбавки, накрутки и другие составляющие, ему важно — сколько он реально платит за товар или услугу, поэтому в рекламе должна быть указана полная стоимость услуги или товара. То что, абонентам публикация ОпСоСами цен и тарифов без учета НДС уже обрыдла, видно из опроса в конце статьи (кстати, добавьте и свой голос), операторам не мешало бы обратить внимание на результаты этого опроса. Причем, заметьте, абоненты не халявы требуют (ведь платить все равно столько же придется), а элементарного удобства, которого их лишают «мудрые» операторы.
Зато Билайн (и МТС) не забывают указать в рекламе номера своих лицензий на оказание услуг связи. Это несущественное, да и лишнее требование ЗоР'а, так как по тому же ЗоР'урекламопроизводители и рекла- мораспространители (РП и РР) — рекламные агентства, СМИ — обязаны проверять у рекламодателей их наличие.
МГТС, многие коммерческие «проводные» операторы, некоторые региональные сотовые операторы, почти все Internet-провайдеры (некоторые из них, по крайней мере, для физических лиц), Сонет, иногда МСС указывают цены и тарифы уже с учетом НДС — хороший пример для подражания. Для чистоты сравнения приведены примеры из связи, хотя (повторюсь) уже мало кто из других сфер «балуется» ценами без учета НДС в своей информации.
Реклама ОпСоСов часто, мягко говоря, не соответствует действительности, что является нарушением ЗоР'а. Все, наверное, слышали крикливую рекламу Билайн-GSM про то, что есть только один лидер. И сейчас, к примеру, по НТВ в программе «О, счастливчик» ведущий озвучивает рекламу Билайн-GSM (генерального спонсора передачи), называя его не иначе, как настоящий лидер в сотовой связи, восхваляя его непревзойденное качество связи. В рекламе Билана обычным делом является употребление таких фраз, как самый выгодный тариф, самый лучший выбор, лучше все равно не найдете, лучшее решение, №1, самый широкий выбор телефонов. В общем, судя по рекламе Билайн у нас самый-самый. Так как это не верно или недоказуемо, то это нарушение ЗоР'а, в котором указано на недопустимость использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов «самый», «только», «лучший», «абсолютный», «единственный» и тому подобных, если их невозможно подтвердить документально.
Вот один пример из мифов Билайна о самом выгодном: ТП Лидер преподносится как самый выгодный тариф с прямым номером. Это далеко не так. Например, для тех, кто говорит в рабочее время (даже шире — с 8 до 20ч в будни) при трафике больше всего лишь трех минут в день, выгоднее ТП МТС Деловой, причем, чем больше трафик, тем выгоднее. При еще большем трафике выгоднее, к примеру, МСС-Безлимитныйза 89$. И так можно документально опровергнуть почти любое бахвальство Билайна.
В чем Билайн лидер? Один из главных показателей лидерства оператора — это количество действующих абонентов. У Билайна и по официальным данным, и по независимым опросам (кстати, добавьте и свой голос) количество абонентов гораздо меньше чем у МТС. Может, поэтому Билайн перестал трубить о своем лидерстве, разве только мечтает об этом в названии одного из своих ТП.
МТС тоже тянется к «лидеру» — первые во всем, мы делаем погоду, на связи со всем миром... А что это за настоящий GSM у МТС, и в чем его отличие от «ненастоящего»? Реклама Экономного — говорите больше, платите меньше — тоже обман. Меньше, чем где? Чем на ТП других операторов? Это верно тоже далеко не всегда, а при определенных условиях. Вообще «экономные» возможности Экономного сильно преувеличены. Миф о его выгодности навязывается, в том числе рекламными сюжетами и названием. Тогда уж назвали бы «Халявным», может, еще больше простаков клюнуло бы.
Сонет разочаровывает. Раньше он такие дешевые трюки не практиковал, зато теперь старается «догнаться» по полной программе. Например, Сонет сообщает, что он единственный абсолютно безвредный и полностью защищенный от прослушивания. Абсолютно безвредного телефона быть не может, хотя действительно, излучаемая мощность в CDMA-телефонах меньше, чем в других стандартах. Да и вообще проблема «безвредности» сотовых телефонов, на мой взгляд, сильно преувеличена. А насчет «защиты от прослушивания» тоже преувеличение. Легко прослушать из эфира можно только телефоны аналоговых стандартов (к примеру, NMT-450i), а на цифровых стандартах это сделать очень сложно (в том числе на DAMPS и GSM). Впрочем, разговоры в любых стандартах элементарно прослушать на коммутаторах и линиях передачи сигнала).
Почему только в БИ+ круглосуточный тариф 18 центов и никакой абонентской платы? Сплошная ложь. Во-первых, абонент будет платить не 18 центов, а около 22-х с НДС. Во-вторых, к примеру, на МСС-Разго - ворном нет никакой абонентской платы, а минута стоит от 7,2 центов в зависимости от продолжительности разговора. В-третьих, на БИ+ нет никакой абонентской платы только формально. Но ведь карточки БИ+ имеют ограниченный срок действия, то есть когда карточка закончится, то деньги абонента на счету пропадут, если он их не использовал или не активировал новую карту, то есть получается обязательная плата за трафик независимо, использован он или нет. Причем, если абонент активирует новые карты при незаконченых старых, то обязательная плата за трафик растет, как снежный ком. В результате нередки случаи, когда абоненты в итоге продают телефоны стандарта DAMPS с балансом несколько десятков долларов, до конца срока действия которого остается несколько дней. Естественно, такие телефоны продаются недорого, иногда дешевле баланса. Так вот, абоненту все равно, как называются обязательные платежи — абонентская плата, плата за трафик, аренда линии. Абоненту важно, платит ли он какие либо деньги, к примеру, если не пользуется телефоном, но при этом телефон активен, то есть есть возможность пользования телефоном. В случае, если платит, то это — ТП с обязательными платежами (не важно, какими), их некорректно называть, какТП без абонентской платы. Ведь что это в понимании абонента, да и по здравому смыслу? Послушает абонент такую рекламу и решит, что это ему подходит для таких случаев, как пользование телефоном очень редко (к примеру, только в экстренных целях), пользование им в несколько месяцев в году (к примеру, на летний период). Для этих случаев БИ+ не подходит. Можно, конечно, для периодического пользования телефоном купить 100-долларовую карточку БИ+, которая действует 390 дней, но тогда обязательный трафик в периоды использования увеличивается пропорционально длительности неактивного периода.
БИ+ далеко не самый выгодный тариф, как утверждается в рекламе, его выгодность съедается ограниченным сроком действия карт (что является обязательной платой за трафик в скрытой форме), а также поминутной тарификацией (в большую, естественно сторону), то есть отсутствием посекундной оплаты со второй минуты разговора, как на кредитных ТП Билайн-GSM. Разговор, к примеру, в 1мин 01сек оплачивается, как за 2мин, то есть в данном случае стоимость минуты на БИ+ получается почти в два раза больше рекламируемой (и на DAMPS, и на GSM). На некоторых тарифах БИ+ почему-то негласно действует округление 1мин08сек=1мин. Хочется заметить, что почему-то существует миф о том, что БИ+ подходит малоговорящим абонентам. Мол, карточка закончится, но номер еще полгода не снимут. Какая радость. Номер-то не снимут, но говорить по телефону в это время нельзя. Ничего не платишь за телефон, но и пользоваться им не можешь. Кстати, почему на БИ+ нельзя принимать входящие звонки с телефонов Билайн'а, когда деньги на счету закончились? Ведь номер у абонента не снимают, такие звонки бесплатны, абонентской платы вроде как нет. Спасибо, что на некоторых ТП БИ+ можно пользоваться SMS и ГП при нулевом остатке на счету, хотя в справочной службе Билайна утверждают обратное. Видимо, это недокументированная возможность БИ+, которую могут прикрыть в любой момент. Единственный ТП (для индивидуальных абонентов) у московских операторов действительно без абонентской платы и каких-либо обязательных платежей — этоТП МСС-Разговорный. Можно поговорить раз в год — оплатите только этот разговор и никаких других платежей.
Иногда Билайн в своей рекламе «забывает» указать, что округление сек у него начинается только со второй минуты разговора, бесплатное подключение на поверку оказывается не совсем таким — абоненту надо заплатить еще около 7$ за СИМ-карту при подключении со своим телефоном (а у дилеров Билайна еще дороже). Может, Билайн введет и плату за бумагу, на которой написан договор на «бесплатное» подключение?
А вообще ОпСоСы вкладывают столько денег в рекламу, что если бы они их тратили На развитие своих сетей и улучшение условий для абонентов (к примеру, на введение посекундной оплаты с первой минуты разговора), то народ и так к ним валом пошел бы. Реклама операторов уже становится агрессивной и навязчивой, а ведь косвенно оплачивают эту рекламу абоненты. Постоянная реклама в печати, на телевидении, по радио, в прямом виде и в виде спонсорства показа передачи или фильма, стоит таких денег, что без таких затрат на рекламу можно было бы намного снизить тарифы. ТВ-реклама МСС, к примеру, постоянно идет по НТВ (не самый дешевый для рекламодателей канал).
Деньги тратятся огромные, можно было бы потратить их более эффективно.
А вообще, операторам Сотовой Связи много рекламировать себя нет смысла, если только для пафоса и для тех, кто кормится от рекламы. Это все равно, что рекламировать метро, трамвай, автобус и троллейбус. Все, кто имеет хоть какой-то интерес к сотовой связи, и так знают, что, к примеру, в Москве четыре оператора, и чтобы выбрать одного из них, надо в последнюю очередь ориентироваться на рекламные штучки, а, прежде всего, изучить и сравнить ТП и условия разных операторов.
Удивляет попустительство незаконной рекламе со стороны РП и РР, которые по ЗоР^у обязаны ее пресекать, хотя понятно — деньги заткнули рот. Но почему бездействует Антимонопольный комитет, который обязан контролировать соблюдение законодательства в области рекламы не только рекламодателями, но и РП и PP.
Да и законодателям надо бы внести поправки в ЗоР. Зачем указывать номера лицензий, если РП и РР должны и так их проверять и недо - пускать публикации рекламы без них? Лучше бы добавили, что различные существенные ссылки (к примеру, на НДС) должны быть по степени наглядности сопоставимы с основной информацией. А еще лучше вообще запретить публикацию цен и тарифов без учета налогов.
Следовало бы также запретить указание цен в условных единицах, а только в долларах/центах (ну и в рублях, конечно), так как «уе» может
Быть любым по отношению к доллару, что вводит в заблуждение потребителей. А вот пересчет долларов на рубли, естественно, должен быть только по курсу ЦБ.