Ароматические углеводороды: Выделение, применение, рынок
РЫНОК АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ И ИХ ВАЖНЕЙШИХ ПРОИЗВОДНЫХ БЕНЗОЛ
Общие мировые мощности производства бензола возрастают быстрыми темпами: в 1986 г. они составляли 25.09 млн. т [1], на начало 1996 г. - 33.5 млн. т [2], в том числе, %: в странах Европы - 40, Северной Америки - 30, Азиатско-Тихоокеанского региона - 23, Южной Америки - 4, Ближнего и Среднего Востока - 3. Мощности новых установок, которые по прогнозу будут введены в эксплуатацию в 1999-2001 гг., составят 5.6 млн. т [3], в том числе, %: в Западной Европе - 29, Северо-Восточной Азии - 29, в странах Среднего Востока - 16, Юго-Восточной Азии - 13, Северной Америки - 5, Южной Америки - 4 и в Индии - 4.
Мощности по выпуску бензола в Западной Европе в период 1996-1998 гг. повысились с 7384 до 7718 тыс. т/год, а объем производства - с 6488 до 6664 тыс. т/год [4].
Объем потребления бензола в странах Западной Европы составил в 1988 г. 7.2 млн. т и в 2002 г. прогнозируется на уровне 8 млн. т [5].
Мировые мощности значительно превышают потребление бензола, составившее в 1995 г. 23.8 млн. т, в том числе, %: на производство этилбензола и далее стирола - 53, кумола - 17, циклогексана - 15, нитробензола - 5, алкилбензолов - 4 [2].
К 2003 г. прогнозируется повышение мирового объема потребления бензола до 35.1 млн. т при среднегодовом приросте 3.9 % в период с 1998 по 2003 г. [6].
Структура потребления бензола в СССР в 1990 г. была следующей, %: этилбензол - 35.9, кумол и далее фенол - 22.5, цик - логексан и далее капролактам - 20.3, прочие - 21.3 [7].
В последние два десятилетия более быстрыми темпами развивалось производство этилбензола (стирола): в 1977 г. на их долю в США и Западной Европе приходилось лишь 48 и 45 % потребляемого бензола, в то время как на долю кумола - 20 и 21 % соответственно, циклогексана - 17 % [8]. В дальнейшем, наоборот, по прогнозу до 2003 г. мировые потребности в стироле будут
Расти на 3.1 % в год, а в кумоле и циклогексане - на 4.5 и 4 % соответственно [3].
Суммарные мощности установок по производству бензола в странах Восточной Европы на начало 1996 г. составляли 5062 тыс. т/год [2]. Объем производства бензола в России снизился до минимума в 1996 г. - около 497 тыс. т, а в 1997 г. повысился на 16.5 % , составив почти 580 тыс. т [9]. Поставки бензола на экспорт из России увеличились в 1997 г. на 66 %, достигнув
85.5 тыс. т [10], в основном в Финляндию и Латвию [11]. Из 17 российских предприятий, выпускавших бензол, в начале 1996 г. только 9 продолжали его выпуск. В настоящее время бензол производят 19 предприятий России [12]: ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ООО "ПО"Киришинефтеоргсинтез",
0 "Лукойл-Волгограднефтепереработка", ОАО "Лукойл-Перм - нефтеоргсинтез", ОАО "Омский НПЗ”, ОАО "Рязанский НПЗ", ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", ОАО "Славнефть-Ярославнефте - оргсинтез", ЗАО "Стерлитамакский нефтехимический завод", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "Ставропольполимер", ОАО "Череповецкий "Азот", ОАО "Алтайкокс", ОАО "Мечел" (г. Челябинск), ОАО "Западно-Сибирский металлургический комбинат" (г. Новокузнецк), ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат”, ОАО "Северсталь" (г. Череповец), ЗАО "Нефтехим" (г. Нижний Новгород), ОАО "Сибирский силикон" (г. Усолье-Сибирское, Иркутская обл.).
Вследствие ограничения содержания бензола в бензине до
1 % (мае.) на рынке Японии ожидается появление дополнительно 300 тыс. т, а в Западной Европе - 1 млн. т бензола, выделенного из катализата риформинга бензина [13]. Кроме того, расширение производства w-ксилола диспропорционированием толуола приведет к увеличению производства бензола, образующегося в качестве побочного продукта в количестве около 1 млн. т.
К 2005 г. в Западной Европе и других развитых странах предполагается снижение суммарного содержания аренов в бензине с 42 до 35 % (мае.). С учетом прогнозируемого роста потребления бензина в странах ЕС до 150 млн. т/год только на западноевропейском рынке теоретически должно появиться дополнительно 8 млн. т/год аренов. Дополнительные мощности по извлечению бензола из бензина, вводимые в Западной Европе в
1999- 2000 гг., составляют 655 тыс. т/год [14].
Это должно привести к неблагоприятной конъюнктуре для производства бензола на рынке, к снижению загрузки мощностей, составившей в Западной Европе в 1998 г. в среднем 86 % [15]. По прогнозу фирмы "De Witt and Со", спрос на бензол в 2000 г. составит около 8 млн. т, а размер избыточных мощностей
Оценивается в 0.6-1 млн. т. Мощности по производству бензола в западноевропейских странах на апрель 1999 г. составляли, тыс. т/год: ФРГ - 2478; Нидерланды - 1680; Великобритания - 1136; Франция - 1045; Италия - 780; Испания - 499; Бельгия - 210; Финляндия - 130; Португалия - 60. Кроме того, компания "Enichem" запланировала расширение мощности действующей установки в г. Приоло (Италия), а компании "Cepsa" и "Repsol Petroleo" - в Испании в 1999 г.
Объем производства бензола в США в 1995 г. составил 7 244 тыс. т [16], в Японии нефтехимические заводы выпустили 3 964.2 тыс. т (1996 г.) и 4 500.3 тыс. т (1997 г.) бензола [17].
Сравнительно высокие темпы роста потребления бензола, несмотря на спад в экономике, прогнозируются в Восточной Азии - с 4.9 млн. т в 1997 г. до 9.8 млн. т в 2010 г. при среднегодовом приросте 5.4 % [18]. В этом регионе будет построен ряд новых заводов по производству бензола: так, в Таиланде планируется в 2000 г. пуск завода мощностью 600 тыс. т/год бензола и 675 тыс. т/год тг-ксилола фирмой "Chevron Chemicals" по технологии Французского института нефти [19].
Изменение цен на бензол в период 1993-1999 гг. и прогноз по 2003 г. отражены на диаграмме (рис.62) [3]. Падение цен на нефть в 1998 г., экономический кризис в странах Азии и СНГ, перепроизводство бензола привели к резкому снижению цен на бензол. Однако последовавшее затем повышение цен на нефть опровергло умеренные прогнозы: контрактные цены на бензол
Годы Рис. 62. Динамика изменения цен на бензол в США в 1993—2003 гг. |
413
Повысились с августа 1998 г. по сентябрь 1999 г. на 48 % - с 214 до 317 долл/т [20, 21], т. е. вернулись к уровню начала 1997 г.
В январе 2000 г. среднемесячные оптовые цены на бензол в Западной Европе составляли 358.4-361.5 долл/т [22].