ТЕЛЕМЕХАНИКА
П |
Редставьте себе, что мы находимся на диспетчерском пункте объединения электрических станций. Здесь сосредоточено управление многими сотнями машин и сложной электрической сетью. На щите, находящемся перед диспетчером, расположена какая-то удивительная картина, состоящая из светлых и тёмных полосок, кружочков, квадратиков и приборов.
Кое-где эта картина украшена красными или зелёными светящимися точками.
Вдруг на этом щите погас белый световой кружок, зажглась контрольная красная лампочка и зазвенел звонок. Диспетчер нажал кнопку, и красная лампочка погасла. Что же происходит на диспетчерском пункте?
Перед диспетчером расположена так называемая мнемоническая схема, которая условно изображает всю электрическую систему. Белые световые полоски соответствуют электрическим линиям, кружочки и квадратики изображают электрические генераторы и большие выключатели. Если эти полоски и кружочки светятся, то линии и генераторы находятся в работе. Если погасли, то они не работают.
Когда погас белый световой кружочек, диспетчер узнал, что отключился электрический генератор и напряжение в сети упало, — об этом тревожно предупреждали красная лампочка и звонок. Нажатием кнопки диспетчер вклю-; чил резервный генератор. Напряжение восстановилось. Электростанция продолжает работать нормально.
Диспетчер может наблюдать и за работой других установок— паровых котлов, турбин, насосов и т. п., состояние которых показывают своя мнемоническая схема (см. верх рис. 22) и различные приборы (см. низ рис. 22).
Так, находясь у щита на диспетчерском пункте, один человек управляет работой огромной электрической системы, распределяя электроэнергию по многим заводам,
Рис. 22. Вид щита диспетчерского пункта.
Железным дорогам, освещая улицы и жилые дома. Как это делается? Наш диспетчер управляет станцией при помощи средств телемеханики.
Под телемеханикой принято понимать совокупность разнообразных устройств, с помощью которых можно управлять автоматизированными машинами, контролировать их работу на расстоянии и поддерживать автоматически связь между какими-либо пунктами. Примером наиболее известного телемеханического устройства являются автоматические телефонные станции.
Само слово телемеханика происходит от греческого слова «теле», что означает «далеко».
Объект контроля контроля Рис. 23. Принципиальная схема дистанционного измерения и схема телеизмерения. |
В наше время построено много различных устройств как для измерения, так и для управления на больших расстояниях или, как говорят, систем, телеизмерения и телеуправления. Обычно пункт управления или контроля связан с машинами электрическими проводами, реже — трубками, заполненными маслом, водой или воздухом. Иногда для управления машинами на расстоянии используются радиосигналы, а иногда применяются особые способы связи (как, например, связь с помощью невидимых инфракрасных лучей).
Наиболее простой способ измерения на расстоянии изображён на рис. 23. При помощи манометра, соединённого длинной трубкой с сосудом (верхний рисунок), можно измерять давления в сосуде на расстоянии нескольких десятков метров. В этом случае давление газа в сосуде без каких-либо преобразований воздействует прямо на измерительный прибор. Такой способ измерения называется обычно дистанционным.
Но если расстояние достигает сотен метров и больше, то таким простым способом мы не сможем получить правильного значения давления, имеющегося в контролируемом сосуде. В этом случае измеряемая величина, то-есть давление газа в сосуде, при прохождении по каналу связи оказывается недостаточной для воздействия на прибор, так как всё давление будет тратиться на преодоление сопротивления длинной трубки связи.
Поэтому измеряемая величина для обеспечения надёжных показаний прибора несколько преобразуется или усиливается. На рисунке 23 внизу показано, что измеряемое давление действует лишь на лёгкую заслонку воздушного усилителя. Открывая и закрывая такую заслонку, мы изменяем давление мощного вспомогательного воздушного потока. А этот поток уже в свою очередь действует на манометр с усилием, пропорциональным значению измеряемого в сосуде давления. Такое преобразование измеряемой величины для того, чтобы удобнее было передать её на большое расстояние, обычно и применяется в телеизмерении и является его характерной чертой, причём чаще всего измеряемая величина преобразуется в электрическую величину (ток, напряжение и т. п.).
Для того чтобы передавать сигнал на очень большие расстояния, достигающие нескольких десятков и сотен километров, например, в электрических сетях или при управлении с земли летящим самолётом, применяются, как правило, или электрические провода или радиосвязь.
В практике измерений на расстоянии часто применяются устройства, подобные приведённому на рис. 24.
Измеряемая величина, в данном случае уровень жидкости, при помощи поплавка, действует на положение ротора, то-есть на подвижную часть специальной электрической машины, которая называется сельсином.
Первый сельсин, называемый датчиком, связан электрической цепью со вторым, называемым приёмником. Поворот ротора на датчике вызывает поворот на тот же угол
Ротора приёмника. К валу же ротора сельсина-приёмника присоединяется обычно стрелка указательного прибора.
Такое устройство, производящее не измерения, а какие-нибудь рабочие операции (например, поворот руля корабля), называют электрическим валом, и оно находит широкое применение в автоматике и телемеханике. Рассмотрим несколько примеров практического применения устройств измерения на расстоянии. Контроль
И измерение на расстоянии, осуществляемые по проводам, особенно распространены в электрических сетях и станциях, а также на железных дорогах. В этих случаях в энергосистемах измеряют значение вырабатываемой электростанцией мощности напряжения в разных местах сети, давления пара в котлах и многое другое; на железных дорогах — положение стрелок и семафоров.
Во время плавания в незнакомых водах морякам очень важно знать глубину моря. Вблизи берегов всегда велика опасность наскочить на подводный камень или сесть на мель. Раньше для измерения глубины моря нужно было спускать за борт лот, что требовало много времени и сил.
В наше время на кораблях устанавливают особое устройство — эхолот, который «сам» непрерывно измеряет глубину, даёт сигналы в случае приближения к мели и может автоматически наносить на бумагу очертания дна под кораблём.
При этом с корабля специальным прибором посылаются ультразвуковые сигналы очень большой частоты (30 000 и более колебаний в секунду). Звуковые сигналы, дойдя до дна, отражаются от него и улавливаются приёмным устройством, находящимся на корабле. При этом точно определяется время посылки сигнала прибором, установленным на судне, и время его приёма. Тогда, зная скорость прохождения звука в воде (равную в среднем 1500 метрам в секунду), легко определить глубину моря в данном месте.
По этому же принципу построены измерители высоты полёта самолёта, так называемые радиоальтиметры. Только в этом случае вместо звуковых волн посылаются радиоволны. С помощью аналоги чного р адиоал ьти - метра, работающего на принципе радиолокатора, несколько лет назад было измерено точное расстояние от Земли до Луны. При помощи мощного радарного радиопередатчика был послан на Луну радиосигнал, который через 2, 5сек., отразившись от Луны, пришёл обратно и был воспринят земным радиоприёмником. Зная скорость распространения радиоволн и время путешествия сигнала, можно было
определить расстояние от Земли до Луны. За время 2,5 сек. луч успел пройти сотни тысяч километров.
Широкое распространение в метеорологии — науке о предвидении погоды — в настоящее время получили небольшие воздушные шары, наполненные водородом. Шары снабжены метеорологическими приборами, радиопередатчиком и парашютом. На различных заданных высотах радиопередатчик передаёт на землю показания метеорологических приборов (преобразованные в электрические токи). На некоторой высоте шар лопается (на большой высоте воздух разрежён, а давление внутри шара остаётся большим), после чего раскрывается парашют, на котором и спускаются на землю в целости все приборы. Такие устройства называются радиозондами, они играют большую роль в метеорологической службе.
Для этих же целей служат автоматические радиометеорологические станции, устанавливаемые в труднодоступных местах, например, на северных островах, высоко в горах. В течение многих месяцев приборы, находящиеся на метеорологической станции, автоматически подают сигналы о состоянии погоды в данном месте.
Весьма широкое практическое значение из устройств телемеханики имеют также системы телеуправления, которые позволяют на значительном расстоянии производить включение, выключение, замедление и ускорение тех или иных процессов. Например, они позволяют открывать и закрывать шлюзы каналов, останавливать и пускать электрические генераторы, моторы. Причём наиболее существенным моментом для таких систем является то, что с помощью особых устройств, так называемых селекторов, можно управлять по одному каналу связи несколькими машинами поочерёдно или сразу.
Посмотрим теперь, как работают устройства телеуправления.
Простейший пример устройства телеуправления изображён на рис. 26. Здесь нажатием пусковой кнопки на пункте управления (диспетчерском пункте) включается реле, которое и запускает электрический мотор, приводящий в действие, например, насос или какие-либо другие машины. Выключение кнопки приводит к остановке мотора. Такой способ управления часто называют также дистанционным управлением.
Если расстояние между пунктом управления и управляемыми объектами большое, например достигает нескольких десятков и сотен километров, то делать отдельные линии связи, соединяющие каждую управляемую машину и пункт управления между собой, становится' сложным и дорогим.
Реле |
*Питание |
Мотор |
Линия связи |
I I |
Пункт управления |
Пусковая кнопка
С
Оіїдект управленая Рис. 26. Схема дистанционного управления.
В таких случаях применяют методы селекции, позволяющие, как говорилось, по одному и тому же каналу связи управлять несколькими машинами.
Рис. 27. Принцип селекции в телеуправлении. |
Одна из распространённых схем селекции приведена на рис. 27. В этом случае на пункте управления помешается столько выключателей, сколько имеется управляемых машин. Каждый выключатель одним своим зажимом свя
зан с электрической батареей, а другим — с плоским контактом. По контактам, расположенным по кругу, перемещается подвижная «щётка» переключателя — искателя. Щётка приводится во вращение маленьким электромоторчиком и как бы «шагает» от одного контакта к другому. Поэтому такое устройство принято называть шаговым искателем. Такой же искатель находится у объектов управления, причём его щётка вращается точно с такой же скоростью и в той же последовательности проходит контакты, как и щётка искателя поста управления. Замкнув нужный выключатель, мы тем самым создадим в момент прохождения щётки по соответствующему контакту замкнутую электрическую цепь, и по ней пройдёт ток, который может с помощью, например, уже известного нам реле включить или выключить электромотор или какую-либо другую машину. Таким образом, мы можем управлять по одной линии связи несколькими машинами. С помощью современных средств автоматики и телемеханики можно передавать по одному проводу более 400 команд одновременно. К числу современных быстродействующих элементов телемеханики следует отнести электроннолучевой переключатель, работа которого похожа на работу шагового искателя, но в нём роль щётки играет поток электронов, вращаемый с большой скоростью вращающимся магнитным полем [3]). Устройства телеуправления в настоящее время находят себе всё большее применение. Так, например, на одном из участков электрифицированной железной дороги Московского узла нет ни стрелочников, ни сигнальщиков. На этом участке, протяжённостью в 65 километров, всем движением поездов управляет при помощи телемеханических устройств один человек — диспетчер, сидящий за пультом в Москве. Он переводит стрелки и управляет входными и выходными семафорами, действуя рукоятками, расположенными на его щите. Так как командование движением находится в руках одного человека, то он имеет возможность хорошо его регулировать, сокращая до минимума ненужные стоянки, увеличивая пропускную способность дороги и безопасность движения.
Практическим примером, показывающим, как телемеханическое устройство может быть использовано для управления движением корабля по радио, служит схема, приведённая на рис. 28.
Сигналы управления, поступающие от радиопередатчика, установленного на берегу, воспринимаются радиоприёмным устройством, расположенным на управляемом
Реле Рис. 28. Схема управления кораблём по радио. |
Корабле, находящемся в море. Сигналы, воспринятые радиоприёмником, воздействуют на маломощное реле, которое в свою очередь управляет более мощным реле. Это реле через толкатель, присоединённый к его якорю, воздействует на зубцы поворотного переключателя, имеющего три группы контактов. Две из них (на чертеже показаны в виде тёмных и светлых кружков) связаны между собой и присоединены к катушкам больших электромагнитов, а третья группа контактов является холостой.
Когда на радиоприёмное устройство поступает радиосигнал, переключатель поворачивается на один зубец. Щётка при этом скользит по контактам и останавливается на одном из них.
В зависимости от того, к какой группе относится этот контакт, будет включена та или иная цепь электромагнитов. Если ток протекает по обмотке верхнего электромагнита, железный сердечник передвинется вверх, так как он втянется внутрь верхней катушки. Если ток потечёт по нижней катушке, сердечник двинется в обратную сторону.
Как видно из рисунка, благодаря движению этого сердечника будет поворачиваться руль, управляющий движением корабля.
Если щётка переключателя будет стоять на холостом контакте, то руль будет находиться в среднем положении и корабль будет двигаться прямолинейно.
На этом же принципе в настоящее время может быть основано управление летающими снарядами и ракетами, находящимися от поста управления на расстоянии многих десятков и даже сотен километров.
В качестве ещё одного примера устройства телеуправления можно назвать устройства, применяемые на некоторых противопожарных станциях.
При подаче на такую станцию сигнала о пожаре автоматически, посредством специального реле, заводятся моторы пожарных автомобилей, что в несколько раз сокращает срок готовности пожарной команды к выезду.