АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (АКПП)
Операции технического обслуживания
Операции технического обслуживания разделены по крупным узлам и системам автомобиля, и они должны выполняться в соответствии с планом техобслуживания. Указывается на необходимые расходные материалы и приспособления.
Рекомендуется проверять раз в 4 — 6 недель давление в шинах, уровень моторного масла, уровни ОЖ, жидкости в бачке омывателя и, при необходимости, производитьдо - лив. О низком уровне тормозной жидкости (и некоторых других), а также об износе тормозных колодок напоминают контрольные лампы на панели приборов.
ВНИМАНИЕ: При покупкезапас - ных частей и расходных материалов следует приобретать только оригинальные или серти - фицированныефирмой - производителем детали. При покупке нужно знать год выпуска и идентификационный номер автомобиля. Для исключения ошибок лучше всего брать с собой старую деталь при покупке новой.
Замена масла в двигателе
Для замены масла необходимы следующие приспособления.
Смотровая яма или подъемник, или устройство для отсасывания масла из картера.
В зависимости от конструкции фильтра накидная головка на 13
или на 36 мм для откручивания центрального болта корпуса фильтР
Накидная головка на 17 мм или на 19 мм для откручивания сливной пробки и емкости для слива объемом около 8 л.
Необходимы следующие расходные материалы:
Только если масло не всасывается из картера: алюминиевая прокладка (уплотнение) для сливной пробки. Сливная пробка имеет резьбу М12, а уплотнение имеет размер А12х15,15.
Фильтрующий элемент (масляный фильтр).
Уплотнительное кольцо крышки корпуса масляного фильтра и в зависимости от конструкции 1 или 2 уплотнительных кольца для центрального болта. У одного и того же варианта двигателя могут быть 2 различные конструкции масляного фильтра, что нужно учитывать при покупке деталей.
От 6,5 до 7,5 л моторного масла в зависимости от двигателя.
Разница в уровнях между метками MIN и МАХ на маслоизмерительном щупе составляет око - ло1 л.
Замена масла производится в соответствии с указаниями системы контроля периодичности техобслуживания или каждые 15 тыс. км для бензиновых двигателей, или каждые 10 тыс. км для дизельных двигателей. При небольшом пробеге масло и фильтр нужно заменять раз в год. При тяжелых условиях эксплуатации (частые короткие поездки, езда в пыльной местности) замену масла нужно проводить чаще. Моторное масло в мастерской можно отсосать из картера с помощью специального зонда через трубку для маслоизмерительного щупа.
Прогрейте двигатель до рабочей температуры, совершив поездку длительностью 5 — 10 км.
Поднимите и подоприте автомобиль горизонтально.
Откройте заслонку в нижнем кожухе моторного отсека под масляным картером, повернув запорный винт отверткой с крестообразным шлицем.
Подставьте емкость для слива под масляный картер.
Выкрутите пробку (болт) для слива из масляного картера и полностью слейте старое масло.
_______________ горячее, по
этому нужно работать осто рожно.
ВНИМАНИЕ: Если в слитом масле обнаружены в большом количестве металлические стружки и опилки, то это указывает на наличие неисправностей, к примеру, шатунных и коренных подшипников. Для предотвращения будущих повреждений после ремонта двигателя нужно тщательно очистить масляные каналы и шланги. Кроме этого, нужно заменить масляный радиатор (если есть).
Замена масляного фильтра (конструкция с центральным болтом)
Открутите центральный болт в середине крышки масляного фильтра.
• Снимите крышку масляного фильтра с центральным болтом.
Подождите, пока масло стечет из корпуса фильтра. Затем вытащите фильтрующий элемент. Сотрите капли масла тряпкой.
Вставьте новый фильтрующий элемент в корпус масляного фильтра.
Затяните крышку масляного фильтра моментом 25 Нм. Заливание масла
Закрутите сливную пробку (болт) с новым уплотнительным кольцом и затяните плотно, но не очень сильно. Момент затяжки для болта с шестигранником на 17 мм составляет 30 Нм, с шестигранником на19мм-60Нм. • Залейте свежее масло через горловину для заполнения на клапанной крышке.
Заведите двигатель л дайте ему поработать на высоких оборотах (около 2500 об/мин), пока не погаснет контрольная лампа давления масла (около 5 секунд). Заглушите двигатель.
Через 5 минут прозерьте уровень моторного масла по щупу.
Закройте заслонку в нижнем кожухе 'моторного отсека под масляным картером и поверните отверткой с крестообразным шлицем запорный винт на 1/4 оборота, чтобы закрепить заслонку.
После контрольной поездки проверьте плотность затяжки сливного болта и масляного фильтра и, при необходимости, подтяните их.
Заглушите прогретый двигатель и через 2 минуты проверьте уровень масла еще раз, при необходимости долейте масло.
Если нужно, сбросьте показания указателя необходимости обслуживания. Для этого нужен специальный дорогостоящий прибор, поэтому для такой операции следует обратиться в мастерскую.
Чтобы лучше кон~ролировать работу и состояние двигателя, лучше при замене масла пользоваться маслом того же сорта и марки, что было в двигателе ранее. Рекомендуется приклеить специальную табличку, на которой указаны характеристики масла.
Не допускайте смешивание различных сортов масла, так как моторные масла одного типайно разных марок могут быть не солвместимы-
ми. Доливать небольшое количество масла одинаковой вязкости, можно, но это лишь, в крайнем случае.
Проверка уровня моторного масла
Уровень масла в двигателе следует проверять каждые 1000 км пробега и, при необходимости, доливать масло. При этом двигатель не должен расходовать более 1 л масла на 1000 км. Если расход превышает это значение, то это указывает на износ сальников стержней клапанов, поршневых колец или сальников двигателя.
Автомобиль при измерениях должен стоять горизонтально.
После выключения двигателя нужно подождать не менее 3 минут, чтобы масло стекло в картер.
Вытащите маслоизмерительный щуп и протрите его чистой тряпкой.
Затем вставьте щуп до упора в направляющую трубку. Уровень масла должен быть между двумя метками.
Долейте свежее масло, когда уровень масла приближается к нижней метке. Для повышения уровня от нижней метки до верхней требуется около 1 литра масла. [25] Долив масла производится через горловину на клапанной крышке.
ВНИМАНИЕ: Не переливайте масло выше верхней метки. При переливе увеличивается расход масла и можно повредить двигатель и катализатор.
Система охлаждения - обслуживание
Проверка уровня охлаждающей жидкости (ОЖ)
Уровень ОЖ следует регулярно проверять не менее 1 раза в 4 недели или переддальней поездкой.
Для доливания даже в теплое время года нужно использовать смесь антифриза с дистиллированной водой.
ВНИМАНИЕ: В крайнем случае, для продолжения поездки особенно в теплое время года можно долить в систему чистую воду. При первой возможности следует проверить плотность ОЖ и скорректировать ее.
Вариант расположения - радиатор |
Вариант расположения - перегородка |
Уровень ОЖ на холодном двигателе (температура ОЖ около +20°С) должен находиться у метки на расширительном бачке или немного выше.
Холодную ОЖ доливайте только в холодный двигатель, чтобы предотвратить повреждения двигателя.
НИИХШИЛАТИв открывайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе - это опасно, так как система охлаждения находится под давлением. Открывать крышку можно только при температуре ОЖ менее 60°С. При открывании на- _кройтекрышку_т£япкой^^^^
Крышку расширительного бачка при открывании сначала немного поверните и стравите давление. Затем осторожно поверните крышку дальше и снимите ее.
ОЖ должна заменяться в рамках технического обслуживания раз в три года. Для этого необходимы следующие приспособления и материалы:
Домкрат и подставки.
Отвертка с широким шлицом.
Набор накидных головок или накидных ключей. « Емкость для
слива ОЖ.
Для заливания (и в теплое время года) используйте смесь антифриза и дистиллированной воды.
Для сливной пробки (болта) на блоке цилиндров необходимо уплотнительное алюминиевое кольцо размера А14х18.
Объем системы охлаждения 12 - 14л.
Установите регулятор температуры отопителя в положение максимальной температуры.
Немного поверните крышку рас ширительного бачка влево и стра вите давление в системе охлажде ния. Затем открутите крышку и сни мите ее.
ВНИМАНИЕ: На горячем двигателе не открывайте крышку - это опасно! Система охлаждения находится под давлением. Снимайте крышку только при температуре ОЖ менее 60С. Перед откручиванием накройте крышку толстой тряпкой.
Поднимите и подоприте автомобиль спереди, снимите нижний кожух (брызговик) моторного отсека.
Подставьте чистую емкость для слива под радиатор и открутите сливную пробку в нижней части радиатора. Для поворота пробки нужно воспользоваться большой отверткой или даже монетой.
Переставьте емкость для слива под двигатель и открутите сливную пробку на блоке цилиндров. Пробка находится под выпускным коллектором.
Дайте ОЖ полностью вытечь.
Вкрутите сливную пробку с новым уплотнительным кольцом в блок цилиндров и затяните моментом 40 Нм.
Слегка закрутите сливную пробку радиатора с помощью большой отвертки или монеты.
Заполните расширительный бачок свежей ОЖ полностью.
Открутите болт для удаления воздуха в верхней части радиатора рядом с расширительным бачком и подождите, пока не перестанет выступать ОЖ с пузырьками.
Открутите болт для удаления воздуха (стрелка) на трубке для ОЖ в области масляного фильтра, пока не перестанет выступать ОЖ с пузырьками.
Закрутите болты для удаления воздуха и долейте ОЖ в расширительный бачок. |
Дизельный двигатель: удаление воздуха происходит автоматически через верхнюю трубку к отдельному расширительному бачку, в ней нет болтов для удаления воздуха.
Закройте расширительный бачок крышкой. Двигатель нельзя прогревать с открытой крышкой, т. к. при этом могут возникнуть повреждения.
Заведите двигатель, установите отопитель в положение WARM и прогрейте двигатель. Поддерживайте обороты подачей «газа» на уровне 2500 об/мин. Удаление остаточного воздуха из системы приведет к снижению уровня ОЖдо уровня метки МАХ на бачке.
Выключите зажигание. шТНИМАШ^Щьпватк О Щ ко =
гда двигатель остынет, иначе при открывании крышки расширительного бачка можно получить ожог горячим паром или
ОЖ. л л л л л л л
Долейте ОЖ на холодном двигателе до метки МАХ на расширительном бачке.
Открутите болты для удаления воздуха еще раз и убедитесь, что выходит ОЖ без пузырьков воздуха, а затем затяните болты.
Проверьте систему охлаждения на плотность, особенно соединения шлангов, сливные пробки и водяной насос.
Проверка плотности ОЖ
Перед началом холодного времени года нужно проверить концентрацию ОЖ, особенно если в систему охлаждения доливалась вода.
Прогрейте двигатель, пока верхний шланг радиатора не станет теплым.
Осторожно откройте крышку ^асширительного^ачка^^^^^^_
ВНИМАНИЕ: Не открывайте крышку на горячем двигателе.
Наберите в ареометр ОЖ и определите ее плотность (часто она указывается в градусах температуры замерзания). Обычно температура замерзания должна составлять около —35°С. Это соответствует соотношению 1:1 антифриза и воды в ОЖ.
Доливание антифриза
ВНИМАНИЕ: Так какрадиато - ры системы охлаждения и отопителя сделаны из алюминия, нужно использовать антифриз (концентрат), сертифицированный фирмой-произвооителем, и содержащий антикоррозийные присадки.
Пример
Измерение концентрации ОЖ дало температуру замерзания -10°С В этом случае нужно слить из системы охлаждения 3,0 л ОЖ и залить в систему 3,0 л чистого антифриза (концентрата). При этом температура замерзания Ож понизится до - 35°.
Закройте крышку расширительного бачка и после контрольной поездки проверьте концентрацию ОЖ еще раз.
Проверка системы охлаждения на плотность
Проверьте шланги для ОЖ путем их сжатия и изгибания на наличие повреждений и трещин. Поврежденные и затвердевшие шланги замените.
Шланги не должны быть надеты на соединительные штуцеры слишком коротко. Проверьте плотность посадки шлангов и затяжки хомутов. При необходимости замените хомуты.
Проверьте прокладку крышки распределительного бачка на наличие повреждений.
ВНИМАНИЕ: Пониженный уровень ОЖможет быть вызван неправильно закрученной крышкой.
Если уровень ОЖ быстро спадает, а неплотных мест не обнаружено, то проверьте систему охлаждения на теплом двигателе. Если на горячем двигателе ОЖ вытекает из отверстия в нижней части водяного на - coca, то неисправен сальник вала насоса. В этом случае замените водяной насос.
Заметные потери ОЖ и/или наличие моторного масла в ОЖ, а также белый цвет выхлопньх газов на теплом двигателе указывают на повреждение прокладки головки блока цилиндров.
Удаление воды/замена топливного фильтра
Топливный фильтр нужно заменять у бензиновых двигателей каждые 80 тыс. км, а у дизельных двигателей - каждые 40 тыс. км. У ди - зельных двигателей из топливного фильтра в рамках технического обслуживания нужно регулярно удалять воду.
Бензиновый двигатель: замена топливного фильтра
Необходимы следующие приспособления:
Домкрат и подставки.
Два небольших винтовых зажима для пережимания топливных шлангов.
Емкость для слива вытекающего бензина.
Необходимы следующие расходные материалы:
Топливный фильтр нужного типа.
Два винтовых хомута для крепления топливных шлангов.
Топливный фильтр находится на левом лонжероне год водителем. Доступ к нему возможен только снизу.
• Поднимите и подоприте автомобиль, снимите нижний кожух (брызговик) двигателя.
Снимите облицовку в области топливного фильтра.
Пережмите винтовыми зажимами топливные шланги впереди и позади топливного фильтра.
Отпустите хомуты и стяните топливные шланги с фильтра.
Ослабьте ленту крепления фильтра, раздвинув ее, и вытащите фильтр.
Вставьте новый топливный фильтр и закрепите держатели, обратив внимание на правильное положение установки фильтра. Стрелка на корпусе фильтра должна указывать направление потока топлива, т. е. направлена к двигателю.
Наденьте топливные шланги на штуцеры топливного фильтра и закрепите их хомутами.
Снимите винтовые зажимы.
Затяните стояночный тормоз и включите нейтральную передачу на КПП. Заведите двигатель и проверьте, нетли утечек топлива в соединениях шлангов.
Установите облицовку и опустите автомобиль.
Удаление воды/замена топливного фильтра дизельного двигателя
Вода из топливного фильтра должна удаляться каждые 10 тыс. км или раз в год, а каждые 40 тыс. км фильтр нужно заменять. Для сбора воды нужна подходящая емкость.
ВНИМАНИЕ: Вытекающее дизельное топливо нужно сразу же удалять с резиновых деталей (шлангов для ОЖ), иначе эти детали будут со временем повреждены.
Удаление воды Наденьте подходящий шланг внутренним диаметром 8 мм на штуцер для слива. Подставьте подходящую емкость. |
ром рукой на несколько оборотов. Если он не откручивается, то можно воспользоваться зажимом, подложив под его губки куски кожи или бумаги.
Слейте около 200 см3 воды по - ка не потечет чистое дизельное топливо. Затяните клапан (болт) для удаления воды от руки.
Снимите топливопровод, идущий кТНВД, с верхней части фильтра, для чего прижмите проволочное крепление. Помощник должен прокручивать двигатель стартером, пока топливо не начнет выходить из топливного фильтра, затем выключите стартер. Таким способом быстро будет удален воздух из фильтра.
ВНИМАНИЕ: Вытекающее дизельное топливо соберите в под- |
Наденьте топливопровод, замените поврежденную прокладку, смазав ее вазелином для облегчения установки. Заведите двигатель. После нескольких разгонов двигателя топливо без пузырьков должно протекать через прозрачный топливопровод к ТНВД и не должно быть неплотностей.
Замена фильтра
Соберите содержимое фильтра, как и при удалении воды.
Открутите фильтр руками от фланца фильтра. Если он затянут сильно, открутите фильтр с помощью ленточного ключа.
открутите два болта в верхней части фильтра и снимите входной и выходной топливопроводы, для чего сожмите скобы. Кроме этого, отсоедините штекер для подогрева флан |
ца фильтра. Зажмите фланец в тиски.
Заполните фильтр до краев дизельным топливом и закрутите руками на фланец фильтра.
ВНИМАНИЕ:
Не затягивайте фильтр слишком сильно. Когда прокладка приляжет к фланцу фильтра, дотяните фильтр еще на 1/2оборота.
При необходимости установите фланец фильтра вместе с фильтром и подсоедините штекер и шланг подачи топлива. Замените поврежденную прокладку и смажьте ее для облегчения установки техническим вазелином.
Помощник должен прокрутить двигатель стартером, пока топливо не начнет поступать из фильтра. Таким способом воздух будет быстро удален из фильтра.
Наденьте топливопровод от ТНВД на фильтр. Замените поврежденную прокладку.
Заведите двигатель. После нескольких разгонов двигателя топливо без пузырьков должно протекать через прозрачный топливопровод к ТНВД и не должно быть неплотностей.
Проверка толщины ведомого диска сцепления
Сцепление является саморегулирующимся и не нуждается в обслуживании. Поэтому износ ведомого диска невозможно определить по люфту (свободному ходу) педали сцепления. Толщина ведомого диска измеряется в установленном состоянии с помощью специального контрольного калибра.
ВНИМАНИЕ: Если специального приспособления нет, то ра - ботоспособностьсцеплениямож - но проверить слеоующим образом: включите пятую передачу, заведите двигатель при нажатой педали сцепления. Дайте «газ» и отпустите педаль сцепления. Если двигатель не заглохнет, то это указывает на износ сцепления.
Проверкутолщины диска сцепления нужно проводить по плану техобслуживания каждые 80тыс. км.
Поднимите и подоприте автомобиль, снимите нижний кожух (брызговик) двигателя.
Снимите рабочий цилиндр сцепления с кожуха КПП, для чего открутите два болта (стрелки). Гидравлический трубопровод не отсоединяйте.
|
Вставьте контрольный калибр в отверстие рабочего цилиндра и прижмите его в направлении, показанном белой стрелкой.
Теперь определите износ (толщину) по шкапе (черная стрелка) на стороне, обозначенной В+С. Ведомый диск сцепления нужно заменять, когда видна красная область.