ФОРМА И РАЗМЕРЫ ДЕТАЛИ И КРУГА
Для шлифования деталей, изготовленных из одного и того же материала, но значительно отличающихся диаметром, необходимо применять круги разной твердости.
Влияние диаметра детали на толщину стружки выражается гиперболической кривой (рис. 42). При шлифовании деталей больших, диаметров толщина стружки увеличивается незаметно,
а при шлифовании деталей малых диаметров любые колебания диаметров сильно влияют на изменение толщины стружки, а следовательно, на износ круга и режим обработки. Поэтому для обработки деталей малых диаметров берут обычно круги значительно большей твердости, чем для деталей больших диаметров, и производят шлифование с значительно меньшими подачами и скоростями детали. При шлифовании отверстий малых диаметров, а также отверстий с шпоночными пазами или шлицами берут более твердые круги. В этом случае выбор более твердого круга обусловливается еще и тем, что приходится применять небольшую скорость круга (до 10—15 м/сек), так как кругами малого диаметра трудно обеспечить нормальную окружную скорость (нужно давать очень высокое число оборотов). Для шлифования деталей малых диаметров и большой длины необходимо применять люнеты во избежание брака из-за неточности формы.
Полые детали, особенно тонкостенные, необходимо шлифовать во избежание ирижогов мягкими кругами, так как условия для отвода тепла при шлифовании ухудшаются.
Для шлифования прерывистых поверхностей необходимо применять более твердые круги, так как кромки обрабатываемых деталей действуют как правящие инструменты и мягкие круги будут быстро изнашиваться. Кроме того, опасность возникновения прижогов в этом случае меньше и при применении несколько более твердых кругов.
При обработке фасонных профилей разные места круга работают с несколько отличными скоростями, вследствие чего круг изнашивается неравномерно. В этом случае рекомендуется применять более твердые круги, чем при шлифовании цилиндрических деталей.
Когда круг работает одновременно двумя торцовыми поверхностями, например при шлифовании зубьев колес, условия охлаждения детали и круга обычно затруднены, особенно когда круг одновременно шлифует переднюю поверхность одного и заднюю поверхность другого зуба и возникает опасность прижога зубьев. В таких случаях следует применять двухслойные круги, т. е. круги, у которых одна половина по толщине делается более мягкой, чем другая, или другого номера зернистости.
При этом круг устанавливают так, чтобы более мягкая или крупнозернистая его часть соприкасалась стой стороной шлифуемой детали, которая плохо охлаждается.
При шлифовании тонких деталей, например стальных листов, следует применять мягкие круги с открытой структурой, так как даже круги средней твердости могут вызвать прижог. Такие фасонные поверхности, как резьбы, следует шлифовать тем более мелкозернистыми и более твердыми кругами, чем меньше шаг резьбы.
В процессе шлифования вследствие износа и главным образом в результате правки диаметр круга систематически уменьшается, что влечет за собой уменьшение его скорости. Уменьшение скорости круга вызывает увеличение толщины стружки, но одновременно с уменьшением диаметра круга, при сохранении числа его оборотов, толщина стружки уменьшается. С увеличением толщины стружки нагрузка на каждое зерно возрастает и износ круга увеличивается. Таким образом, уменьшение диаметра круга и связанное с этим уменьшение его окружной скорости при п = = const действуют во взаимнопротивоположных направлениях и результат зависит от преобладания того или другого условия. Произведенный расчет показывает, что при увеличении диаметра круга толщина стружки постепенно уменьшается (рис. 43). Поэтому выгодно работать по возможности кругами большого диаметра. Чем шире круг, тем выше его производительность. Бесцентровое шлифование кругами шириной 150, 200 и 800 мм показало, что производительность растет почти прямо пропорционально росту ширины кругов.
Так как шлифовальные круги крепятся фланцами диаметром не менее Ча диаметра круга, а также в связи с тем, что еще на
многих станках не предусмотрено бесступенчатого увеличения числа оборотов шпинделя круга для сохранения его скорости, коэффициент полезного использования (к. и. и.) объема круга равен 65—90% (табл. 21). Особенно низкий к. п. и. у кругов диаметром 300 мм и 500 мм.
Таблица 21
Коэффициент полезного использования кругов
|