Банки и банковское дело

РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся воз­можности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и ау­дита.

Правительством РФ, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков были намечены основные направления реструкту­ризации банковской системы.

Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. пред­принял целый ряд срочных мер:

♦ провел многосторонний межбанковский клиринг, что позволило восстановить систему расчетов;

♦ разрешил снизить нормативы отчислений в обязательные резер­вы, что увеличило ликвидность банковской системы;

♦ ввел специальные нормы регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных;

♦ допустил на период кризиса принятие банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.;

♦ разрешил при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных бан­ками до 14 августа 1998 г., использовать валютный курс по состо­янию на 14 августа 1998 г.;

♦ выдал ряду коммерческих банков стабилизационный кредит;

♦ установил срок действия особого режима регулирования до 1 июля 1999 г.

Таким образом, Банк России продемонстрировал свою ведущую и стабилизирующую роль в условиях нестабильности всей финансовой системы и способность управлять банковской системой даже в самых критических условиях.

В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», предусматривающий создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) с целью осуществ­ления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, обе­спечения их стабильного функционирования и восстановления доверия кредиторов, в т. ч. вкладчиков, к кредитным организациям. Для реализа­ции поставленных задач Агентство получает право осуществлять следу­ющие виды деятельности:

♦ приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками;

♦ принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в уставном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;

♦ участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, оказание им экономической поддержки;

♦ участие в разработке и реализации планов финансового оздоров­ления банков, подвергающихся реструктуризации;

♦ управление активами, приобретение, реализация и посредниче­ство при реализации активов ликвидируемых банков;

♦ отстранение от руководства кредитной организацией лиц, допус­тивших потерю кредитной организацией капитала либо препят­ствующих ее оздоровлению;

♦ привлечение необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.

При этом ряд функций и задач АРКО являются несвойственными ни Правительству РФ, ни Центральному банку. К таким функциям, на­пример, относятся выкуп, управление и реализация проблемных акти­вов кредитных организаций, поэтому и возникла необходимость созда­ния административно независимой от государственных органов и Центрального банка организации для осуществления мер по реструкту­ризации банковской системы.

С целью углубления процесса реструктуризации кредитных органи­заций Центральный банк РФ использует все предоставленные ему полномочия для ограничения деятельности находящихся в слабом фи­нансовом положении банков, проведения реструктуризации и отзыва лицензий неплатежеспособных банков.

Среди 18 банков, анализ финансового положения которых был про­веден в 1998-1999 гг., Банк России выделил неплатежеспособные бан­ки, которые не имели достаточного потенциала для подготовки и успеш­ной реализации планов по реструктуризации, отозвал у них лицензии и в кратчайшие сроки приступил к процедуре банкротства или ликвида­ции. По отношению к остальным несостоятельным банкам Банк России будет:

♦ назначать в них временных управляющих;

♦ передавать их в ведение АРКО. В течение 3 месяцев после пере­дачи этих банков в АРКО Агентство определит по каждому бан­ку, может ли он быть реструктурирован или должен быть неза­медлительно ликвидирован;

♦ у банков, подлежащих ликвидации, отзывать лицензии и начи­нать процедуру их банкротства или ликвидации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кре­дитных организаций».

Поддержание ликвидности банков поддерживается с использовани­ем существующих стандартных механизмов (ломбардный кредит, кре­дит «овернайт», внутридневной кредит, РЕПО) только при наличии залогового обеспечения и только по отношению к платежеспособным банкам или тем банкам, которые осуществляют планы реструктуриза­ции, утвержденные АРКО.

В целях оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы и снижения тем самым давления на валютный рынок Банком России в 1999 г. проводились операции по приему денежных средств кре­дитных организаций в депозит. В течение года Банк России постепенно расширял перечень депозитных операций, увеличивая спектр краткосроч­ных рублевых инструментов. Если первоначально средства коммерческих банков привлекались сроком на один день, 1 неделю и 2 недели, то к концу 1999 г. — на месяц и 3 месяца. До настоящего времени прием средств в депозит осуществлялся только с использованием системы «Рейтерс-ди - линг», основное преимущество которой—оперативность совершения сде­лок. Согласно данной схеме, в депозитных операциях Банка России при­нимают участие региональные банки, имеющие филиалы в Московском регионе и располагающие системой «Рейтерс-дилинг».

С 10 ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозит­ных операций на аукционной основе, что предполагает участие более широкого круга региональных банков. Свободные средства коммерчес­ких банков принимаются на срок «1 неделя» с максимальной процент­ной ставкой 7 % годовых, «2 недели» — 12 % годовых, «1 месяц» — 18 % годовых. Минимальная сумма средств, принимаемых Банком России в депозит, установлена в размере 5 млн руб.

Одновременно, в соответствии с решением Совета Директоров Бан­ка России от 29 октября 1999 г., Банк России в ноябре 1999 г. осуще­ствил размещение трех выпусков облигаций Банка России со срока­ми обращения 3, 4 и 5 месяцев, объем каждого выпуска — 2 млрд руб. Операции по купле-продаже облигаций Банка России производятся через официально зарегистрированных дилеров. Принятие Федераль­ного закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа­ций» позволило Банку России активизировать работу по отзыву ли­цензий у банков с неудовлетворительным финансовым состоянием, руководством и собственниками которых не принимаются реальные меры по финансовому оздоровлению (санации).

Банк России планирует ввести более жесткие критерии лицензиро­вания банков. Такие критерии будут включать:

♦ изменения в порядке расчета первоначального капитала;

♦ исключение перекрестного владения акциями как источника ка­питала;

♦ оценку жизнеспособности плана развития банка;

♦ оценку прозрачности корпоративных групп акционеров.

Эти критерии будут распространены на любого акционера, владею­щего прямо или опосредованно более чем 5 % капитала банка или спо­собного оказывать аналогичное влияние на деятельность банка. Руко­водствуясь этим принципом и в соответствии с международной практикой лицензирования банков, акционеры, способствовавшие сво­ей деятельностью доведению банка до несостоятельности, будут исклю­чены из состава акционеров любых банков.

Меры Центрального банка РФ в совокупности позволят провести реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы макси­мально сохранить потенциал российской банковской системы, повы­сить ее надежность, устойчивость, способность эффективно обслужи­вать потребности экономики.

Банки и банковское дело

Быстрое получение кредита наличными в Банке Кредит Днепр

Планируя оформить ссуду, заемщику необходимо найти надежное финансовое учреждение, которое предоставляет деньги в большой сумме и на прозрачных условиях. Важно также учесть параметр срочности. Во многих банках на рассмотрение заявки …

Доступные кредиты на карту

Срочно решить денежные вопросы помогают онлайн сервисы микрокредитных организаций. В таких компаниях можно получить нужную сумму с минимумом документов. Удобный сервис онлайн-кредитования Пользуясь услугами площадки CreditOn, можно легко занять деньги …

Где лучше взять кредит онлайн в Украине

Нередко жителям Украины приходится бросаться в крайности. Всё дело в том, что уровень жизни не так высок, как нам бы хотелось. Поэтому совершенно у каждого человека может возникнуть такая сложная …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия
+38 050 512 11 94 — гл. инженер-менеджер (продажи всего оборудования)

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Оперативная связь

Укажите свой телефон или адрес эл. почты — наш менеджер перезвонит Вам в удобное для Вас время.