РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая — срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача — на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухгалтерского и управленческого учета, менеджмента, надзора и аудита.
Правительством РФ, Центральным банком России и Ассоциацией российских банков были намечены основные направления реструктуризации банковской системы.
Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер:
♦ провел многосторонний межбанковский клиринг, что позволило восстановить систему расчетов;
♦ разрешил снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы;
♦ ввел специальные нормы регулирования деятельности банков, не относившихся до наступления кризиса к числу проблемных;
♦ допустил на период кризиса принятие банками рисков, исходя из величины их капиталов по состоянию на 1 августа 1998 г.;
♦ разрешил при расчете обязательных экономических нормативов в отношении операций в иностранной валюте, проведенных банками до 14 августа 1998 г., использовать валютный курс по состоянию на 14 августа 1998 г.;
♦ выдал ряду коммерческих банков стабилизационный кредит;
♦ установил срок действия особого режима регулирования до 1 июля 1999 г.
Таким образом, Банк России продемонстрировал свою ведущую и стабилизирующую роль в условиях нестабильности всей финансовой системы и способность управлять банковской системой даже в самых критических условиях.
В июле 1999 г. был принят Федеральный закон «О реструктуризации кредитных организаций», предусматривающий создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) с целью осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций, обеспечения их стабильного функционирования и восстановления доверия кредиторов, в т. ч. вкладчиков, к кредитным организациям. Для реализации поставленных задач Агентство получает право осуществлять следующие виды деятельности:
♦ приобретение контрольных пакетов (долей в уставном капитале) банков, утративших капитал, и осуществление управления этими банками;
♦ принятие в залог и в управление пакетов акций (долей в уставном капитале) банков, осуществление управления этими пакетами;
♦ участие в капитале банков, подвергающихся реструктуризации, представление интересов государства в этих банках, оказание им экономической поддержки;
♦ участие в разработке и реализации планов финансового оздоровления банков, подвергающихся реструктуризации;
♦ управление активами, приобретение, реализация и посредничество при реализации активов ликвидируемых банков;
♦ отстранение от руководства кредитной организацией лиц, допустивших потерю кредитной организацией капитала либо препятствующих ее оздоровлению;
♦ привлечение необходимых финансовых ресурсов от российских и иностранных инвесторов, в том числе путем выпуска ценных бумаг, как для реализации мероприятий по реструктуризации банков, так и для организации своей деятельности.
При этом ряд функций и задач АРКО являются несвойственными ни Правительству РФ, ни Центральному банку. К таким функциям, например, относятся выкуп, управление и реализация проблемных активов кредитных организаций, поэтому и возникла необходимость создания административно независимой от государственных органов и Центрального банка организации для осуществления мер по реструктуризации банковской системы.
С целью углубления процесса реструктуризации кредитных организаций Центральный банк РФ использует все предоставленные ему полномочия для ограничения деятельности находящихся в слабом финансовом положении банков, проведения реструктуризации и отзыва лицензий неплатежеспособных банков.
Среди 18 банков, анализ финансового положения которых был проведен в 1998-1999 гг., Банк России выделил неплатежеспособные банки, которые не имели достаточного потенциала для подготовки и успешной реализации планов по реструктуризации, отозвал у них лицензии и в кратчайшие сроки приступил к процедуре банкротства или ликвидации. По отношению к остальным несостоятельным банкам Банк России будет:
♦ назначать в них временных управляющих;
♦ передавать их в ведение АРКО. В течение 3 месяцев после передачи этих банков в АРКО Агентство определит по каждому банку, может ли он быть реструктурирован или должен быть незамедлительно ликвидирован;
♦ у банков, подлежащих ликвидации, отзывать лицензии и начинать процедуру их банкротства или ликвидации в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Поддержание ликвидности банков поддерживается с использованием существующих стандартных механизмов (ломбардный кредит, кредит «овернайт», внутридневной кредит, РЕПО) только при наличии залогового обеспечения и только по отношению к платежеспособным банкам или тем банкам, которые осуществляют планы реструктуризации, утвержденные АРКО.
В целях оперативного изъятия излишней ликвидности банковской системы и снижения тем самым давления на валютный рынок Банком России в 1999 г. проводились операции по приему денежных средств кредитных организаций в депозит. В течение года Банк России постепенно расширял перечень депозитных операций, увеличивая спектр краткосрочных рублевых инструментов. Если первоначально средства коммерческих банков привлекались сроком на один день, 1 неделю и 2 недели, то к концу 1999 г. — на месяц и 3 месяца. До настоящего времени прием средств в депозит осуществлялся только с использованием системы «Рейтерс-ди - линг», основное преимущество которой—оперативность совершения сделок. Согласно данной схеме, в депозитных операциях Банка России принимают участие региональные банки, имеющие филиалы в Московском регионе и располагающие системой «Рейтерс-дилинг».
С 10 ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных операций на аукционной основе, что предполагает участие более широкого круга региональных банков. Свободные средства коммерческих банков принимаются на срок «1 неделя» с максимальной процентной ставкой 7 % годовых, «2 недели» — 12 % годовых, «1 месяц» — 18 % годовых. Минимальная сумма средств, принимаемых Банком России в депозит, установлена в размере 5 млн руб.
Одновременно, в соответствии с решением Совета Директоров Банка России от 29 октября 1999 г., Банк России в ноябре 1999 г. осуществил размещение трех выпусков облигаций Банка России со сроками обращения 3, 4 и 5 месяцев, объем каждого выпуска — 2 млрд руб. Операции по купле-продаже облигаций Банка России производятся через официально зарегистрированных дилеров. Принятие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» позволило Банку России активизировать работу по отзыву лицензий у банков с неудовлетворительным финансовым состоянием, руководством и собственниками которых не принимаются реальные меры по финансовому оздоровлению (санации).
Банк России планирует ввести более жесткие критерии лицензирования банков. Такие критерии будут включать:
♦ изменения в порядке расчета первоначального капитала;
♦ исключение перекрестного владения акциями как источника капитала;
♦ оценку жизнеспособности плана развития банка;
♦ оценку прозрачности корпоративных групп акционеров.
Эти критерии будут распространены на любого акционера, владеющего прямо или опосредованно более чем 5 % капитала банка или способного оказывать аналогичное влияние на деятельность банка. Руководствуясь этим принципом и в соответствии с международной практикой лицензирования банков, акционеры, способствовавшие своей деятельностью доведению банка до несостоятельности, будут исключены из состава акционеров любых банков.
Меры Центрального банка РФ в совокупности позволят провести реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы максимально сохранить потенциал российской банковской системы, повысить ее надежность, устойчивость, способность эффективно обслуживать потребности экономики.