Автосервис и фирменное обслуживание автомобилей
АВТООБСЛУЖИВАЮЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
- Сущность и цели автосервиса
Автосервис - это все то, что обеспечивает использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление автомобиля в течение всего «жизненного» цикла. Автосервис включает в себя несколько систем (рисунок 1).
Системы автосервиса
і і і „
|
Автосервис в узком понимании слова - это подсистема поддержания работоспособности и восстановления автомобиля в течении всего срока эксплуатации. Ее составляющие: информационная система о клиентуре и для клиентуры; подсистема управления запасами, подсистема обслуживания клиентуры; подсистема продажи автомобилей, запасных частей и материалов; подсистема технического обслуживания и ремонта автомобилей. В общем виде «Дерево целей» автосервиса содержит пять составляющих:
- обеспечение использования автомобилей;
- обеспечение условий эксплуатации автомобилей;
- обеспечение условий для поддержания работоспособности и восстановления автомобилей;
- обеспечение безопасности движения;
- устранение вредных последствий.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
2. СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (СТО)
2.1. СТО - основной вид предприятий сервисного обслуживания, на котором, в зависимости от назначения, расположения и размера могут выполняться следующие услуги и работы: - продажа и предпродажная подготовка автомобилей; - мойка и уборка; - диагностика, техническое обслуживание и ремонт; - продажа запасных частей и материалов; - дооборудование и тюнинг; - временное хранение автомобилей; - техническая помощь; - сопутствующие услуги. 2.2. СТО классифицируются: - по назначению и расположению на городские и дорожные; - по размеру (числу рабочих постов) на: малые - до 5 постов; средние - 6-15 постов; большие - 16 и более постов; - по объектам и перечням выполняемых работ и услуг на: комплексные; специализированные по работам и услугам; специализированные по маркам и типам автомобилей. |
|
3. ДИЛЕРСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ДИЛЕРЫ)
3.1. Это торгово-обслуживающие предприятия, осуществляющие продажу, гарантийное и послегарантийное обслуживание автомобилей определенного производителя, с которым заключен договор. 3.2.В зависимости от содержания договора с производителем (или по поручению с генеральным дистрибьютором) дилеры могут получить право на: -товарный знак (франчайзинг или коммерческая концессия и марка производителя - «фирменные» сервисные предприятия). - торговлю и/или обслуживание автомобилей данного производителя; 3.3. В зависимости от объекта торговли дилеры могут подразделять на: - дилеров новых автомобилей; - дилеров поддержанных автомобилей; - дилеров новых и поддержанных автомобилей. |
|
4. АВТОРЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ (АРМ)
4.1. Независимые от производителей сервисные предприятия, производящие текущий и капитальный ремонт агрегатов, узлов и систем автомобилей. 4.2.Наибольшее распространение получили специализированные АРМ по ремонту: - электрооборудования; - радиооборудования и средств защиты; - шин и колес; - кузов и кабин (ремонт, правка, окраска); - систем вентиляции, кондиционирования и систем; - двигателей и агрегатов трансмиссии; - подвески и ходовой части. |
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
5. МАГАЗИНЫ И САЛОНЫ ПО ПРОДАЖЕ АВТОМОБИЛЕЙ
5.1. Специализированные торговые предприятия или подразделения СТО и дилеров, предназначенные для торговли новыми и подержанными автомобилями, принадлежностями и аксессуарами. 5.2. Магазины и салоны могут быть: - самостоятельными предприятиями: - структурными подразделениями дилеров и СТО. |
|
6. АУКЦИОНЫ И РЫНКИ ПО ПРОДАЖЕ ПОДЕРЖАННЫХ И ПОВРЕЖДЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
6.1. На рынке покупатель и продавец договариваются о цене по согласованию на основании осмотра, тест-драйва или других процедур. 6.2. На аукционе цена устанавливается по торгам, без осмотра автомобиля. |
|
7. АВТОМОБИЛЬНЫЕ МОЙКИ
7.1. Специализированные предприятия (участки), на которых могут подняться: - мойка автомобиля разного уровня (косметическая, общая, предремонтная и др.): - сушка; - внутренняя уборка салона; - внешний уход за кузовом (полирование, устранение мелких повреждений лакокрасочного покрытия, нанесение защитных покрытий). 7.2. Автомобильные мойки подразделяются: - по принадлежности на: самостоятельные сервисные предприятия; подразделения других предприятий (СТО, дилер, гараж-стоянка) - по использованию при мойке средств механизации на: автоматизированные; механизированные; ручные. |
|
8. СТОЯНКИ АВТОМОБИЛЕЙ
8.1. Предназначены для стационарного и временного хранения автомобилей. 8.2. Подразделяются: - по режиму использования на: постоянные (стационарные), используемые владельцами автомобилей на правах личной собственности или аренды; временные, используемые в процессе эксплуатации автомобиля (у места работы, торговых и зрелищных предприятий, общественных учреждений и др.); - по обустройству и конструкции на: открытые и закрытые; манежные и с изолированными боксами: отапливаемые и неотапливаемые; наземные, подземные и многоэтажные; - по составу предлагаемых услуг на: одноцелевые (только хранение); многоцелевые (хранение, мойка, мелкий ремонт и др.). |
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
9. МОТЕЛИ И КЕМПИНГИ
9.1. Мотели (мото-гостинииа): -предназначены для кратковременного отдыха и проживания водителей и пассажиров, находящихся в пути; - располагаются вблизи автомагистралей и крупных городов; -имеют в своем составе: гостиницу, открытую или закрытую стоянку, мойку, а также могут иметь посты для самообслуживания. 9.2. Кемпинги: -предназначены для продолжительного проживания и отдыха автотуристов; - располагаются в местах, подставляющих интерес для туристов: -представляют собой обустроенную и охраняемую территорию с участками для размещения автомобилей, жилых домиков или палаток, бытовых помещений общего пользования. |
|
10. ТОРГОВО-СНАБЖЕНЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
10.1. Предназначены для: - обеспечения сервисных предприятий и владельцев автомобилями, запасными частями, технологическим оборудованием и материалами, необходимыми для их функционирования; - продвижения необходимых товаров и материалов от их производителя или мест хранения до первичных и конечных потребителей. 10.2. Подразделяются по объемам и структуре торговых оборотов на: - оптовую торговлю, которая получает объекты снабжения у производителей; создает необходимые запасы (центральные и региональные склады); поставляет объекты снабжения розничной торговле и крупным потребителям; - розничную торговлю, которая создает на своем уровне текущие запасы; поставляет требуемые объекты первичным потребителям (склады сервисных предприятий и магазинов), которые по мере необходимости или спроса доставляют или продают эти объекты конечным потребителям рабочие места СТО, АРМов, покупатели в магазинах и салонах. 10.3. Имеют в своем составе подсистемы (подразделения, службы): - формирования заказов; - хранения запасов (складское хозяйство); - транспортирования. |
|
11.СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
11.1 .Предназначены для: -оказания технической помощи на месте возникновения отказа автомобиля; - транспортирования автомобиля при невозможности устранения отказа на сервисное предприятие или место хранения. 11.2. Подразделяются: - организационно на: • самостоятельные сервисные предприятия; • подразделения других сервисных предприятий (СТО, дилеры, производители автомобилей); - по доступности для потребителей на: общего пользования; адресного пользования для членов определенных автомобильных клубов, ассоциаций. |
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
12. «ПРИХОДЯЩИЕ» СЕРВИСНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ 12.1. Сотрудничают с автотранспортными предприятиями и владельцами автомобилей на основе долговременных договоров к течение действия которых обеспечивают: - выполнение договорного объема работ и услуг; - заданные уровни работоспособности автомобилей. Выполняют на месте хранения автомобилей частично или полностью техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое обеспечение. 12.2. Не располагают, как правило, собственной производственной базой, которую арендуют на время действия договора у автотранспортного и других предприятий. 12.3. Как правило, поддерживают деловые контакты с производителями автомобилей, запасных частей и оборудования. 12.4. Получили распространение при сервисе сложной и специальной автомобильной техники, работающей в тяжелых условиях и повышенных требованиях к надежности и техническому состоянию: - карьерные самосвалы и погрузочно-разгрузочная техника; - автомобили, участвующие в международных автомобильных перевозках и другие. 12.5. Перспективы для лизингодателей (лизинговые компании) и в качестве исполнителей для владельцев корпоративных парков. |
|
13. ЛИЗИНГОВЫЕ КОМПАНИИ, РАБОТАЮЩИЕ ПО ПРИНЦИПУ ПОЛНОГО ЛИЗИНГА («ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»)
13.1. При этом лизинговые компании, помимо предоставления автомобилей лизингополучателю (арендатору) в течение времени действия договора могут выполнять (полностью или частично) следующие услуги: - комплектация автомобилей дополнительным оборудованием; - регистрация в ГИБДД; - страхование и оформление страховых случаев; - ведение учета и документооборота но эксплуатации автомобилей; - администрирование автомобильных парков, работающих по лизинговой схеме; - заправка; - оказание технической помощи; - организация технического обслуживания и ремонта; - предоставление подменных автомобилей; 13.2. Организационно эти работы и услуги могут выполняться: - сторонними сервисными предприятиями (СТО, ремонтные мастерские, АЗС), выступающими в качестве субподрядчиков лизинговой компании. - специализированными подразделениями лизинговой компании на собственной производственной базе или по схеме «приходящих» исполнителей. |
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
13.3. Схема полного лизинга перспективна для:
-дорогостоящей и сложной техники, работающей в тяжелых условиях (карьерные самосвалы) и высоких требованиях по безопасности (международные перевозки); - корпоративных легковых автомобилей: - легковых представительских автомобилей; -малых и средних коммерческих предприятий и ПБОЮЛ («розничный» автолизинг). |
|
14. АВТОБЮРО
14.1. Специализированные организации и компании, оказывающие услуги при приобретении и эксплуатации автомобилей. Наибольшее распространение получили страховые компании, банки, осуществляющие автокредитование и консалтинговые компании. 14.2.Страховые компании осуществляют связь с производственными сервисными предприятиями (дилеры, СТО, ремонтные мастерские) посредством: -представительств или агентов на сервисных предприятиях, осуществляющих продажу новых или подержанных автомобилей; -доверенных СТО и ремонтных мастерских, осуществляющих по рекомендации страховых компаний ремонт автомобилей при страховых случаях. 14.3.Банки, осуществляющие кредитование приобретения новых или поддержанных автомобилей, работают с клиентурой по собственным или совместным дилерами и автосалонами программам кредитования. Наиболее распространенными являются программы: -стандартная, предусматривающая оценку кредитоспособности клиента и определение размеров первоначального взноса, сроков и условий кредитования; - зачета цены сдаваемого поддержанного_автомобиля в качестве первоначального взноса или его части (trade-in); - экспресс-кредита, предусматривающего оперативное оформление кредита (в течение дня) при предоставлении клиентом перечня документации, но за более высокую чем при стандартном кредитовании (на 4 8%); -нулевого кредита, основания на соглашение между банком и продавцом автомобилей, обеспечивающем компенсацию потерь банка при ной программе кредитования (прямая компенсация потерь, факторинг, повышение ставки при страховании, рассчитанной на полную стоимость автомобиля, размер кредита и др.). 14.4. Консалтинговые компании и бюро технической экспертизы. Бюро (лаборатории) технической экспертизы осуществляют по заказам (или соглашениям) с сервисными предприятиями, страховыми компаниями, владельцами автомобилей: -определение фактических затрат при ремонте автомобилей в результате страховых случаев; -проверка соответствия фактически произведенного ремонта оформленной сервисным предприятием платежной документации; -проверка соответствия материалов и запасных частей действующим требованиям и др. |
Наименование и характеристика | Примеры предприятий в Чувашской Республике |
Консалтинговые компании по заказам сервисных предприятий, профессиональных объединений и органов власти:
- проводят маркетинговый анализ рынка сервисных услуг; - целевое обследование сервисных предприятий; - опросы клиентуры; - готовят справки, прогнозы, другие материалы, характеризующие состояние и перспективы развития сервисной системы. |
Контрольные вопросы и задания
- В чем состоит отличие СТО городского типа от дорожного?
- Приведите классификацию автозаправочных станций.
- Расшифруйте символы АГЗС и АГНС.
- Приведите в виде схемы классификацию СТО.
- Перечислите основные операции предпродажной подготовки автомобиля.
- Является ли авторемонтный завод автообслуживающим предприятием?
- Раскройте назначение и характеристику лизинговых компаний.
- Какой закон регламентирует права автовладельца, если СТО некачественно выполнила ТО его автомобиля?
- В чем сущность мойки автомобилей на участках с оборотным водоснабжением?
- Как влияют на состояние автомобилей бетонные и дощатые полы при длительном хранении в закрытых помещениях?
- Где можно производить ремонтную и полную перекраску легкового и грузового автомобиля?
- Где и какие операции проводят при предпродажной подготовке нового легкового автомобиля?
- При эксплуатации легкового автомобиля во время гарантийного периода произошел взрыв аккумуляторной батареи (редкое, но возможное явление). Куда должен обратиться автовладелец по данному случаю и какими правами он может воспользоваться?
- Как вы понимаете выражение «Комплексная станция технического обслуживания автомобилей»? Дайте характеристику, перечень услуг.
- Входит ли автошкола в перечень автообслуживающих предприятий?
- В чем сущность малой и большой косметической мойки автоомбилей?
- Перечислите перечень спецодежды, предназначенного для уборочномоечного участка СТО?