АТОМНАЯ ЭНЕРГИЯ И ТРАНСПОРТ
Огромные возможности будет иметь применение атомной энергии на транспорте, так как расходы атомного топлива оказываются незначительными даже при передвижении на очень большие расстояния. Правда, размеры и вес атомных котлов обычно настолько велики, что их нельзя разместить не только на автомобиле или паровозе, но даже и на океанском корабле. Однако уже в настоящее время удалось создать спедиальные атомные котлы, пригодные для размещения на ряде транспортных средств.
Повидамому, наиболее простым окажется использование атомной энергии на крупных морских и океански« кораблях. Атомная энергия будет приводить в движение турбину и связанный с ней гребной винт. На ядерном топливе можно будет совершать очень далёкие безостановочные плавания.
Атомному котлу не нужны ни воздух, ни кислород для сжигания топлива. Это позволяет применять атомную энергию и на подводных лодках. Подводные лодки, работающие за счёт атомной энергии, смогут проходить большой путь под водой, не поднимаясь на поверхность для пополнения запасов топлива и кислорода. Такие подводные корабли могут быть использованы для мирных целей, например для плавания в Арктике и Антарктике подо льдом в любое время года. Обладая большой грузоподъёмностью они окажутся весьма полезным видом морского транспорта.
Использование атомной энергии на железных дорогах и автотранспорте связано с задачей разработки маломощных котлов. Суточный расход горючего для тепловоза, работающего на атомной энергии, составит всего лишь несколько граммов урана 235.
Атомная энергия будет применяться и в авиации. Одним из типов авиационных двигателей, пригодных для
Использования атомной энергии, может быть реактивный двигатель, проект которого изображён на рис. 26. При движении со скоростью, близкой к скорости звука (1200 километров в час), двигатель засасывает большое количество воздуха!. Проходя через отверстия в атомном котле, воздух нагревается до очень высокой температуры
Еоздух |
. Горячив ’ воздух |
Атомный котёл Выходное отверстие Рис. 26. Схема реактивного двигателя на атомной энергии. |
Холодный |
|
|
И выходит из двигателя со значительно большей скоростью, чем у поступающего в двигатель холодного воздуха. Вследствие этого на двигатель действует сила, толкающая ею в сторону, противоположную уходящему горячему воздуху. Под действием этой силы самолёт приобретает большую скорость. Для такого двигателя необходимы материалы, способные выдерживать очень высокие температуры.
Несколько проще построить другой авиационный двигатель — паровую турбину, работающую на атомной
Рис. 27. Схема авиацирнного двигателя с паровой турбиной на атомной энергии. |
Энергии. Проект такого двигателя показан на рис. 27. Насос перекачивает в атомный котёл рабочую жидкость, которая, проходя через котёл, превращается в пар. Попадая на лопасти паровой турбины, пар заставляет их быстро вращаться. Турбина соединена с пропеллером, вращение которого и приводит в движение самолёт. Отработанный пар охлаждается в конденсоре и вновь перекаливается насосом в котёл.
В этом двигателе температура рабочего вещества (пара) значительно меньше, чем в реактивном двигателе. Поэтому здесь нет столь высоких требований к устойчивости материалов. Но имеется другая трудность: необходимо защитить металлические части турбины, конденсора и насоса от разрушительного действия радиоактивных излучений, освобождаемых в котле и уносимых рабочим веществом. Самолёты с такими двигателями смогут развивать скорость от 300 до 500 километров в час и перевозить большие грузы на очень далёкие расстояния.