Альтернативные источники энергии и энергосбережение
Контроллер заряда — поиск решения
Теперь, когда все части генератора были готовы, пришло время подумать об электронной части проекта. Ветроэлектростанция должна состоять из:
♦ из ветрогенератора;
♦ одной или нескольких аккумуляторных батарей, для сохранения энергии, получаемой от генератора;
♦ блокировочного диода, который не позволяет генератору раскручиваться от напряжения аккумуляторов;
♦ балластной нагрузки для «слива» избыточной энергии после полного заряда аккумуляторов, и управляющего всем узлами контроллера.
Для целей солнечной и ветроэнергетики разработано множество контроллеров. Почти все можно купить на Ebay. Но автор решил сделать собственный, и опять полез в Google. Информации нашлось много, включая полные принципиальные схемы контроллеров заряда. За основу своей схемы была взята эта:
http://www. fieldlines. eom/story/2004/9/20/0406/27488
На этом англоязычном сайте все описано в мельчайших подробностях, поэтому затрону описание контроллера в довольно общих выражениях. Независимо от того, покупная у вас турбина, или самодельная, контролер для нее нужен всегда. Основное назначение контроллера состоит в том, чтобы отслеживать напряжение на аккумуляторах и энергию турбины направлять:
♦ либо в аккумуляторы;
♦ либо, если аккумуляторы полностью зарядились, в дополнительную нагрузку.
Схема и пояснения из приведенной выше ссылки хорошо объясняют принцип его работы.
На рис. 1.36 представлено фото контроллера в сборе.
Для начала все детали можно привернуть к листу фанеры. Со временем желательно смонтировать их в водонепроницаемом корпусе.
Небольшая макетная плата по _______
центру В нижней части фотогра - РиС ^-Внешний вид контроллера
фии, с микросхемами и другими деталями, — собственно, и есть контроллер. На серебристом уголке под макетной платой установлены две кнопки, с помощью которых можно вручную переключать ток генератора либо на аккумуляторы, либо на дополнительную нагрузку.
На большом черном теплоотводе в нижнем левом углу находятся два блокировочных диода на ток 40 А.
Пока используется только один, но второй понадобится, если встанет задача поставить еще один ветрогенератор или солнечную батарею.
Двойной ряд золотистых прямоугольников вверху — это гасящая нагрузка, собранная из мощных резисторов. Сопротивление каждого резистора 2 Ом. Они используются для отвода мощности турбины при полном заряде аккумулятора, и кроме того, служат эквивалентом нагрузки при испытаниях турбины.
В дальнейшем можно использовать эту энергию каким-либо более полезным способом. Например, для нагрева воды, или для заряда еще одного аккумулятора. Ниже гасящей нагрузки, слева, установлен главный предохранитель ветрогенератора. Небольшой серый кубик — это автомобильное реле на 40 А. Именно оно переключает ток турбины между аккумулятором и нагрузкой. По правой стороне расположился ряд клеммных контактов, с помощью которых я произвожу все внешние подключения.