ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ: ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В отличие от наличного денежного оборота сущность безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем перечисления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях коммерческих банков. Расчеты между предприятиями осуществляются, как правило, в безналичном порядке.
Таким образом, безналичные расчеты — это денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя.
Предприятия вправе использовать любую из возможных форм расчетов исходя из собственных интересов с закреплением выбранной формы в договорных отношениях с партнерами.
Банки хранят денежные средства предприятий на счетах, зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами или договором.
Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении следующих условий:
♦ плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях, предусмотренных законом или договором;
♦ без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов, как правило, не допускается;
♦ платежи осуществляются из собственных средств плательщика, а в отдельных случаях — за счет кредита банка и прочих привлеченных средств;
♦ средства на счета получателя зачисляются лишь после их списания со счета плательщика;
♦ плательщик выполняет правила документооборота, разработанные ЦБ РФ и определяющие движение денег и денежных документов.
Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъектов федерации, пяти операционных дней в пределах РФ.
Денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям установленных Банком России стандартов.
При безналичных расчетах допускается использование платежных поручений, чеков, аккредитивов, инкассо. Вместе с тем, учитывая традиционно сложившиеся отношения поставщиков с покупателями, банки в соответствии с заключенными договорами вправе принимать платежные требования. Банки не несут ответственность за начисление и взимание пени, поскольку установлено, что при несвоевременной оплате поставленной продукции покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком).
По согласованию между предприятиями могут производиться зачеты взаимной задолженности, минуя банки. В этом случае в банк представляется платежный документ на незачтенную сумму.
Все безналичные расчеты производятся через банк на основании расчетных документов, которые представляют оформленные в соответствии с установленными стандартами распоряжения предприятия (владельца счета) на перечисление средств. Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
♦ наименование расчетного документа;
♦ номер документа, число, месяц, год его выписки,
♦ наименование банка плательщика, его ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика). В тексте может быть проставлено и фирменное обозначение;
♦ наименование плательщика, его ИНН, номер его счета в банке;
♦ наименование получателя средств, номер его счета в банке;
♦ наименование банка получателя, его ИНН, номер счета получателя средств, его ИНН. При этом допускается сокращение наименования плательщика и получателя, если это не затрудняет работу банков и клиента;
♦ назначение платежа (в чеке не указывается), которое может быть указано как текстовым наименованием, так и кодовым обозначением;
♦ сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;
♦ на первом экземпляре независимо от способа изготовления расчетного документа проставляются подписи и оттиск печати. Расчетные документы принимаются банком к исполнению, если на их первом экземпляре имеются две подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати, образцы которых ранее были сообщены банку. Если платежи производятся предпринимателем без образования юридического лица, банк принимает расчетные документы при наличии одной подписи и при отсутствии оттиска печати.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от суммы платежа. Прием документов от предприятий производится банком в течение времени, установленного кредитным учреждением для работы с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, должны проводиться по балансу в тот же день.
Платежные документы выписываются с использованием технических средств в необходимом банку количестве экземпляров для всех участвующих в расчете сторон. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Расширяется по сфере охвата использование автоматизированных систем «Банк-Клиент», сфера электронных платежных документов.
Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа, если иное не оговорено указаниями Центрального банка России.
Таким образом, при заключении договоров из нескольких возможных форм расчетов плательщик и получатель средств выбирают конкретную приемлемую для них форму. Банк не имеет права контролировать способ расчета или первоочередность осуществления платежей за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
4 |
В процессе осуществления расчетных операций банк обязан соблюдать установленную законодательством очередность платежей. В настоящее время действует календарная очередность платежей. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание осуществляется в очередности,
Предусмотренной ст. 855 Гражданского Кодекса РФ «Очередность списания денежных средств со счета».
В первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.
Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.
Втретью очередьпроизводится списание по платежнымдокументам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды.
Вчетвертую очередь производится списание по исполнительнымдо- кументам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.
В пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. /
При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия кредитных организаций через суд.