Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
Гарантийные обязательства исполнителя технического обслужи¬вания и ремонта
Взаимодействия потребителей и исполнителей регламентируют нормативные документы:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
- «Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств».
Согласно п. 15 «Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств», утвержденных постановлением Правительства РФ №290 от 11.04.2001, договор с потребителем должен заключаться в письменной форме. Наиболее распространенным формуляром является заказ-наряд, но это не исключает использования и иных бланков, лишь бы в них были отражены все необходимые условия. Однако, если работы выполняются непосредственно при совершении сделки, в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п. 2 ст. 159 ГК РФ, п. 17 «Правил»). В принципе, это относится не только к таким видам работ (услуг) как мойка, диагностика, подкачка шин, но и к любым другим, выполнение которых происходит в присутствии заказчика. В таком случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека и т. п.
Заказ-наряд, квитанция или иной документ (см. ниже) должен содержать следующие сведения:
а) фирменное наименование и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
б) фамилию, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
в) дату приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям и течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
г) цену оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
д) марку, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
е) цену автомототранспортного средства, определяемую по соглашению сторон;
ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации о подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в определенном ими порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
к) должность, фамилию, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;
л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).
Вместе с заказом-нарядом оформляется акт сдачи-приемки. Правильное оформление акта сдачи-приемки позволяет избежать спора о состоянии автомобиля после ремонта. Чтобы СТО не смогла избежать ответственности за царапины и вмятины на авто, появившиеся после ремонта, в акте необходимо указать, что автомобиль дефектов не имеет, а также отразить его комплектность (коврики, магнитола, колонки, аптечка, домкрат и т. д.). Даже частичное повреждение транспортного средства дает потребителю право требовать предоставления ему аналогичного автомобиля или возмещения его двукратной стоимости.
В договор также могут быть включены и другие имеющие значение условия, например порядок и сроки оплаты за выполненную работу, предоставленные запчасти, сроки устранения недостатков работы, порядок рассмотрения споров и т. д.
Потребитель (заказчик, автовладелец, клиент, и т. и.)
- Г ражданин, желающий заказать или приобрести, либо заказчик, приобретающий или применяющий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- Организация (юридическое лицо), даже эксплуатируя автомобиль только для собственных надобностей, без получения прибыли, строит отношения с исполнителем в рамках Г ражданского кодекса.
Исполнитель организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору (за плату). Далее по тексту автосервис, СТО, мастер и т. п.
Ответственность исполнителя
В соответствии с законом и правилами клиент может рассчитывать на защиту своих интересов при некачественно выполненной работе (оказанной услуге) при наличии договора.
Договор любой письменный документ, даже рукописный без названия, но содержащий всю перечисленную ответственность исполнителя согласно п. 15 «Правил оказания услуг...».
Гарантийный срок период, в течение которого при обнаружении в ней недостатка исполнитель обязуется удовлетворить законные претензии потребителя.
Недостаток несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора,
Если гарантийный срок не установлен, то его необязательно специально указывать. Когда работу выполняют в присутствии заказчика и выдают квитанцию, жетон, талон или кассовый чек, то гарантийный срок не устанавливают, но положения закона и правил защиты потребителя независимо от этого действуют в полном объеме.
В частности, автосервис, равно как и легальный частный мастер, вправе (но не обязаны!) устанавливать на свою работу гарантийный срок.
Однако следует знать, что условия договора, ущемляющие права потребителя или ограничивающие ответственность исполнителя по сравнению с правилами, установленными законодательством, будут являться недействительными (п. 2 ст. 400 ГК РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В таких случаях все равно будут действовать положения закона.
Пример. Согласно ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлена ответственность исполнителя за нарушение срока выполнения работы в виде неустойки 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (час, если срок определен в часах). Установление в договоре неустойки в меньшем размере, допустим, 0,8 %, будет противоречить требованиям закона, и, соответственно, потребитель будет иметь право требовать неустойку в установленном законом размере. То же касается условий о снятии с исполнителя ответственности за недостатки работы, обнаруженные по истечении гарантийного срока: потребитель все равно будет иметь законное право предъявить требования об их устранении в разумный срок в пределах 2 лет.
Заказчик, даже если гарантия не дана, может потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков или возмещения понесенных им расходов по их исправлению своими силами или третьими лицами;
- соответствующего уменьшения установленной за работу, цены.
Расторгнуть договор потребитель вправе, если:
- в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки оказанной услуги;
- им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или существенные отступления от условий договора (выполнено очень плохо или не по заказу). Кроме того, при наличии существенных недостатков заказчик вправе требовать повторного выполнения работы. Существенный недостаток неустранимый, или который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. Значимость недостатка определяют эксперты и суд по их заключению (сделали очень плохо или не то, что заказывали, и т. п.).
Требовать можно что-то одно, но в любом случае будет правомерным дополнительное условие полное возмещение убытков, причиненных в связи с недостатками оказанной услуги (например, расходов на экспертизу, незапланированные поездки на такси и т. п.). Наконец, если дело дойдет до суда и будет доказана вина ответчика, еще и компенсация морального вреда. Исполнитель, предоставивший запасные части и материалы для выполнения работы, отвечают за их качество по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с Г ражданским кодексом РФ и ст. 18 «Закона о защите прав потребителя».
Сроки и условия заявления претензий
Требования, связанные с недостатками работы, могут быть предъявлены как в ходе ее выполнения, так и во время приемки. Причем заказчик в обязательном порядке должен проверить качество услуги, но при этом не обязан обладать специальными знаниями и навыками. Поэтому на практике проверка сводится к внешнему осмотру. Потребитель, принявший заказ без проверки, если иное не предусмотрено договором, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены обычным (не инструментальным) способом. Речь идет о явных просчетах нспоставленных деталях, отсутствующем крепеже, механических повреждениях и т. п.
Если обнаружить недостатки во время приемки невозможно, претензии предъявляют в течение гарантийного срока, а когда он не установлен в разумный срок в пределах 2 лет со дня принятия оказанной услуги (по сложившейся судебной практике термин «разумный» трактуют как «кратчайший»).
Когда на выполненную работу нет гарантии или она закончилась, но 2 года еще не прошло, заказчик должен доказать, что это заводской брак или вина исполнителя и что недостатки возникли до принятия работы или по причинам, возникшим до этого момента. Например, маленькая трещинка в детали может возникнуть при выполнении услуги, но быть незамеченной при осмотре, а в эксплуатации проявиться. Однако во время эксплуатации деталь поломается именно от этой трещины, что и будет обнаружено. Возникновение и обнаружение недостатков нельзя путать.
Если претензия предъявлена в период действия установленного гарантийного срока, исполнителю придется доказывать свою невиновность, т. е. эти недостатки возникли после принятия клиентом оказанной услуги или из-за нарушения им правил использования ее результата, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В противном случае следует удовлетворить требования заказчика.
При выявлении существенных недостатков потребитель вправе требовать безвозмездного их устранения, если он докажет, что они возникли до принятия им результата выполненной работы или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование правомочно, даже когда недостатки обнаружены по истечении 2 лет, но в пределах установленного на результат оказанной услуги срока службы или в течение 10 лет со дня принятия результата, если срок службы не установлен. Для урегулирования спорных ситуаций, возникающих между исполнителем и автовладельцем, можно воспользоваться услугами экспертной организации, осуществляющей проведение независимой экспертизы, заключение которой принимается судом. Ее заказывает и оплачивает тот, кто отстаивает свои права. Если ему это удалось, расходы возместит противная сторона.
Предоставление материалов и запасных частей для выполнения работ самим потребителем.
Нередко на стенах автосервисов можно увидеть объявление: «За качество предоставленных потребителем запчастей организация ответственности не несет». Между тем такое заявление не совсем соответствует действующему законодательству. Дело в том, что в такой ситуации автосервис выступает как лицо, обладающее специальными техническими познаниями, в отличие от потребителя, который может не знать о недоброкачественности передаваемой запчасти, т. е. действует некая «презумпция незнания». Поэтому в обязанности исполнителя входит проведение проверки предоставленных запчастей. В первую очередь необходимо определить наличие сертификата соответствия, если запчасти либо материалы подлежат обязательной сертификации. Сведения об этом в обязательном порядке должны быть включены в заказ-наряд либо в приемосдаточный акт. В случае обнаружения явных дефектов качества об этом также должна быть сделана соответствующая отметка. Исполнитель освобождается от ответственности за недостатки работы только в том случае, если недостатки переданных запчастей не могли быть обнаружены при надлежащей проверке либо потребитель, несмотря на указание, не заменил предоставленные запчасти на качественные.