Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Задание
- Ознакомиться с указанием мер безопасности при работе с автотестером.
- Изучить назначение и техническую характеристику прибора К297
- Ознакомиться с устройством автотестера.
- Ознакомиться с особенностями подготовки к работе.
- Изучить порядок работы с автотестером.
- Произвести контроль технического состояния автомобиля.
- Составить отчет по работе.
- Сдать зачет.
Оборудование, приборы и инструмент
- Автотестер модели
- Газоанализатор ГИАМ-27.
- Автомобиль.
- Наборы инструментов, прилагаемые заводами-изготовителями к автомобилю и автотестеру.
- Указание мер безопасности
Подключение (отключение) автотестера к двигателю должно производиться при неработающем двигателе.
При работе с осветителем вследствие стробоскопического эффекта движущиеся детали кажутся неподвижными, поэтому нельзя дотрагиваться к ним руками или каким-нибудь предметом. В процессе регламентных работ и ремонта автотестера запрещается:
- производить перемонтаж и смену деталей под напряжением;
- определять наличие напряжения в схеме на ощупь или искру;
- оставлять без надзора автотестер под напряжением.
К работе с автотестером допускается персонал, изучивший паспорт, прошедший соответствующий инструктаж и имеющий первую квалификационную группу по технике безопасности.
- Назначение
Автотестер модели K297 (далее по тексту автотестер), предназначен для проверки технического состояния 2, 3, 4, 5, 6 и 8-цилиндровых двигателей с искровым зажиганием и их электрооборудования в условиях автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания.
Автотестер может быть использован в комплекте с осциллографом модели К 523.
Автотестер исполнения K 297-01 регистрирует результаты измерений на алфавитно-цифровом печатающем устройстве (АЦПУ), а также имеет возможность подключения газоанализатора ГИАМ-27-01.
Автотестер обеспечивает формирование сигналов для осциллографа модели К523 при использовании в едином комплексе, что позволяет визуально наблюдать электрические процессы, протекающие в системе зажигания и системе электроснабжения автомобиля.
Автотестер исполнения К297-01 выводит информацию к и на АЦПУ с интерфейсом стандарта ИРПР-М ГОСТ 27 как на экран, так и на Э42-88
Основные параметры, измеряемые автотестером, приведены в таблице 50.
Таблица 50 - Техническая характеристика автотестера
|
№ | Измеряемые параметры | Диапазон |
Г абаритные размеры, мм, не более длина | 465 | |
22 | ширина (без разъемов проводов) | 380 |
высота | 185 | |
23 | Масса автотестера (без составных частей и принадлежностей), кг, не более | 15 |
24 | Время установления рабочего режима автотестера, мин, не более | 15 |
25 | Средняя наработка на отказ в нормальных условиях применения, час, не менее | 1000 |
- Конструкция
Автотестер представляет собой настольный переносной прибор, изображенный на рисунке 3, а. Между передними опорами прибора закреплена согнутая из прутка подставка, предназначенная для установки автотестера в наклонном положении. На правой боковой крышке закреплена ручка, служащая для переноски прибора.
На передней панели расположены (рисунок 3,а): пленочная псевдосенсорная клавиатура1; матричный газозарядный индикатор2; кнопка включения сети3; светодиод для индикации включенной сети4; кнопка аварийного отключения зажигания автомобиля 5.
На задней панели расположены (рисунок 3,б): 1 - кнопка "ПЭП"; 2 - разъем "Q " для подключения жгута омметра; 3 - разъем "> = J" для подключения датчика тока; 4 - разъем " > = " для подключения жгута вторичной цепи; 5 - разъем "0" для подключения жгута связи с осциллографом; 6 - разъем "ЖГУТ/ДРА" для подключения жгута присоединительного или жгута диагностической колодки; 7 - разъемы "АЦПУ" для подключения жгута АЦПУ (только для исполнения K297-01); 8 - разъем для подключения осветителя; 9 - разъем для подключения жгута связи с газоанализатором (разъем "СО", только для исполнения K297-01); 10 - держатель предохранителя; 11 - сетевой кабель.
Рисунок 3,а - Панель автотестера модели К297 (передняя) |
Рисунок 3,б - Панель автотестера модели К297 (задняя) |
Датчики первого цилиндра и высокого напряжения тока - накладного типа. Это позволяет производить подключение к двигателю автомобиля без рассоединения проводов системы зажигания и электрооборудования.
Осветитель выполнен на ударопрочном полистироле. Между половинками корпуса установлены линза в резиновой оправе, импульсная лампа, конденсаторы, импульсный трансформатор и переменный резистор, вращение оси которого осуществляется рукояткой, выступающей на верхнюю поверхность осветителя.
Жгут присоединительный объединяет четыре провода и заканчивается четырьмя зажимами типа "крокодил", помещенными в резиновые втулки. Аналогично выполнен жгут омметра, объединяющий два провода.
Жгут диагностической колодки заканчивается вилкой для подключения к диагностическому разъему (ДРА) автомобиля.
Жгут осциллографа заканчивается разъемом для подключения осциллографа модели К523.
Автотестер исполнения K297-01 дополнительно комплектуется жгутом АЦПУ и жгутом связи с газоанализатором.
Захват 3205.07.00.010 служит для отключения высоковольтного свечного провода на работающем двигателе, который состоит из двух изоляционных пластин, соединенных между собой.
Перемычка 3214.05.100 предназначена для обеспечения надежного контакта корпуса прерывателя с “массой” автомобиля при регулировании угла опережения зажигания.
Для проверки двигателей автомобилей с экранированным электрооборудованием, по просьбе потребителя за отдельную плату, с автотестером поставляется комплект переходников.
- Подготовка к работе
Автотестер, составные части и принадлежности следует разместить на стойке приборной К297.10.00.000, которая устанавливается в непосредственной близости от проверяемого автомобиля.
Перед началом работы с автотестером необходимо:
- убедиться в том, что кнопка выключения в сети и кнопка аварийного отключения зажигания автомобиля находятся в отжатом положении;
- подключить сетевой кабель к сети питания 220В;
- подключить присоединительные жгуты к соответствующим блочным разъемам, установленным на задней панели автотестера (рисунок 3,б).
Кроме того, при наличии осциллографа модели К523, подключить автотестер жгутом связи к осциллографу. При этом жгут К484.07.00.000 (К523.00.00.00010) не используется.
Автотестер исполнения К297-01 подключить соответствующими жгутами:
- к разъему “ИРП-М” АЦПУ;
- к разъему Х1О газоанализатора ГИАМ-27-01 (при наличии).
При эксплуатации автотестера должны использоваться жгуты, входящие в комплект только к данному прибору.
Для подключения автотестеров к проверяемому автомобилю только при неработающем двигателе необходимо присоединить пружинные зажимы и накладные датчики прибора к соответствующим точкам электрооборудования двигателя.
Зажимы к датчику автотестера присоединяются к следующим точкам электрооборудования двигателя:
- зажим "Б" к клемме "+" аккумуляторной батареи;
- зажим "М" к клемме "-" аккумуляторной батареи;
- зажим "ПР" к выводу катушки зажигания, соединенному с прерывателем (коммутатором);
- зажим "К" к клемме катушки зажигания, соединенной с аккумуляторной батареей;
- датчик высокого напряжения " \ " на высоковольтный провод катушки зажигания;
- датчик первого цилиндра " j " на провод свечи зажигания первого цилиндра;
- датчик тока на провода, присоединенные к плюсовой клемме аккумуляторной батареи;
- жгут диагностической колодки к диагностическому разъему автомобиля (при наличии), при этом зажимы "Б", "М", "ПР" и "К" не подключаются (диагностические колодки устанавливаются на автомобили заводом-изготовителем).
Для работы с автотестером необходимо ознакомиться с расположением его органов управления (рисунок 3,а).
На передней панели расположены следующие органы управления: пленочная псевдосенсорная клавиатура с цифровыми кнопками 0-9. кнопками ENT (ввод), DEL (забой), R (сброс), “.” (точка), и функциональными кнопками S и “0”; кнопка СЕТЬ;
кнопка аварийного отключения зажигания автомобиля.
На задней панели расположена кнопка ПЗП (перезапуск).
Перед проведением проверок необходимо прогреть двигатель автомобиля до рабочей температуры.
- Порядок работы
- Общие указания
Подключение к двигателю всех жгутов и датчиков автотестера обеспечивает в основном измерение комплекса параметров без пересоединений.
При сильном уровне импульсных помех от электрооборудования работающего двигателя могут происходить сбои в работе автотестера. Когда прибор перестает реагировать на клавиатуру, искажается выводимый на индикатор текст или прекращается процесс измерения. В этих случаях для приведения автотестера в рабочее состояние следует нажать кнопку ПЗП и при необходимости осуществить ввод в автотестер исходных данных о двигателе (при перезапуске автотестер автоматически настраивается на 4-х цилиндровый двигатель с механическим распределителем).
В случае регулярного повторения таких ситуаций следует проверить высоковольтную часть системы зажигания автомобиля, обратив особое внимание на наличие предусмотренных помехоподавляющих сопротивлений, исправность наконечников и высоковольтных проводов, крышки прерывателя- распределителя, состояние контактов и изоляции. Также следует проверить надежность соединения зажима "М" прибора с "массой" автомобиля и качество заземления автотестера.
Датчик первого цилиндра "|" следует устанавливать по возможности в месте, наиболее удаленном от высоковольтных проводов соседних цилиндров.
При работе с прибором следует учитывать, что результаты измерений по цилиндрам двигателя в виде измеренных параметров и гистограмм выводятся в соответствии с порядком зажигания. Так, например, при порядке зажигания 13-4-2 обозначению “3ц” соответствует результат измерений в четвертом цилиндре.
- Включение прибора и выбор режима работы
Включить питание прибора нажатием кнопки СЕТЬ.
К работе с автотестером можно приступать после индикации на экране прибора перечня возможных режимов работы прибора (меню). Меню состоит из наименования режима и соответствующего ему кода:
ВВЕДИТЕ КОД | ? |
Режим пуска | 1 |
Баланс мощности | 2 |
Цилиндр, баланс | 3 |
Батарея (U.I) | 4 |
Первичная цепь | 5 |
Прерыватель (а) | 6 |
Опережение(ф) | 7 |
Вторичная цепь | 8 |
Омметр | 9 |
Выбор одного из режимов, перечисленных в меню, осуществляется последовательным нажатием двух кнопок: вначале одной из кнопок “1-9" (после чего выбранный код режима начинает отображаться на экране прибора вместо знака “?”), а затем кнопки ENT (прибор переходит в выбранный режим работы).
Режимы “Ввод данных" и “Сводка”, а в исполнении К297-О1 также режимы самотестирования и измерения параметров выхлопных газов автомобиля в меню не отображены.
Режим “Ввод данных” вызывается нажатием кнопок ENT или “0”, а режим “Сводка” - кнопки “0”.
Режим самотестирования в исполнении К297-С1 вызывается последовательным нажатием кнопок S и ENT, либо включением питания или нажатием кнопки ПЗП автотестера при нажатой кнопке S.
Режим измерения параметров выхлопных газов вызывается нажатием кнопки “.” из меню или режимов 4-8.
Если после включения прибора, вывод меню не осуществился, необходимо нажать кнопку ПЗП на задней панели прибора.
Переход от одного режима работы к другому может осуществляться двумя способами:
через меню, путем нажатия кнопка R, что вызывает прерывание процесса измерения и индикации, меню;
минуя меню, путем нажатия кнопки, соответствующей коду другого режима, что сразу вызывает переход к этому режиму.
- Работа с прибором
Ввод исходных данных.
Перед проведением проверок на двигателе автомобиля необходимо ввести исходные данные о проверяемом двигателе в автотестер.
Для 4-х цилиндровых двигателей с механическим распределителем в системе зажигания исходные данные можно не вводить, т.к. они занесены в память прибора на заводе-изготовителе.
Для других двигателей необходимо:
- нажать кнопку “0”, при этом на индикаторе вместо надписи “ВВЕДИТЕ КОД: ?” указывается надпись “ВВЕДИТЕ КОД: О”;
- нажать кнопку ENT, при этом должна произойти смена кадра и на экране появляется надпись “ВВЕДИТЕ ДАННЫЕ ДВИГАТЕЛЯ. ЧИСЛО ЦИЛИНДРОВ - 4”;
- ввести в память прибора информацию о числе цилиндров диагностируемого двигателя, для чего вначале нажать кнопку, соответствующую числу цилиндров, а затем кнопку ENT;
- после появления надписи “Распределитель есть? ДА/НЕТ • 1/0 -?”, информацию о наличии в системе зажигания диагностируемого автомобиля механического распределителя, нажав последовательно кнопки “1” и ENT, если он есть, или кнопки “0” и ENT, если он отсутствует.
Если ввод данных произведен правильно, на индикаторе появляется меню, и прибор готов к работе.
Если при вводе данных допущена ошибка, на индикаторе высвечивается “?“ ОШИБКА КОДА, для повтора нажать кнопку “S”. После нажатия кнопки “S“ высвечивается приглашение к вводу данных, в которых была обнаружена ошибка.
Проверка аккумуляторной батареи при неработающем двигателе производится в следующей последовательности:
- установить ключ выключателя зажигания на автомобиле в положение “0”. Вызвать режим намерений “Батарея”, нажав кнопку 4. При этом на экране индикатора указывается напряжение батареи при разомкнутой внешней цепи (при токе, равном нулю);
- напряжение батареи при отсутствии тока должно быть не ниже 12 В;
- включить зажигание.
Напряжение батареи должно быть несколько ниже значения, измеренного ранее, но не ниже 12 В. При этом ток разряда батареи должен быть в пределах 1-3 А при разомкнутых контактах прерывателя и 5-13 А при замкнутых контактах прерывателя, в зависимости от системы зажигания.
Значение тока разряда в автомобилях с датчиком Холла в системе зажигания устанавливается через 7 с после включения зажигания (после срабатывания блока безискровой отсечки.)
Если напряжение ниже 12 В, то батарея разряжена или неисправна. Окончательное заключение о техническом состоянии аккумуляторной батареи делается по результатам диагностирования в режиме пуска двигателя (см. ниже).
Проверка системы пуска и компрессии в цилиндрах двигателя
Вызвать режим ’’Стартерный пуск”, нажав кнопку 1. После появления на экране команды “Включите стартер. Пуск двигателя через 10 сек” включите стартер и прокручивайте им двигатель при полностью нажатой педали акселератора (на экране команда “Стартер не выключать”) до появления на экране прибора указания “Ввод данных о компрессии кнопка “S” или до пуска двигателя. После пуска отпустить педаль, двигатель выходит на обороты холостого хода.
Диагностирование системы пуска производится по частоте прокручивания коленчатого вала (КВД) двигателя, напряжению батареи и току, потребляемому стартером.
Напряжение батареи при пуске должно быть не менее 10-10,5 В.
Ток, потребляемый стартером, должен быть не более 120-200 А.
Частота прокручивания KB двигателя стартером должна быть не менее 120-290 об/мин.
Для неисправного стартера наблюдается повышенный ток при пониженном напряжении аккумуляторной батареи и низкая частота прокручивания KB двигателя.
Низкое значение напряжения батареи при пуске двигателя и, как следствие, низкая частота прокручивания коленчатого вала двигателя при нормальном значении тока стартера указывают на неисправность или разряженность аккумуляторной батареи.
Низкая частота прокручивания коленчатого вала двигателя при напряжении батареи и токе стартера, не выходящих за нормативные значения, указывает на повышенное сопротивление в цепи стартера или пробуксовку муфты свободного хода стартера.
При нажатии кнопки S на экран выводятся результаты измерения относительной компрессии в процентах по цилиндрам и в виде гистограмм. Измеренные значения относительной компрессии не должны быть меньше 86-90 %.
Для неисправных цилиндров характерны повышенные износы поршневых колец, поршней, цилиндров и фасок газораспределительных клапанов.
Проверка баланса индикаторной мощности
Вызвать режим “Баланс мощности”, нажав кнопку 2.
После индикации на экране прибора команды “Введите значение частоты вращения: ? min-1 , введите в память прибора значение частоты вращения KBД двигателя, на которой будет измеряться баланс индикаторной мощности (любое 4-х значное число не меньше 1200 и не больше значения максимальной частоты вращения KB для данного типа двигателя). Ввод числа должен заканчиваться нажатием кнопки ENT. Предусмотрена автоматическая установка значения частоты вращения КВ, равного 2400 об/мин при нажатии только кнопки ENT.
Запустить двигатель и плавно нажать на педаль акселератора до упора.
Диагностирование мощностных параметров производится по значениям эффективной составляющей и составляющей механических потерь баланса индикаторной мощности двигателя. Значения этих составляющих индикаторной мощности должны быть равны для двигателей, работающих на высокооктановых сортах топлива соответственно 84-86% и 16-14%, а для двигателей, работающих на низкооктановых - 80-83% и 20-17%.
В процессе испытания двигателя на режиме полной нагрузки в цилиндрах установление значений составляющих баланса индикаторной мощности происходит через 5-7 с.
Для неисправного двигателя значение составляющей эффективной мощности занижено, а составляющей механических потерь завышено.
В случае необходимости можно провести оптимизацию угла опережения зажигания по максимуму эффективной составляющей индикаторной мощности, для чего нужно нажать кнопку S. После вывода кадра с названием “Подстройка п”, произведите подстройку угла опережения зажигания, добиваясь максимального значения п путем плавного вращения распределителя.
Примечания. 1. Надо иметь ввиду, что после оптимизации угла опережения зажигания по максимуму п начальный угол опережения может отличаться от значений, указанных в паспорте на диагностируемый автомобиль. Это необходимо учитывать при выполнении режима проверки угла опережения зажигания.
- При совместной работе с осциллографам К523 в режиме проверки цилиндрового баланса возможна пересинхронизация осциллографа при отключении первого цилиндра.
Проверка цилиндрового баланса
Вызвать режим “Цилиндровый баланс”, нажав кнопку “3”.
Запустить двигатель и установить частоту вращения коленчатого вала равной 2000±250 об/мин. Нажать кнопку S.
После индикации надписи “Отключен цилиндр №” автотестер начнет управление отключением искрообразования в соответствующих цилиндрах двигателя. Информация об отключении каждого цилиндра индицируется на экране прибора. Отключив последовательно все цилиндры, автотестер выводит результаты измерения цилиндрового баланса в % и в виде гистограмм. Эффективность работы каждого цилиндра оценивается относительно лучшего, принимаемого за 100%. Эффективность работы цилиндра ниже 75% указывает на наличие в нем дефекта и гистограмма такого цилиндра выделяется штриховкой.
Дефекты возможны из-за неисправности свечей зажигания, износа цилиндропоршневой группы и клапанов газораспределения, разрегулировки зазоров в механизме газораспределения.
Примечание. На автомобилях с ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ ВЕНТИЛЯТОРА системы охлаждения перед пуском двигателя следует ОТКЛЮЧИТЬ вентилятор системы охлаждения от бортовой системы автомобиля.
Проверка системы электроснабжения
Вызвать режим “Батарея U,I”, нажав кнопку “4”.
Запустить двигатель и установить обороты холостого хода (см. ниже). В режиме холостого хода двигателя напряжение батареи должно быть более 12,8В. При этом генератор должен обеспечивать заряд аккумуляторной батареи (ток батареи на экране автотестера указывается со знаком “+”).
Для автомобилей ЗИЛ-431410 в режиме холостого хода питание системы зажигания и других потребителей может осуществляться от аккумуляторной батареи (ток батареи индицируется со знаком “-“). Напряжение батареи должно быть не ниже 12 В.
Установить частоту вращения коленчатого вала двигателя равной 2000±200 об/мин. Напряжение батареи должно быть в пределах 13,8-14,8 В. Если батарея исправна и заряжена, то через 5-10 мин работы на данном режиме ток заряда приближается к нулю.
Включить фары (дальний свет). Напряжение батареи должно находиться в тех же пределах.
Если напряжение батареи увеличивается с ростом частоты вращения KBД двигателя и падает при включении осветительной нагрузки (фар), то неисправен регулятор напряжения.
Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения КВД 2000±200 об/мин) уменьшается, причиной может быть слабое натяжение ремня привода генератора, неисправность генератора или неисправность регулятора напряжения.
Если напряжение батареи ниже нормы и при включении фар (частота вращения 2000±200 об/мин) остается практически неизменным, то причиной является разрегулировка регулятора напряжения.
Повторить проверки при 3000±200 об/мин.
Если напряжение батареи выше нормативного значения, то возможны следующие причины:
- плохой контакт регулятора напряжения с "массой" автомобиля;
- повышенное переходное сопротивление в цепи возбуждения генератора:
- плохое соединение на "массу" между двигателем и кузовом автомобиля:
- разрегулировка регулятора напряжения.
Проверка частоты вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода
Вызвать режим: “Батарея V,J” нажав кнопку “4”.
Запустить двигатель.
Частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу должна быть в пределах, данных в инструкции по эксплуатации диагностируемого двигателя автомобиля.
Если частоте вращения КВД на холостом ходу не соответствует нормативным значениям, то необходимо выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора, пользуясь инструкцией по эксплуатации диагностируемого автомобиля.
Несоответствие частоты вращения КВД на холостом ходу нормативным значениям может быть вызвано неправильной установкой начального угла опережения зажигания. Поэтому после установки начального угла опережения зажигания необходимо провести проверку и при необходимости выполнить регулировку системы холостого хода карбюратора.
Проверка первичной цепи системы зажигания
Диагностирование первичной цепи системы зажигания проводится по напряжению на клемме катушки зажигания, подключенной к батарее (Укл+) и по напряжению на клемме зажигания, подключенной к прерывателю первичного тока катушки зажигания (AV).
Вызвать режим “Первичная цепь” нажав кнопку “5”.
Запустить двигатель. Установить частоту вращения КВД от 2000 до З000 об/мин. Напряжение Vrt+ для контактных систем зажигания с добавочным резистором и без него должно быть соответственно не ниже 7,5 В и примерно равно напряжению батареи в этом режиме. Для контактнотранзисторных систем зажигания и контактных систем с магнитоэлектрическим датчиком Vrt+ должно находиться в пределах от 3,4 до 7,5 В, для бесконтактных систем с датчиком Холла в пределах от 12,5 до 14 В.
Напряжение AV для контактных систем зажигания не должно превышать 8,2 В, для других систем зажигания должно быть в пределах от 0,6 до 1,8В.
Если напряжения на клеммах катушки зажигания не соответствует нормативным значениям, а напряжение питания соответствует норме, то необходимо проверить надежность соединения в первичной цепи системы зажигания. Особое внимание уделить клеммовым зажимам аккумуляторной батареи, выключателя зажигания, блока добавочных резисторов, катушки зажигания и коммутатора. При необходимости зачистить контакты прерывателя и выключателя зажигания.
Проверка угловых параметров прерывателя распределителя
Проверка угловых параметров прерывателя-распределителя проводится в системах зажигания с механическим распределителем по углу замкнутого состояния контактов - УЗСК (а), его изменения (Аа) и асинхронизму искрообразования (у). В бесконтактных системах зажигания под УЗСК понимается угол поворота вала распределителя, соответствующий открытому состоянию выходного транзистора (угол поворота, в течение которого протекает первичный ток катушки зажигания). В электронных системах зажигания с датчиком Холла автомобилей "Лада-Спутник" нормируется время накопления энергии в катушке зажигания (ta), то есть время протекания первичного тока.
Вызвать режим “Прерыватель (а)”, нажав кнопку "6".
Запустить двигатель.
Значение УЗСК или времени накопления должно находиться в пределах, указанных в эксплуатационной документации на диагностируемый автомобиль.
Изменение УЗСК по цилиндрам двигателя не должно превышать 30.
Асинхронизм искрообразования не должен быть больше 30.
При увеличении частоты вращения КВД с контактной и контактнотранзисторной системами зажигания УЗСК не должен изменяться более чем на 3°. При необходимости произвести регулировку зазора между контактами прерывателя при помощи щупа.
Изменение УЗСК приводит к изменению угла опережения зажигания, поэтому после регулировки УЗСК необходимо проверить и при необходимости отрегулировать начальный угол опережения зажигания.
Если время накопления энергии в катушке зажигания электронных систем с датчиком Холла не соответствует нормативным значениям или УЗСК в этой системе зажигания остается неизменным при изменении частоты вращения КВД, то неисправен электронный коммутатор.
Причинами, вызывающими разброс УЗСК по цилиндрам и повышенный асинхронизм искрообразования могут быть следующие неисправности:
- ослабление пружины прерывателя или люфт неподвижной пластины прерывателя;
- большое биение валика распределителя;
- износ кулачка прерывателя или отверстия под ось рычажка прерывателя;
- неисправность вакуумного или центробежного регуляторов;
- износ деталей привода распределителя;
- ослабления крепления датчика-распределителя.
Проверка угла опережения зажигания
Вызвать режим ’’ОПЕРЕЖЕНИЕ” (ф), нажав кнопку “?”. Протереть или обозначить мелом контрольные метки на двигателе для лучшей видимости. Отсоединить трубку вакуумного регулятора от распределителя.
Запустить двигатель и установить частоту вращения холостого хода.
Осветить контрольные метки на двигателе при помощи осветителя, нажав предварительно кнопку его включения. При этом в результате стробоскопического эффекта вращающаяся метка будет казаться неподвижной. Проворачивая ручку регулятора стробоскопа, совместить вращающуюся метку с меткой ВМТ. Отпустить кнопку стробоскопа и считать показания с экрана прибора.
Начальный угол опережения зажигания должен находиться в пределах, указанных в паспорте на диагностируемый двигатель.
Если начальный угол опережения зажигания не соответствует нормам, произвести его установку. Для этого, поворачивая ручку регулятора стробоскопа, установить на экране индикатора автотестера нормативное значение начального угла опережения зажигания, добиться совмещения контрольных меток.
Присоединять трубку вакуумного регулятора. Установить частоту вращения КВД равной 2000 об/мин.
Отсоединить трубку вакуумного регулятора. Если при этом частота вращения КВД снизится, то вакуумной регулятор работоспособен. Если же частота вращения не изменится, то вакуумный регулятор неисправен или имеют места неплотности трубки вакуумного регулятора и ее соединений, засорение отверстия в карбюраторе или в трубке вакуумного регулятора.
Вновь установить частоту вращения КВД, равной 2000 об/мин (без вакуумного регулятора) и с помощью осветителя стробоскопа добиться соединения меток на двигателе. Считать показания с экрана прибора. Вычитая из полученного показания значение начального угла опережения зажигания, определить угол опережения зажигания, создаваемого центробежным регулятором.
Значения угла опережения зажигания, создаваемого центробежным регулятором, также указывается в эксплуатационной документации на диагностируемый двигатель автомобиля.
Если при проверке положение метки нестабильно, то возможны следующие неисправности:
- износ деталей привода распределителя;
- неисправность центробежного или вакуумного регуляторов;
- неисправность прерывателя;
- ослабление крепления датчика-распределителя.
При наличии на автомобиле диагностического разъема возможна проверка угла опережения без использования стробоскопа, при этом методика проверки остается без изменений. Подключение к проверяемому автомобилю осуществляется посредством жгута диагностической колодки (взамен жгута присоединительного). Перед проверкой следует ввести данные по установке ДВМТ в соответствии с паспортными данными автомобиля.
Проверка вторичной цепи зажигания
Данная проверка проводится по результатам измерения пробивного напряжения между электродами свечи зажигания, длительности и напряжению горения дуги.
Вызвать режим “ВТОРИЧНАЯ ЦЕПЬ”, начав на кнопку “8”. Запустить двигатель и установить частоту вращения холостого хода.
Среднее значение пробивного напряжения по цилиндрам в режиме холостого хода должно быть в пределах 6-16 кВ в зависимости от марки диагностируемого автомобиля.
Установите частоту вращения КВД равной 2000 об/мин. Для всех двигателей среднее значение пробивного напряжения свечей зажигания должно быть В пределах 5-12 кВ.
Установите частоту вращения КВД равной 3000 об/мин. Для всех двигателей среднее значение пробивного напряжения свечей должно быть в пределах 4-9 кВ.
Пробивные напряжения в отдельных цилиндрах не должны отличаться друг от друга более чем на 3 кВ.
Если пробивное напряжение во всех цилиндрах выше нормы, то возможны следующие неисправности:
- перегорание подавительного резистора в роторе (бегунке) делителя;
- изношены электроды свечей зажигания или большой зазор между электродами;
- бедная смесь;
- большое падение напряжения в распределителе.
Если пробивные напряжения во всех цилиндрах ниже нормы, возможны следующие неисправности:
- слишком малый зазор между электродами свечей зажигания;
- переобогащение смеси (неисправен карбюратор);
- неисправность катушки зажигания;
- неправильная установка угла опережения зажигания;
- недостаточная компрессия во всех цилиндрах двигателя;
Если пробивные напряжения в отдельных цилиндрах отличаются более чем на 3 кВ, возможны следующие неисправности:
- разные зазоры между электродами свечей;
- поврежден свечной провод или крышка распределителя;
- недостаточная компрессия в одном из цилиндров;
- недосыл свечного провода в гнездо крышки распределителя;
- перегорание подавительного резистора в наконечнике свечи зажигания или в самой свече;
- установлены свечи зажигания с разными калильными числами.
Для перевода автотестера в режим измерения параметров горения дуги между электродами свечей зажигания нажмите кнопку “S”.
Среднее значение длительности горения дуги должно находиться в пределах:
- в режиме холостого хода 1,0-2,4 мс
- при частоте вращения коленчатого вала 2000/3000 1,0-2,0 мс
об/мин
Если длительность горения дуги выше нормы, то причиной могут быть:
- поврежденный свечной провод;
- свеча с рыхлым черным нагаром;
- малая величина зазора между электродами свечи зажигания.
Если деятельность горения дуги ниже нормы, возможны следующие неисправности:
- недосыл свечного провода в гнездо распределителя;
- большой зазор между электродами свечи зажигания;
- перегорание подавительного резистора в наконечнике свечи зажигания или в самой свече;
- пониженное напряжение питания в бортовой сети автомобиля;
- перегорание подавительного резистора в роторе распределителя.
Причиной нестабильности показании длительности горения дуги для всех
цилиндров может быть неисправность системы питания.
Среднее значение напряжения горения дуги по всем цилиндрам в диапазоне частот вращения коленчатого вала двигателя от холостого до 2000-3000 об/мин должно находиться в пределах 1,0-2,5 кВ.
Если напряжения горения дуги выше нормы, то причиной может быть:
- недосыл свечного провода в гнездо распределителя;
- большой зазор между электродами свечи зажигания;
- перегорание подавительного резистора в наконечнике свечи зажигания или в самой свече;
- перегорание подавительного резистора в роторе распределителя.
Низкое значение напряжения горения дуги указывает на следующие неисправности:
- малая величина зазора между электродами свечи зажигания:
- нагар на тепловом конусе свечи зажигания:
- трещина в изоляторе свечи зажигания:
Если значение пробивных напряжений горения дуги индицируются со знаком “+”, то это указывает на правильную полярность подключения катушки зажигания.
Если значение пробивных напряжений горения дуги индицируются со знаком “+” и значительно ниже нормы, а напряжение горения дуги имеет знак “-”, то неисправен электронный коммутатор.
Измерение сопротивлений
Вызвать режим “Омметр”, нажав кнопку “S”.
Замкнуть между собой зажимы жгута омметра и нажать кнопку “S”. Подключить измеряемый элемент (резистор, обмотка, диск, транзистор и т.д.) к зажимам жгута омметра и считать показания с экрана индикатора автотестера.
ВНИМАНИЕ!
Производить измерения сопротивления в цепях, подключенных к источникам питания З А П Р Е Щ А Е Т С Я !!!