СЛЕДЯЩИЕ АВТОМАТЫ
Ц |
Ех большого завода. В цехе установлены станки. Подойдя к одному из них, можно видеть весьма удивительную картину: станок «глядит» на чертёж и «сам» по чертежу фрезерует сложную деталь.
Такое автоматическое устройство может быть отнесено к группе следящих автоматов.
Понять, как работает следящее устройство, нетрудно, если рассмотреть рис. 29. В левой части рисунка изображена стрелка измерительного прибора, которая имеет на своём конце маленький контакт. Этим контактом стрелка касается другого контакта, помещённого на конце так называемой биметаллической пластины. Биметаллической пластиной называют пластину, состоящую из двух жёстко соединённых между собой пластинок, сделанных из разных материалов, например из меди и железа. При нагревании эти две пластинки удлиняются
По-разному, благодаря чему такая комбинированная пластина изгибается в сторону материала, который в меньшей мере изменяет свою длину.
Пусть контакт стрелки измерительного (задающего) прибора касается контакта биметаллической пластины и тем самым замыкает электрическую цепь. Эту пластину назовём пластиной датчика. Тогда по нагревательной
Спирали, намотанной на биметаллическую пластину, пойдёт электрический ток. Спираль, нагреваясь сама, нагревает и биметаллическую пластину, которая начинает при этом изгибаться, например, вправо. Пластина будет изгибаться до тех пор, пока контакты останутся замкнутыми.
Если стрелка отклонится влево, контакты разомкнутся, биметаллическая пластина датчика, охлаждаясь, будет изгибаться влево, следуя за движением стрелки.
41 |
Теперь, включив в электрическую цепь вторую спираль нагрева, обмотанную вокруг другой такой же биметаллической пластины, легко заставить эту вторую пластину (назовём её пластиной приёмника) изгибаться так же, как изгибается первая пластина. Биметаллическая
4 К. В. Егоров
пластина приёмника будет всё время следить за положением биметаллической пластины датчика, а следовательно, и стрелки прибора. Таким образом, покавания задающего прибора с помощью двух биметаллических пластин передаются к стрелке приёмного прибора. Стрелка прибора, расположенного в правой части рис. 29, как бы следит за стрелкой задающего прибора, расположенного слева.
Но как же работает автоматический фрезерный станок, о котором мы писали выше?
Рис. 30. Схема работы автоматического фрезерного станка. ' мотор Вертикальной подачи |
Схема такого станка приведена на рис. 30. Этот станок фрезерует изделия по профилю, заданному шаблоном. Если фреза будет расположена выше или ниже щупа шаблона, то это вызовет перемещение вверх или вниз натяжного ролика, а следовательно, и ползунка реостата, что повлечёт за собой появление в цепи электрического тока. Этот ток усиливается специальным усилителем и управляет электродвигателем, который перемещает фрезу соответственно вверх и вниз. Перемещение же изделия и шаблона справа налево производится специальным моторчиком.
Когда положения щупа и фрезы будут соответствовать друг другу, то ползунок реостата будет находиться в сред-
Нем положений. Тока при этом в цепи не будет, а следовательно, мотор вертикальной подачи фрезы работать не будет. Таким образом, фреза «следит» за изменением положения щупа.
Другим примером применения следящего автомата может служить устройство для рулевого управления современным кораблём. Вес рулей современных больших кораблей достигает нескольких десятков тонн, и, естественно, что управление такими рулями не под силу одному человеку. В таких случаях управление кораблём нередко производится с помощью сельсинных устройств, аналогичных тем, которые были показаны на рис. 24. Штурвал рулевого управления связывается с маленькой электрической машиной (сельсином датчиком). Электрический сигнал управления от этой маленькой машины значительно усиливается и воздействует на мощный мотор, который и приводит в движение рули.
Иногда штурвал управления поворачивает не человек, а специальное устройство, основную деталь которого составляет вращающийся в о л ч о к-г ирокомпас. Гирокомпас выполняет ту же роль, что и обычный компас, но точнее и надёжнее. В этом случае управление кораблём оказывается полностью автоматизированным. Кстати здесь следует сказать, что гироскопы находят широкое применение в автоматике для управления движением самолётов, кораблей, ракет, снарядов и тому подобных устройств — как «чувствительные» элементы, твёрдо поддерживающие заданный курс движения.