АССОЦИАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
Одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России в современных экономических системах рыночного типа является усиление позиций и роли ассоциаций как саморегулирующих организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования того или иного сектора экономики, поскольку ассоциации позволяют освободить разнообразные институты государственной власти от разработки и введения в действие норм регулирования и контроля отдельных элементов дея
тельности субъектов хозяйствования, в первую очередь таких, как качество оказываемых услуг, соблюдение принципов этики бизнеса, стандартизация, подготовка высококвалифицированного персонала и т. п.
Банковская ассоциация — общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в целях координации и совершенствования их деятельности.
Банковские ассоциации имеют достаточно длительную историю развития. Так, например, банковские ассоциации в США и Великобритании были созданы еще в прошлом столетии.
Анализ деятельности ассоциаций банков показывает, что можно выделить следующие основные (стратегические) направления их деятельности.
1. Представление интересов банков в органах законодательной власти в целях влияния на принятие законодательных актов, которые могут оказать потенциальное воздействие на интересы банков и их клиентов, в том числе и на основе формирования коалиций с аналогичными ассоциациями и союзами в случае совпадения стратегических интересов.
2. Взаимодействие и представление интересов банков в различных институтах государственной власти, позволяющие оказывать влияние на принятие решений по вопросам регулирования различных сторон деятельности банков.
3. Защита интересов банков в судах, если затрагиваются вопросы судебной и арбитражной практики, имеющие общенациональное значение для банковского сектора.
4. Тесное взаимодействие и регулярные рабочие контакты с Центральным банком и другими государственными ведомствами, чьи нормативные акты существенным образом влияют на деятельность коммерческих банков, с целью объективного учета реального положения в банковском секторе и конкурентных возможностей банков.
5. Сотрудничество со средствами массовой информации с целью доведения взглядов представителей банковского сектора до деловых кругов и граждан, публикации сведений о принципах работы банков и их взаимоотношениях с клиентами, формирова
ния в обществе обстановки доверия к деятельности финансовых институтов.
6. Активное участие в процессе профессиональной подготовки специалистов банковского дела, организация и проведение конференций и семинаров для обмена идеями и опытом работы между ведущими работниками банков по различным направлениям деятельности банков.
7. Оказание на коммерческой основе социализированных услуг банкам — членам Ассоциации (по различным направлениям их деятельности, например: снабжение, проектные работы, информационное обслуживание, консалтинг и т. п.), позволяющих повысить качество и снизить стоимость оказываемых услуг.
Анализ практической деятельности ряда ассоциаций зарубежных стран показывает, что в зависимости от национальных и исторических особенностей построения банковской системы и самих ассоциаций могут существенно отличаться и направления деятельности их руководящих и исполнительных органов. Диапазон этих отличий достаточно широк: от преимущественной ориентации на направления, относящиеся к верхнему уровню «пирамиды целей» (например, ассоциации банков Германии и Франции), до организации комплексной деятельности по всему набору стратегических целей, включая и организацию предоставления востребованных членами ассоциации услуг на коммерческой основе (это в первую очередь относится к национальной Ассоциации банкиров Америки и ряду региональных ассоциаций банков в США).
В ряде случаев ассоциации создают дочерние организации, специализирующиеся на издательской и информационной деятельности, а также на реализации программ по подготовке и повышению квалификации банковского персонала. Таковы, например, институты банковского дела, созданные АБА и рядом ассоциаций банков стран Европы (Бельгия, Люксембург). Особое место в деятельности ассоциаций занимают усилия, предпринимаемые для создания организаций, оказывающих существенное влияние на стабильность и эффективность национальных (региональных) банковских систем, решающих вопросы обеспечения безопасности деятельности банков. К таким организациям могут относиться:
♦ клиринговые расчетные центры,
• фонды страхования средств клиентов в банках,
♦ процессинговые центры коллективного пользования,
♦ кредитные бюро и т. п.
Как правило, наиболее важна роль ассоциаций на первом этапе создания организаций такого рода, позднее они становятся юридически и экономически независимыми от ассоциаций, сохраняя при этом отношения стратегических партнеров.
Одна из характерных черт в организации деятельности банковских ассоциаций — это ориентация на вовлечение в текущую работу большого числа сотрудников банков — членов ассоциации в качестве экспертов. Использование института добровольных экспертов позволяет:
♦ повысить качество подготавливаемых ассоциацией проектов руководящих и нормативных документов, предложений и замечаний по проектам законодательных актов и правил, принимаемых органами государственной власти и Центральным банком;
♦ существенно снизить затраты на содержание исполнительных органов ассоциаций и при этом учитывать коллективное мнение практически всех ее членов по вопросам, затрагивающим интересы финансово-кредитных организаций в целом.
Ассоциация российских банков (АРБ) является одним из важнейших атрибутов национальной банковской системы России. АРБ представляет и защищает интересы банков в законодательных и представительных органах государственной власти и решает целый ряд других задач, актуальных для банковского сообщества страны в целом. Наряду с Ассоциацией российских банков во многих регионах России действуют региональные ассоциации, причем ряд из них были созданы ранее, чем была учреждена Ассоциация российских банков.
В настоящее время в различных регионах России действуют следующие ассоциации банков:
♦ Азово-Черноморский банковский союз,
♦ Алтайский банковский союз,
♦ Ассоциация коммерческих банков Башкортостана,
♦ Банковская ассоциация Азиатско-Тихоокеанского региона,
♦ Банковский союз «Большая Волга»,
♦ Ассоциация банков Республики Бурятия,
♦ Воронежский банковский союз,
♦ Банковский союз «Банкирский Дом» (Калуга),
♦ Московский банковский союз,
♦ Ассоциация коммерческих банков Республики Мордовия,
♦ Рязанская банковская ассоциация,
♦ Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга,
♦ Ассоциация банков Свердловской области,
♦ Ставропольская краевая ассоциация «БАНК»,
♦ Банковская ассоциация Татарстана,
♦ Ассоциация коммерческих банков,
♦ Ассоциация коммерческих банков по Тверской области,
♦ Ассоциация банков Республики Саха.
Все перечисленные ассоциации созданы на добровольных началах региональными банками (в ряде регионов их членами являются и иногородние банки, имеющие в них свои филиалы) в виде некоммерческих организаций. В соответствии с уставами они являются независимыми организациями, в том числе и от АРБ. Учитывая наличие объективной заинтересованности АРБ и региональных ассоциаций в координации усилий по представлению и защите интересов банков в органах государственной власти различного уровня, между ними постоянно осуществляются взаимодействие и обмен информацией. Представители АРБ принимают участие в работе конференций региональных ассоциаций.
Наличие региональных банковских ассоциаций является одной из особенностей банковской системы России. Только в США имеется подобная структура банковского сообщества, в которой присутствует значительное число региональных банковских ассоциаций одновременно с активно действующей авторитетной Национальной ассоциацией банкиров Америки (ЛБА). Это обусловливается федеральными принципами государственного устройства как России, так и США, что предусматривает значительную роль местных органов власти всех уровней в обеспечении функционирования региональной экономики и финансов и участие в решении связанных с этим задач региональных коммерческих банков или филиалов иногородних банков. Способствует процессу формирования региональных ассоциаций наличие в регионах главных управлений ЦБ РФ, как правило, тесно взаимодействующих с местными органами власти и принимающих на местах решения, в значительной мере влияющие на деятельность местных банков.
Более подробно особенности организации и основные направления деятельности региональных банковских ассоциаций России можно рассмотреть на примере Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга (АКБ СПб).
АКБ была создана вскоре после появления в городе первых коммерческих банков и является одной из первых региональных банковских ассоциаций России (в декабре 1999 г. года АКБ Санкт-Петербурга исполнилось 10 лет). В настоящее время она объединяет 39 кредитных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе иногородние банки, имеющие действующие филиалы в регионе, и банки с иностранным капиталом. Активы банков-членов Ассоциации составляют более 90 % от суммарных активов всех кредитных организаций города и области.
Обналичка чеков Гугл в Украине
Ассоциация коммерческих банков Санкт-Петербурга активно взаимодействует с администрацией Санкт-Петербурга. Это направление деятельности АКБ реализуется на основе участия представителей АКБ в ряде общественных советов и комиссий, образованных при губернаторе Санкт-Петербурга, а также постоянных контактов и обмене информацией с рядом комитетов администрации (Совет банкиров и промышленников, Совет по содействию инвестициям, Рабочая группа по приоритетным проектам, Генеральный совет по разработке стратегического плана и др.). В результате осуществлена подготовка и принят пакет инвестиционных законов Санкт-Петербурга, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата в городе, обсужден и принят ряд нормативных актов Санкт-Петербурга, регламентирующих порядок участия коммерческих банков в обслуживании бюджетных счетов и программах кредитования. Работа АКБ позволяет более полно и оперативно доводить до банков информацию о городских инвестиционных программах и условия участия в их реализации коммерческих банков.
На этапе рассмотрения и обсуждения проектов законов, затрагивающих условия функционирования региональной финансовой системы и экономические интересы банков, эксперты Ассоциации консультируют депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, что позволяет законодателям более взвешенно подходить к принятию такого рода законодательных актов. Важнейшими из законов, в обсуждении которых принимали участие эксперты АКБ Санкт-Петербурга, были законы «Об инвестиционной деятельности в Санкт-Петербурге» и «Закон о бюджете Санкт-Петербурга».
Ассоциация уделяет большое внимание сотрудничеству с региональными подразделениями федеральных органов власти, в том числе с Северо-Западным таможенным управлением, Региональным управлением Министерства налогов и сборов РФ по Санкт-Петербургу, Федеральной службой налоговой полиции по Санкт-Петербургу, Главным управлением внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федеральной комиссией по ценным бумагам и др. Приоритетная область деятельности АКБ (как и любой региональной ассоциации) — это сотрудничество с Главными управлениями Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Значительные полномочия Главных управлений ЦБ РФ по надзору и регулированию деятельности региональных банков приводят к тому, что важное значение приобретает и такая сфера деятельности Ассоциации, как защита интересов банков практически по всему кругу вопросов их деятельности.
Большое число проблем, возникающих в процессе функционирования и развития региональной экономики, объективно требует объединения усилий профессиональных союзов и ассоциаций, представляющих интересы различных ее секторов. Так, АКБ заключены соглашения о сотрудничестве с Союзом промышленников и предпринимателей Санкт- Петербурга, с ассоциациями турагентств РФ и Санкт-Петербурга, с ассоциациями и союзами организаций градостроительного комплекса и рынка недвижимости (АКБ является членом общественного совета, объединяющего эти организации).
Наиболее важным стратегическим направлением деятельности АКБ наданном этапе является реализация проектов, которые должны решить ряд системных задач, направленных на повышение стабильности, эффективности и надежности функционирования банковской системы, восстановления доверия граждан к коммерческим банкам.
Важнейшими из таких проектов являются:
♦ согласование с банками и введение в действие Кодекса банковской деятельности, основная задача которого — повышение степени доверия к банкам и уровня информированности клиентов;
♦ создание при АКБ Кредитного бюро, деятельность которого будет направлена на формирование кредитных историй заемщиков, что позволит снизить кредитные риски коммерческих банков;
♦ активное участие в проекте развития Санкт-Петербургского фонда гарантирования вкладов граждан в коммерческих банках.
Учредителями и участниками этого фонда наряду с АКБ являются администрация Санкт-Петербурга и 7 коммерческих банков-членов Ассоциации. На данный момент вступили в силу гарантии Фонда для пенсионеров — клиентов банков, являющихся участниками Фонда гарантирования вкладов. Этот «пилотный» для России проект активно поддерживается администрацией города и Главным управлением Центрального банка РФ по Санкт-Петербургу. Его успешная реализация может существенно повысить уровень доверия вкладчиков к коммерческим банкам.