ЛЕНТОЧНОЕ ПОЛИРОВАНИЕ И ШЛИФОВАНИЕ
В последние годы в машиностроении все более широко применяют ленточное шлифование и полирование для обработки сложных криволинейных поверхностей деталей, имеющих глубокие отверстия малых диаметров (например, труб диаметром от 15 мм и больше и длины до 15 м), деталей, имеющих поверхности больших размеров, и др.
Ленточное шлифование используют также вместо фрезерования, строгания и других операций обработки металлов, а также для обработки деталей из дерева, пластмасс и других материалов. Небольшие давления и силы, возникающие при этом виде шлифования, позволяют с успехом применять его для обработки весьма хрупких материалов.
Ленточное шлифование весьма эффективно. Так, при использовании ленточного шлифования на операциях, заменяющих плоское шлифование, производительность выросла в 20 раз, а удельный объем — в 4—5 раз. Ленточное полирование в 4—5 раз дешевле, чем полирование войлочными или матерчатыми кругами; при этом условия труда рабочих значительно улучшаются — повышается степень механизации и резко снижается запыленность воздуха. Такие высокие показатели в значительной степени объясняются особенностями абразивного инструмента, применяемого при ленточном шлифовании, и возможностью работать с большими скоростями, чем кругами (до 100 м/сек и больше).
Ленточное шлифование особенно выгодно применять при массовом и крупносерийном производстве, однако и при шлифовании единичных деталей оно находит применение. Так, для восстановления валков бумагоделательных машин практикуют способ последовательного ленточного шлифования лентами зернистостью № 40—4.
При ленточном шлифовании натянутая между двумя шкивами бесконечная шлифовальная лента движется с большой скоростью, а обрабатываемая деталь в зависимости от вида шлифования получает те или другие движения подачи. В месте контакта с деталью лента поддерживается специальной опорой в виде ролика, плиты, копира и т. п., от конструкции и степени эластичности которых 254
зависит площадь контакта и в значительной степени производительность и шероховатость обрабатываемой поверхности. Схема ленточного шлифования показана на рис. 72, а типы контактных (опорных) роликов — на рис. 73.
Рис. 72. Схема ленточного шлифования с двумя опорами |
Существуют конструкции станков, в которых шлифовальная лента соприкасается с деталью на свободной ветви. В этом случае получается большой контакт между лентой и деталью из-за большего угла обхвата.
В настоя цее время выпускаются ленточ- но-шлифовалвные станки для заточки инструмента, наружного круглого центрового и бесцентрового шлифования и полирования, плоского шлифования, а также специальные станки для отделки деталей различной конфигурации, например для шлифования лопаток турбинных и реактивных двигателей, для полирования шеек коленчатых валов и кулачковых валиков, для полирования беговых дорожек колец подшипников и т. п. с мощностью привода от 0,5 до 200 кет и выше.
Удельная мощность обычных ленточно-шлифовальных станков на 1 см ширины ленты равна 0,5—3 кет. Гамма ленточношлифовальных станков большой мощности выпущена в последнее время для шлифования труб диаметром от 100 до 450 мм и длиной до 30,5 м. Для работы на ленточно-шлифовальных станках не требуется высокой квалификации рабочих. Коэффициент
Рис. 73. Контактные ролики:
а — зубчатые (трапециевидные) резиновые для ручного шлифования: б — гладкие рези-
новые для обработки плоскостей н гладкие стальные для чистовой обработки стальных
деталей; в — сборные из ткани (диагонали) для чистовой обработки; г — профильные
стальные для фасонного шлифования
использования этих станков по основному времени достигает 0,85. Станки снабжены устройствами для подачи охлаждающей жидкости. Натяжение ленты для устранения ее сбега обычно регулируется при помощи натяжных роликов. Сбег ленты в последних конструкциях устраняется поворотом ведущего ролика. Ленточно-шлифовальные станки конвейерного типа исключают необходимость в дорогих зажимных устройствах.
Ряд ленточно-шлифовальных станков имеет автоматические загрузочные устройства с регулируемой скоростью; устройства
для регулирования натяжения ленты и степени ее прижима к шлифуемой детали; две и более шлифовальных головок с лентами разной зернистости (у станков для шлифования труб); автоматические микрометрические устройства, ограничивающие величину подачи на врезание, для обеспечения постоянства величины снимаемого припуска и т. п.
Применяемые в промышленности для ленточного полирования и шлифования бесконечные ленты изготовляют из шлифовальной шкурки на тканевой основе разной степени зернистости от № 125 до М40 из нормального и белого электрокорунда, а также из монокорунда для обработки деталей из стали, бронзы, ковкого чугуна, магния и т. п. и из карбида кремния для отделки деталей из алюминия, серого чугуна, меди, латуни, стекла и т. п. Ленты на фибровой основе используют для больших съемов материала. При обработке мягких материалов, резины и ей подобных рекомендуются ленты с редкой насыпкой зерна. Ленты из микрошлиф- порошков зернистостью М20—М10 делают из шкурки с нейлоновой или батистовой основой. Ленты, предназначенные для шлифования деталей перед их окрашиванием, применяют зернистостью № Ю—8, а перед гальванопокрытием — зернистостью № 6—М28.
В зависимости от размеров обрабатываемых деталей и конструкций станков используют ленты шириной от 10 до 3000 мм и длиной от 500 до 7000 мм и более.
Работоспособность лент зависит от их размеров, способа изготовления и качества шлифовальной шкурки. Шлифовальная шкурка должна изготовляться на предварительно вытянутой основе, для меньшего удлинения лент при работе должна иметь одинаковую толщину и равномерную насыпку зерна слоем одной толщины по всей поверхности.
Применяемая для изготовления шкурки основа также должна иметь одинаковую толщину, с тем чтобы общая толщина шкурки в любом ее сечении не отличалась более чем на 0,4—0,5 а (где а — размер зерна в поперечнике в мм). Для обеспечения такой равномерности необходимо, чтобы наносимый на основу слой клея или лака был также одинаковым по толщине.
Чем крупнее зернистость, тем больше толщина ленты и больше неравномерность ее толщины. Величина допустимых отклонений в толщине лент зернистостью № 50—40 не должна превышать 0,2 мм, для лент зернистостью № 25—12 должна быть не более 0,1—0,15 лш; толщина ленты обычно не превышает 2 мм.
Чем больше толщина ленты в месте склейки по сравнению с толщиной в других ее сечениях, тем быстрее будет происходить ее износ в этом месте. Ленту надо склеивать так, чтобы ее толщина в месте склейки была одинаковой с толщиной в других сечениях. Для лент зернистостью № 125—50 толщина ленты в месте склейки должна быть меньше толщины ленты не менее как на 0,4 мм, для лент зернистостью № 40—20 — не менее 0,25 мм и для лент зер- 256
нистостыо № 16—12 — не менее 0,05 мм. Со склеиваемых концов ленты счищают абразивное зерно и склеивают внахлестку зачищенные места основы, а затем рабочую сторону основы покрывают клеем и наносят на него слой мелкого зерна (рис. 74, а). Применяют также другой способ: концы ленты вырезают фестонами, очищают от зерна, затем соединяют встык и сверху наклеивают накладку из шкурки с более мелким зерном № 6—5 (рис. 74, б). Для склейки лент применяют клей БФ, казеиновый и др. При изготовлении лент шкурку надо разрезать на полосы требуемой ширины, а не разрывать ее во избежание растрепывания краев при работе и снижения ее прочности. Ширина ленты зависит от длины, подлежащей шлифованию детали. Большей частью она берется равной длине обрабатываемой части детали, как, например, при шлифовании лопаток и цилиндрических деталей. Удлинение ленты в процессе шлифования снижает степень натяжения ленты и нарушает прочность сцепления зерен, так как клей
отстает от основы, растрескивается и зерна выпадают даже при небольших силах резания. Для уменьшения вытягивания лент в процессе работы перед склейкой их подвергают предварительной вытяжке.
После склейки ленты нужно хранить в помещениях с влажностью воздуха 35—50% при температуре около 20° С. Вылеживание лент в сухом помещении повышает их стойкость на 20%, так как при длительном нахождении их в такой атмосфере процесс полимеризации клея продолжается и сцепление зерен с основой усиливается.
Прочность ленты при разрыве определяет допустимое давление детали на нее в процессе работы, а следовательно и производительность шлифования. Ее прочность при разрыве в месте склейки должна быть не меньше, чем прочность шкурки в любом другом месте. Обрывы ленты, как правило, происходят не по месту склейки, а рядом с ним. Прочность шкурки выше, чем прочность ткани, из которой она изготовлена, в 1,5—2 раза. Прочность шкурки увеличивается при аппретировании ткани и покрытии ее слоем клея, что одновременно с повышением прочности вызывает увеличение толщины шкурки. Из-за невысокой прочности основы разрыв лент происходит при меньшем удлинении, чем при статическом испытании на разрыв. Это объясняется тем, что прочность ленты уменьшается с увеличением времени ее работы с большим натяжением.
Для повышения стойкости и прочности лент их после вытягивания иногда дополнительно проклеивают с двух сторон. Для
проклейки лент, предназначенных для работы всухую, применяют казеиновый клей, а для лент, которые будут работать с охлаждением, рабочую сторону ленты проклеивают нитроглифталевым лаком, а нерабочую — клеем БФ. Проклейка лент повышает их прочность на 20—25% и стойкость в 2 раза. Слой клея или лака, наносимый при проклейке, должен быть тонким, так как чем больше эластичность и упругость ленты, тем больше эффективность ее при шлифовании.
Рис. 75. Ленты для шлифования деталей с галтелями |
Вследствие большой эластичности и ширины ленты контакт между деталью и лентой получается больше, чем при любом другом виде шлифования и полирования. Чем больше кривизна детали, тем меньше должна быть ширина ленты, чтобы была возможность прошлифовать труднодоступные места; в частности, отверстия труб шлифуют лентами шириной 10—30 мм.
и и |
При шлифовании деталей с буртиками при одновременной обработке галтели с основной поверхностью края ленты вырезают фестонами (рис. 75), причем ширина ленты должна быть больше ширины контактного ролика, с тем чтобы фестоны сходили с края ролика и при соприкосновении с буртиком детали сгибались и шлифовали галтель. При увеличении ширины ленты, для сохранения той же интенсивности съема, надо пропорционально ширине увеличить давление. Увеличение ширины ленты вызывает соответствующий рост производительности и стойкости, поэтому ширина ленты должна быть максимально допустимой.
Другой особенностью ленточного шлифования и полирования, вызываемой большой длиной и шириной ленты, является то, что за один ее оборот в работе участвует, как правило, большее число зерен, чем при других видах шлифования. Так, например, при длине ленты 3500 мм шлифование ведется как бы кругом диаметром 1100 мм', при этом отношение ■ = 2-н 10 раз и более.
Число одновременно режущих зерен, приходящееся на единицу площади ленты, также больше, чем у шлифовальных и полировальных кругов, из-за их расположения в ленте с меньшей разно- высотностью. У лент мягкая основа, позволяющая зернам несколько вдавливаться в нее; сама основа при этом сжимается. Из-за большой длины ленты ее холостой ход в несколько раз больше, чем шлифювального круга, что создает лучшие условия рассеяния тепла и ее охлаждения.
При ленточном шлифювании в зоне контакта образуется температура до 400° С, и хотя время контакта ленты с деталью измеряется тысячными долями секунды, иногда клей или лак начинают гореть и создают условия для ускоренного износа ленты. 258
Уже при нагреве клея до температуры 150° С он начинает расплавляться и гореть.
В отличие от шлифовальных кругов абразивные ленты работают с постоянной скоростью, не зависящей от их износа, но имеют обычно только один слой зерен, что определяет их относительно небольшой срок службы. Для увеличения срока службы пробуют изготовлять ленты, на которых нанесено два-три слоя абразивного зерна. Такие ленты имеют значительно больший срок службы, так как прочность крепления второго и третьего слоя зерен больше, чем прочность сцепления первого слоя зерен с тканью. В этих же целях и для повышения прочности удержания зерен на ленте зерно перед насыпкой на основу предварительно нагревают.
Большое влияние на производительность и шероховатость шлифования оказывают конструкция и материал контактных роликов. Контактные ролики делают из алюминия или стали и с эластичным ободом из войлока, ткани, кожи, текстолита, резины или целиком из этих материалов, в зависимости от условий и требований шлифования. Рекомендуемый диаметр ролика 150—400 мм, так чтобы угол обхвата ленты был 110—120°; толщина обода делается от 3 до 20 мм, а ширина — в зависимости от ширины ленты. Чем больше диаметр ролика, тем больше угол схода ленты и лучше удаление с ленты стружки и пыли. Для обеспечения нормального резания контактные ролики так же, как и направляющие ролики, должны быть хорошо центрированы и сбалансированы и иметь такую поверхность и форму, которые бы препятствовали сбеганию ленты. Упругость работы ленты в значительной мере зависит от упругих свойств материала и конструкции контактного ролика. Чем выше упругость материала контактного ролика, тем меньше износ и тем выше стойкость лент.
Контактные ролики с ободом из ткани применяют при шлифовании деталей, имеющих малые припуски, а с резиновым ободом — для снятия больших припусков. При применении резиновых контактных роликов площадь контакта между деталью и лентой вследствие эластичности ролика несколько больше. Поэтому при резиновых роликах удельное давление на зерно получается меньше, а стойкость ленты больше, чем при применении стальных роликов. При бесцентровом шлифовании деталей из хрупких материалов как контактный, так и ведущий круг делают резиновыми. Такие же резиновые ролики применяют при повышенных требованиях к шероховатости. Чем тверже резина контактного ролика, тем больше получаемая при шлифовании шероховатость и выше производительность. Так, при шлифовании труб из стали средний съем металла при ролике с твердостью резины по Шору 50—65 составлял 90 г/мин за 45 мин, а при твердости резины по Шору 20—30 съем с 90 г/мин в начале шлифования на восьмой минуте уменьшился до 18 г!мин.
При чистовых и профильных операциях шлифования для облицовки роликов применяют мягкую резину твердостью по Шору 65—90. Чем тверже ролик и меньше его диаметр, тем больше съем металла. Для уменьшения проскальзывания поверхность ролика делают рифленой. При применении рифленых роликов износ и засаливаемость ленты уменьшаются из-за разного контакта между лентой и выступами и впадинами, образуемыми рифлением ролика; при этом режущая способность улучшается, проскальзывание уменьшается и срок службы ленты несколько увеличивается, особенно при работе с охлаждением. С увеличением угла наклона рифления шероховатость шлифуемой поверхности увеличивается; для обдирочного и предварительного шлифования угол наклона рифления должен быть 45°, а для окончательного шлифования — 20—30°; можно применять также гладкие и более мягкие ролики.
Так как проскальзывание вызывает повышенный износ и снижает прочность ленты из-за большего изнашивания основы, а также увеличивает растрепывание краев ленты, особенно при большом ее натяжении, рифленые контактные ролики применяют весьма часто, несмотря на то, что шероховатость поверхности шлифуемых деталей при этом несколько увеличивается. Кроме обрезиненных контактных роликов, при шлифовании криволинейных поверхностей применяют кожаные, а также пневматические ролики. Жесткость пневматических роликов регулируют давлением воздуха.
При внутреннем шлифовании коротких отверстий прижим ленты к шлифуемой поверхности осуществляется при помощи вводимых в отверстие детали оправок, несущих прижимные кольца. Для шлифования и полирования плоских поверхностей вместо роликов применяют стальные плиты или плиты, облицованные резиной. Вследствие поджима ленты плитой достигается та или другая интенсивность обработки. При поджиме плитой обеспечивается плоскостность 25 мк и точнее. Чем выше требуемая точность шлифования, тем чаще применяют стальные ролики. С увеличением диаметра контактного ролика так же, как с увеличением скорости ленты, удельное давление и шероховатость поверхности уменьшаются.
При ленточном шлифовании применяют также попеременную работу разными роликами, а именно: гладкие ролики применяют при новой незатупившейся ленте, рифленые используют после затупления ленты. Натяжные ролики служат для регулирования натяжения ленты, так как при слабом натяжении она легко сходит со шкивов, а при сильном натяжении теряет эластичные свойства. Степень натяжения ленты не влияет на производительность и шероховатость при шлифовании с охлаждением и использованием гладких контактных роликов, а при использовании рифленых роликов влияет. При сухом шлифовании с увеличением натяжения ленты шероховатость поверхности увеличивается.
Шлифование и полирование без помощи контактных роликов и плит чаще всего применяют при обработке глубоких отверстий диаметром 15 мм и длиной до 15 м. При этом виде шлифования лента прижимается к обрабатываемой поверхности только силой своего натяжения одной или двумя рабочими сторонами, в результате чего производительность по сравнению с контактным шлифованием снижается. При шлифовании свободной лентой часто применяют способ, при котором рабочая лента находится между двумя роликами на несущей резиновой или многослойной тканевой ленте, что уменьшает влияние вытягивания лент и повышает производительность.
По мере затупления и забивания лент снятой стружкой их очищают во время движения при помощи проволочных цилиндрических щеток. Своевременная очистка лент увеличивает срок их службы и стойкость на 50%. Рекомендации по ленточному шлифованию со стальным обрезиненным контактным роликом даны в табл. 39.
Таблица 39
Рекомендации по выбору ленты, ролика и скорости шлифования
|
При чистовом шлифовании применяют гладкие ролики и ленты преимущественно мелкой зернистости. При черновом шлифовании скорость ленты на 20-—30% меньше, чем при чистовом шлифовании. При шлифовании сталей и цветных металлов применяют более высокие скорости, чем при шлифовании вязких металлов, пластмасс и стекла; при шлифовании и полировании легких
металлов применяют более высокие скорости резания (до 45— 50 м/сек); при предварительном шлифовании цветных металлов рекомендуют встречное направление движения ленты к детали. С увеличением скорости ленты, осевой подачи, глубины шлифования и величины давления съем металла увеличивается, но одновременно возрастает износ и затупление зерен, что и ограничивает увеличение этих параметров режима.
Затупление зерен возрастает с увеличением времени работы ленты при неизменных параметрах режима шлифования. Вследствие этого съем металла по мере увеличения времени шлифования уменьшается, что является недостатком этого способа шлифования. Для сохранения съема более постоянным по мере затупления зерен следует изменять режим и очищать ленту.
С увеличением поперечной и продольной подач удельная и минутная производительность растут, но стойкость лент при этом уменьшается, так как износ ленты увеличивается пропорционально возрастанию удельных дашіений. При увеличении мощности на шлифование съем металла увеличивается. Так, при шлифовании незакаленной стали 45 с охлаждением индустриальным маслом с добавкой 3% олеиновой кислоты лентой Э16 съем металла по мере повышения N3(p непрерывно увеличивался и с 12 г/мин при Ыэф = 0,25 кет повысился до 44 г/мин при = = 2 кет.
При шлифовании этой же стали с тем же охлаждением лентой ЭБ40 при Ыэф = 2 кет были получены следующие данные: съем составил 100 г за первые 2 мин, 400 г за 12 мин от начала работы, 760 г за 24 мин, 1100 г за 36 мин и 1260 г за 42 мин, т. е. съем в минуту упал с 50 до 30 г/мин, или на 40%. Подобное положение наблюдается при обработке всех материалов. Рекомендуемая удельная мощность на 1 см ширины ленты 0,6—0,9 кет и при тяжелых условиях обработки до 2 кет.
Чем больше твердость шлифуемого материала, тем ниже производительность. Так, при шлифовании закаленной стали 45 съем металла в 2 раза ниже, чем при шлифовании этой стали в незакаленном состоянии. При шлифовании жаропрочных сплавов производительность и стойкость лент в 10 раз ниже, чем углеродистых сталей. Детали твердостью HRC 55 и больше обрабатывать методом ленточного шлифования экономически нецелесообразно.
При назначении режимов шлифования следует учитывать, что увеличение скорости ленты свыше 35 м/сек, повышая производительность и класс чистоты шлифуемой поверхности, усиливает износ краев ленты. Когда удлинение краев ленты сопровождается выпучиванием середины ленты, необходимо уменьшить ее скорость.
На величину назначаемых режимов и производительность ленточного шлифования влияет и конструкция шлифуемой детали. Так, при наружном шлифовании труб из нержавеющей стали было 262
установлено, ч1о чем меньше толщина стенки труб, тем меньшё должна быть продольная подача и потребляемая мощность шлифования во избежание деформации труб, происходящей при увеличении подачи. При толщине стенки труб до 0,5 мм потребляемую мощность не следует увеличивать больше 1,2 кет. Тонкостенные трубы из углеродистой стали шлифуются лучше. Чтобы избежать сильного осыпания зерен с новых лент, величину удельного давления следует устанавливать в начале работы в 2—3 раза меньше, а затем по мере увеличения времени работы ленты повышать удельное давление, что повысит срок ее службы.
Величина удельного давления зависит от шлифуемого материала. При шлифовании углеродистых и конструкционных сталей устанавливают удельное давление до 5—6 кГ/смг. При шлифовании титановых сплавов удельное давление рекомендуется применять в пределах 1,5—3 кПсм2 и при этом применять гладкие твердые контактные ролики; при дальнейшем увеличении удельного давления съем металла увеличивается незначительно, а удлинение ленты и износ ее сильно возрастают. При шлифовании-цветных металлов и чугуна устанавливают удельное давление до 1—2 кГ!см\ при ударной нагрузке и вибрациях ленты работают с малыми удельными давлениями; при шлифовании всухую устанавливают давление ленты больше, чем при работе с охлаждением (до 3 кПсм2). Вследствие меньшего тепловыделения шлифование лентами, при одинаковом давлении со шлифованием кругами, происходит с большей интенсивностью.
Предварительное ленточное шлифование осуществляют лентами зернистостью № 50—16, а окончательное шлифование — лентами зернистостью № Ю—3. При выборе характеристик ленты необходимо учитывать, что с уменьшением величины зерен производительность лент снижается, а шероховатость уменьшается. Так, при шлифовании незакаленной стали 45 при мощности Nаф — = 2 кет лентой Э16 съем металла составлял 44 г!мин, при шлифовании лентами Э6 съем металла составлял 20 г!мин и при лентах Э5 съем снижался до 15 г!мин.
Для шлифования стали, чугуна, бронзы применяют электро- корундовые ленты; для обработки жаропрочных сплавов наилучшие результаты дают ленты с зерном из монокорунда; при обработке таких материалов, как латунь, медь, стекло, следует применять ленты с зерном карбида кремния. Положительные результаты при обработке нержавеющих сталей и жаропрочных сплавов получаются при применении лент из монокорунда и прокаленного белого электрокорунда. Так, при наружном шлифовании труб из нержавеющей стали диаметром 60 мм была достигнута стойкость лент размерами 3700 х 245 мм из белого электрокорунда
- смены, при этом было обработано 1500 м труб. При шлифовании со скоростью 28 м/сек жаропрочных сплавов лентами из монокорунда зернистости № 40 с охлаждением индустриальным маслом достигалась производительность 12—18 г/мин, а при шлифовании лентами из белого электрокорунда той же зернистости достигалась производительность 8—12 г!мин. Износ ленты и минутная ее производительность в первые минуты шлифования выше, чем в последующие. В дальнейшем износ ленты протекает более равномерно до момента, больше допустимого ее затупления, при котором износ и съем металла уменьшаются, а силы резания и температура резко возрастают. Когда эти силы превзойдут силы сцепления затупившихся зерен с основой, происходит их вырывание, в результате чего лента сильно изнашивается.
Водостойкие ленты имеют меньшую гибкость, чем ленты, изготовленные на мездровом клее, вследствие чего достигаемый класс чистоты шлифования ими несколько ниже. Чем выше удельное давление, приходящееся на каждое зерно, и тверже контактный ролик или плита, тем больше износ ленты. Чем выше жаростойкость стали, тем больше в ней содержится таких легирующих элементов, которые повышают износ ленты и ухудшают обрабатываемость стали. Особенно быстро изнашиваются ленты при обработке жаропрочных сплавов, содержащих окись алюминия. При шлифовании деталей из титанового сплава ВТЗ (содержащего олово) следует применять ленты с зерном зеленого карбида кремния.
Стойкость лент из монокорунда и белого электрокорунда выше, чем из нормального электрокорунда, на 30—50%, особенно если зерно перед его насыпкой на ленту корректировали, прокаливали и повышали в нем содержание основной фракции. Стойкость лент зависит также от силы их натяжения в процессе шлифования и их способности противостоять вытягиванию. При силе натяжения, превосходящей оптимально допустимую, удлинение и износ лент возрастают, а производительность падает. Чем больше нагрузка на ленту, тем больше ее удлинение, но оно всегда меньше удлинения ткани. Наименьшее удлинение достигается при применении полудвунитки (артикул 4248). Так, при шлифовании деталей из стали ХН70ВМТЮ удлинение ленты, изготовленной из полудвунитки, составило 3,2%. Натяжение ленты сверх допустимых величин вызывает ее разрыв, а малое натяжение — проскальзывание ленты, повышенную ее затупляемость и меньшую производительность.
Коэффициенты удлинения клея, лака и аппрета значительно ниже, чем коэффициент удлинения ткани (не превышает 1%), вследствие чего при вытягивании ткани клеевой слой разрывается и снижается прочность сцепления зерна с тканью и особенно между соседними зернами.
Ослабление прочности крепления зерен влечет за собой снижение способности их сопротивления силам резания и повышенный износ ленты. Поэтому при значительном вытягивании ленты силу натяжения ее следует уменьшить. При шлифовании с масля-
ным охлаждением происходит меньшее удлинение ленты, чем при шлифовании всухую и с водной эмульсией.
Чем шире лента, тем меньше ее удлинение и опасность разрыва. Прочность ленты, пропорциональная ее ширине, снижается по мере ее износа и особенно в местах склейки. Разрыв лент в большинстве случаев является не следствием удлинения, а результатом недостаточной прочности ткани или большей, чем допустимо, толщины ленты в месте склейки. Большая толщина ленты в месте склейки, особенно при снижении толщины ленты в других местах в результате износа, приводит к трению основы ленты при прохождении между деталью и контактным роликом и износу ткани. Чем крупнее зернистость ленты, больше ее скорость и глубина шлифования, тем больше износ ткани и опасность разрыва. В этих случаях лента разрывается в месте склейки. С увеличением глубины и скорости шлифования удлинение возрастает быстрее, чем при меньших подачах и скоростях.
Силы резания, возникаемые при ленточном шлифовании, как правило, в 2 раза и более меньше, чем при шлифовании кругами. При шлифовании с масляным охлаждением силы Ру и Рг, а также износ ленты выше, чем при шлифовании всухую. Чем больше глубина шлифования и ширина ленты, тем выше силы Ру и Рг. Чем хуже обрабатываемость шлифуемого материала, тем больше силы Ру и Pzi так, при шлифовании стали силы Ру и Рг больше, чем при шлифовании чугуна. Влияние непрерывности работы ленты на силы Ру и Рг, износ ленты и производительность показаны в табл. 40.
Таблица 40
Влияние различных факторов работы на силы Ру и Рг
|
Таким образом, наиболее целесообразным является шлифование по режиму, при котором Ру — 7 кГ и Рг = 2 кГ.
Чем больше при ленточном шлифовании отношение PJPy, тем выше режущая способность ленты и ее производительность. По данным К. С. Митревича, для стали марки 45 отношение PJPy = 0,95; для сплава ХН70ВМТЮ отношение PjPy — 0,3. Хотя эти материалы примерно одинаковы по твердости, они различны по структуре, что и сказывается на их обрабатываемости и величине сил резания. Чем тверже контактный ролик и выше режим ленточного шлифования, тем большие силы резания и износ ленты. При стальных контактных роликах силы Ру и Рг в 1,5 раза больше, чем при резиновых. Силы резания при применении лент с электростатической насыпкой зерна имеют меньшую величину, чем при лентах с механической насыпкой, что объясняется положением зерен (большей остротой) и в силу этого их меньшим сопротивлением резанию. При равных условиях насыпки зерна силы резания при шлифовании лентами из карбида кремния больше, чем лентами из белого электрокорунда; силы резания почти не изменяются при применении лент разной зернистости в пределах пяти-шести номеров.
Температура в зоне резания и поверхностного слоя зависит главным образом от глубины шлифования и скорости продольной подачи. Чем больше глубина и меньше продольная подача, тем выше температура. При номинальной глубине до 0,03 мм и шлифовании с охлаждением температура поверхностного слоя обычно не превышает 100—150° С; при шлифовании всухую температура выше, причем с каждым проходом она возрастает. Чем мельче зернистость ленты, тем выше температуры при тех же условиях шлифования.
Применяемый при ленточном шлифовании вид охлаждающей жидкости зависит от свойств ленты и вида обрабатываемого металла. При обработке деталей из стали, чугуна, латуни водостойкими лентами в качестве охлаждающей жидкости обычно применяют водную эмульсию. При работе лентами, не обладающими водостойкостью, для охлаждения применяют индустриальное масло с добавкой 0,5—3% олеиновой кислоты, что повышает производительность шлифования на 20—30%.
При шлифовании углеродистых сталей в масло добавляют до 10% лярда; нержавеющие стали шлифуют с охлаждением чистым маслом; при шлифовании сталей всухую часть стружки оплавляется, что говорит о тяжелых условиях резания; при шлифовании с охлаждением маслом даже труднообрабатываемых жаропрочных сплавов оплавления стружки не получается; при шлифовании алюминия всухую оплавления стружки также почти не наблюдается.
Стойкость лент при масляном охлаждении выше, чем при применении водной эмульсии. Недостатком масляного охлаждения являются дымление и чад, образующиеся при повышении температуры, особенно при скоростях резания свыше 30 М/сек.
Титановые сплавы шлифовать с масляным охлаждением не следует. Детали из этих сплавов шлифуют при небольших скоростях (10—15 м/сек) с водяным охлаждением.
Масло, применяемое для охлаждения, необходимо пропускать через холодильные установки и устройства вентиляции. Охлаждение при ленточном шлифовании применяют не только для отвода тепла и удаления стружки, но и для повышения производительности и стойкости ленты. При применении лент для сухого
Шлифования влажность воздуха не должна превышать 60—65%, так как в условиях повышенной влажности эти ленты быстро изнашиваются.
Количество подаваемой охлаждающей жидкости зависит от выполняемой станком работы и его мощности. При обработке широких поверхностей на станках с большой мощностью количество жидкости достигает 150 л/мин. При шлифовании без охлаждения стойкость ленты увеличивается, если через 3—5 мин работы делать перерывы для предотвращения перегрева ленты, размягчения клея и выпадения зерен. Водостойкие ленты при шлифовании с эмульсией обеспечивают повышение производительности на 50—60% при одинаковой стойкости.
При шлифовании лентой структурных изменений металла обрабатываемой детали не происходит. Глубина наклепа не превышает 25 мк. Шероховатость ленты в процессе работы непрерывно меняется из-за затупления, обламывания и вырывания зерен, вследствие чего изменяются силы резания и шероховатость шлифуемой поверхности. С увеличением скорости ленты шероховатость поверхности уменьшается. Шероховатость в первую очередь зависит от зернистости абразивного слоя ленты. Так, при шлифовании углеродистой стали зернами № 5—4 достигается чистота
- го класса, а при применении паст из мягких материалов —
- го класса. Достигаемая точность при ленточном шлифовании равна 5 мк.
Высокая стоимость ткани, мездрового клея и лака обусловливают более высокую стоимость лент и съема единицы объема металла по сравнению с шлифованием кругами. Поэтому применять ленты вместо шлифовальных кругов, особенно при предварительном шлифовании, следует не всегда. Вместе с тем они могут оказаться экономичными по сравнению с войлочными и текстильными полировальными кругами, особенно в условиях, когда снимается минимальный слой металла, т. е. при чистовых операциях. Полирование лентами является более производительным и поэтому в большинстве случаев и более экономичным процессом, чем полирование кругами. Ленточное шлифование магнитных сплавов вместо плоского шлифования снижает сколы магнитного сплава и повышает производительность. Для шлифования некоторых труднообрабатываемых сплавов и, в частности, для стали ШХ15, титановых и жаропрочных сплавов применяют алмазные ленты; алмазные порошки наносят на них гальваническим способом. При шлифовании алмазными лентами деталей из этих сплавов достигается меньшая шероховатость поверхности, чем при шлифовании абразивными лентами. Так, при шлифовании алмазными лентами деталей с криволинейными поверхностями из стали ШХ15 достигается чистота 12-13-го класса и в 2 раза повышается производительность.