АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (АКПП)
Неправильный износ шин
На передних колесах немного больший износ краев шин по сравнению с серединой является нормальным, причем из-за наклона дороги износ края шины, который находится ближе к цен-ру дороги (левое колесо — снаружи, правое колесо — внутри), может проявляться сильнее.
Неравномерный износ шины главным образом является следствием слишком низкого или слишком высокого давления в шинах, а также может указывать на недостатки в регулировке углов установки передних колес, в работе амортизаторов, на дисбаланс колес или на деформацию дисков.
В первую очередь нужно следить за давлением в шинах. Давление нужно проверять только на холодных шинах. Давление может заметно возрастать при нагреве шин от быстрой езды, поэтому ни в коем случае нельзя стравливать давление в нагретых шинах.
При повышенном давлении середина шины изнашивается сильнее, т. е. из-за высокого даЕшения она становится более выпуклой.
При пониженном давлении в шинах к дороге сильнее прилегают края шины, а ее середина вогнута внутрь. Из-за этого края шины изнашиваются сильнее. Износ рисунка шины в форме зубцов является обычно следствием перегрузки автомобиля.
Неправильная установка передних колес и их дисбаланс дают типичные картины износа шин, которые описаны в разделе «Диагностика неисправностей» этой главы.
Устранение вибрации
передней части автомобиля
Вибрация рулевого колеса при определенных скоростях указывает, как правило, на дисбаланс колес.
Проверка
Проверьте давление в шинах и, при необходимости, скорректируйте его.
Совершите контрольную поездку и как можно точнее определите условия возникновения неисправности: диапазон скоростей, характердорожного покрытия, движение в повороте или по прямой.
Поднимите и подоприте автомобиль.
Проверьте центровку дисков. При этом ступица колеса должна выступать над краями диска или быть с ними заподлицо. Если это не так, замените диски.
Проверьте подвеску колес, для чего проверьте состояние резинометаллических шарниров, шарниров, амортизаторов и пружин.
Снимите колеса и очистите их, не забывая удалять камни из рисунка шин.
Проверьте наличие следов от торможения на шинах, т. е. мест с меньшей глубиной рисунка, которые появляются из-за торможения с заблокированными колесами.
Измерьте глубину рисунка отдельных шин и сравните результаты. При ненормальном износе шин впереди и/или сзади нужно измерить схождение впереди и сзади и, при необходимости, произвести регулировки. При этом регулировка схождения должна обеспечить верхнюю границу допустимых значений.
ВНИМАНИЕ: Для измерений
лучше обратиться в мастерскую, где есть необходимое обо - ^<удованш
Совершите контрольную поездку и проверьте, есть ли еще неисправность.
Проверка бокового биения и биения по высоте колес
На поднятом автомобиле установите стрелочный индикатор на рабочую поверхность и на боковину шины. Медленно поверните колесо от руки. Определите биение по стрелке индикатора и пометьте мелом место максимального биения по высоте. Максимальное биение по высоте
— 0,8 мм, максимальное боковое биение — 1,2 мм.
Если эти величины не достигаются, отбалансируйте колеса на специальной установке. При этом колеса должны быть отцентрированы также, как и на автомобиле. Конические зажимные устройства для центровки колеса в центральном отверстии не допускаются. Допустимый дисбаланс в обеих плоскостях составляет не более 5 г.
Устранение биения по высоте
Выпустите воздух из шины и вдавите выступы шины в основание диска.
Поверните шину на диске на
120°.
Накачайте колесо и проверьте биение по высоте еще раз.
Если максимальное значение биения превышено, проверните шину еще раз на 120° на диске и проверьте биение по высоте еще раз. * Если достигнуто нужное значение, отбалансируйте колесо.
Проверка бокового биения и биения по высоте диска
Отцентруйте диск без шины на балансировочном станке или на автомобиле. Установите стрелочный индикатор.
Измерите биение по высоте (Н) и боковое биение (S) на диске. Биение по высоте (отклонение диска от окружности) измеряется на посадочной полке диска, а боковое биение
- на боковой поверхности закраины диска. При этом можно не обращать внимание на случайные скачки стрелки индикатора, которые вызваны мелкими выступами или углублениями.
Максимальное биение по высоте — 0,3 мм; максимальное боковое биение - 0,3 мм.
Если указанные значения превышены, замените диск.
На поднятом автомобиле установите колеса так, чтобы место с максимальным биением по высоте находилось вверху. В таком положении затяните болты колес крест-накрест моментом 100 Нм.
ВНИМАНИЕ: Если разница в износе между отдельными шинами мала, то колеса с минимальным биением по высоте и минимальным весом балансировочных грузиков нужно установить
• Совершите контрольную поезд ку. Если вибрация передней части ав томобиля и рулевого колеса по - прежнему есть, то можно говорить об остаточном дисбалансе, который устраняется балансировкой на авто мобиле.
Балансировка колес на автомобиле
При балансировке ведущих колес установите оба колеса одной оси на роликовый стенд.
Привод колес должен осуществляться от двигателя автомобиля, чтобы колеса вращались синхронно.
* Совершите контрольную поезд
Если недостатки есть, то это значит, что радиальные перемещения или биения одной или нескольких шин слишком велики. С помощью оборудования мастерской их измерить невозможно. В этом случае остается только замена передних и/или задних шин. При этом нужно заменять шины только попар-
Диагностика неисправностей шин
Характеризноса |
Возможные причины |
Сильный износ шин с обеих сторон рабочей поверхности |
Слишком низкое давление в шинах |
Сильный износ шин в середине рабочей поверхности по всей окружности |
Слишком высокое давление в шинах |
Стирание боковой стороны рисунка шины |
Статический и динамический дисбаланс колеса. Возможно слишком большое боковое биение, увеличенный люфт а шарнирах подвески |
Потертости в середине рабочей поверхности |
Статический дисбаланс колеса. Возможно, является следствием слишком большого биения по высоте |
Сильный износ в отдельных местах в середине рабочей поверхности |
Следы блокировки колес при экстренном торможении |
Чешуйчатый и зубцеобразный износ рисунка шины. В сложных случаях доходит до тканевой основы, что становится заметно через некоторое время снаружи |
Перегрузка автомобиля. Нужно проверить внутреннюю сторону шин на наличие разрывов. |
Язычки резины на боковых краях рисунка шины |
Неправильная установка передних колес. Шины стерты. На задних колесах нужно проверить состояние амортизаторов |
Заусенцы с боковой стороны рисунка шины переднего колеса |
Неправильная регулировка схождения. Шины стерты. Частое движение по неровным дорогам. Быстрое прохождение поворотов |
Разрезы в каркасе шины. Сначала видны только с внутренней стороны шины |
Переезд острых камней, стыков, рельс и подобных неровностей на высокой скорости |
Износ рисунка шины с одной стороны |
Проверьте регулировку развала колес |