Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТО И РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
- Классификация легковых автомобилей
В соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта легковые автомобили можно условно подразделить на три класса:
- особо малого класса (автомобили «Ока», «Запорожец»);
- малого класса (ВАЗ всех модификаций кроме BA3-2121, «Москвич»,
ИЖ);
- среднего класса (ВАЗ-2121, ГАЗ, «Волга», УАЗ).
- Виды технических воздействий на автомобили на СТО
Одним из основных факторов, определяющих мощность, размер и тип СТО (специализированная по маркам или по элементам, универсальная), является число и состав автомобилей по моделям, находящиеся в зоне обслуживания проектируемой СТО, а также число заездов на станцию по видам работ. При этом поток заездов включает в себя различные технические воздействия:
а) легковые автомобили могут обслуживаться на различных предприятиях автосервиса, т.е. они, как правило, не закреплены за определённой СТО (кроме гарантийного или абонементного обслуживания) и заезд их на станцию носит случайный характер;
б) часть владельцев автомобилей выполняет ремонт собственными силами или с привлечением других лиц, т.е. не все автомобили, которым необходимы ТО и ТР заезжают на СТО, а только их часть.
В общем случае различают заезды автомобилей на следующие виды работ:
- на полное техническое обслуживание и ремонт;
- на разовое обслуживание по видам работ: уборочно-моечные, противокоррозионная обработка.
Кроме этих видов работ СТО может заниматься предпродажной подготовкой автомобилей. Все виды работ и операции приёмки автомобилей на обслуживание и выдачи готовых характеризуются удельной трудоемкостью.
Трудоемкость t - это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций технических воздействий. Трудоемкость измеряется в человеко-часах, человеко-минутах. Трудоемкость 25 чел.-мин означает, что соответствующую операцию в оговоренных условиях (оборудование, оснастка, освещение и др.) исполнитель необходимой квалификации в среднем должен выполнить за 25 мин.
где Р - численность населения в зоне обслуживания автомобилей станцией, чел; d - удельная насыщенность автомобилями населения, ед./1000 жителей; к - коэффициент обращаемости, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами СТО: для отечественных автомобилей к = 0,45 - 0,5, для автомобилей импортного производства к = 0,75 - 0,85.
Таблица 4 - Исходные данные
|
Необходимо определить число заездов автомобиля на полное обслуживание. При этом исходят из периодичности ТО автомобиля:
Lr
LTO ■ k1 ■ k3
где пто - возможное количество заездов на полное ТО в год одного автомобиля; Lr - среднегодовой пробег автомобиля (задан по условию), км; LTO - периодичность ТО для эталонных условий эксплуатации, км; k1, к3 - коэффициенты, корректирующие периодичность ТО в зависимости от условий эксплуатации и природно-климатических условий.
- Расчет годового объема работ
Годовой объем работ СТО может включать услуги (работы) по:
- ТО и ТР;
- уборочно-моечные работы;
- работы по приемке и выдаче автомобилей;
- работы по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей;
- работы по предпродажной подготовке.
Годовой объем работ приходящихся на ТО и ТР:
где Тто-тр - годовой объем работ приходящихся на ТО и ТР, чел.-ч; N^o - условное количество обслуживаемых на СТО автомобилей, ед.; Lr- - среднегодовой пробег автомобиля, км; ґто-тр - удельная трудоемкость ТО и ТР, чел.-ч/1000 км. Годовой объем уборочно-моечных работ (УМР):
Т = N ■ t
умр зумр умр ’
где Тумр - годовой объем работ УМР, чел.-ч; ^умр - число заездов автомобилей на УМР, ед.; ^мр - средняя трудоемкость УМР на 1 заезд, чел.-ч.
N = N ■ (n + NcTO 'Lp)
1У зумр 1У СТО Vі то ~ L h
^зумр
где L3умр - периодичность заездов на уборочно-моечные работы (800-1000 км пробега).
В формуле не учтено выполнение уборочно-моечных работ перед постановкой автомобиля на ТО и ТР. Тогда общая трудоемкость уборочно-моечных работ вычисляется по выражению:
Тумр NСТО ' (nmo + L ) " tумр '
зумр
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке кузовов автомобилей:
Тпк = NmK ■ tnK = (0,5 - 0,33) ■ NnK,
где Тпк - годовой объем работ по противокоррозионной обработке, чел.-ч; N^ - число заездов автомобилей в год на противокоррозионную обработку кузова; tm - трудоемкость разовой обработки кузова, в чел.-ч.
Периодичность противокоррозионной обработки кузова составляют один раз в два или три года. Тогда годовое количество заездов на противокоррозионную обработку кузова будет:
NmK = N сто ■ (0,5 - 0,33),
Тпк = Ncto ■ (0,5 - 0,33) ■ tnK,
Трудоемкости работ на СТО приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Трудоемкость работ на СТО (по ОНТП-01-91)
Примечание. В удельной трудоемкости ТО и ТР автомобилей не учтены уборочно-моечные и противокоррозионные работы.
|
Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей:
n + N ) ■ t
то 3nK J п
где Тпв - годовой объем работ по приемке и выдаче, чел.-ч; tnB приемки и выдачи одного заезда автомобиля, чел.-ч.
Годовой объем работ предпродажной подготовке:
Т = N ■ t
пп п пп
где Тпп - годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел.-ч; tun - трудоемкость предпродажной подготовки одного автомобиля, чел.-ч.
Результаты расчетов приводят в таблице 6.
Таблица 6 - Годовой объем работ, чел-ч
|
На СТО выполняются вспомогательные работы, в состав которых входят работы по ремонту и обслуживанию технологического оборудования, оснастки и инструмента, содержанию инженерного оборудования, сетей, коммуникаций и др. Объём этих работ составляет 10 - 15% от общего объема работ:
ТвСп = (0,1 - 0,15) ■£ Тг,
где Тг - годовой объем всех работ, выполняемых на СТО, чел.-ч (ТО и ТР, УМР, противокоррозионная обработка, предпродажная подготовка, приемка и выдача).