ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЕ ШЛИФОВАНИЕ
Электролитическое шлифование отличается от обычного шлифования тем, что, помимо механического воздействия, шлифуемая деталь подвергается еще химическому и электрическому воздействию. При этом виде шлифования применяют шлифовальные круги на токопроводящей связке, чаще всего алмазные из синтетических или природных алмазов, на металлической связке МВ-1 и других с концентрацией 100—150%. Круг является катодом, к которому подводится отрицательный полюс источника постоянного тока, а подлежащая шлифованию деталь соединяется с положительным полюсом, т. е. является анодом. Вместо охлаждающей жидкости между кругом и деталью непрерывно и равномерно подается электролит, который под действием электрического тока создает на шлифуемой поверхности слой (пленку) пониженной прочности. Этот слой снимается кругом при затрате меньшей силы резания и мощности, не вызывающих ни прижога, ни трещин. С помощью электролита снимается до 95% припуска при обработке стали и до 75% при обработке твердого сплава.
Производительность шлифования из-за понижения прочности значительно возрастает (в 1,5—3 раза и более при электролитическом затачивании по сравнению с -обычным алмазным затачиванием), а удельный расход круга снижается до 10 раз. При электролитическом хонинговании производительность возрастает по сравнению с обычным в 3 раза. При электролитическом шлифовании твердого сплава в результате электрохимической реакции происходит растворение кобальта с поверхности и прочность снижается на 30%, а микротвердость на 15%.
Эффективность шлифования зависит от плотности тока, величины удельного давления круга и состава электролита.
Плотность тока при шлифовании различных марок сталей берется от 100 до 300 а/см2 и напряжение до 12 в. При большем напряжении удельный расход круга возрастает, а процесс превращается в электроискровой. Например, при шлифовании быстрорежущей стали плотность тока от 100 до 200 а/см2 (обычно 150 а/смг), а напряжение 6—12 е; при шлифовании твердых сгГла- зов группы ВК члотцость тока 50—70 а/см2, а твердых сплавов
группы ТК-80 — 120 а/см2; при этом производительность шлифования сплавов ТК на 50—60% выше, чем сплавов ВК; шлифование ведется производительно при напряжении 3—8 в; шлифованию с напряжением 1 в поддаются только карбиды кобальта.
Электролит должен быть достаточно электропроводен, безвредным для работающих и оборудования, обладать способностью растворять металл; так, при шлифовании бысторежущей стали Р18 хорошие результаты дает применение электролита следующего состава: 10—15%-ный водный раствор азотнокислого калия (KNOs), 0,3—0,5% нитрита натрия (NaN02) или 10%-ный водный раствор хлористого натрия при расходе электролита до 2—3 л/мин на 10 мм ширины круга. При шлифовании нержавеющей стали лучшие результаты получаются с 10%-ным водным раствором хлористого натрия.
Фтористый натрий в качестве электролита применять не следует, так как он вреден для работающих.
При шлифовании твердых сплавов рекомендуется применять 10%-ный водный раствор азотнокислого натрия, при этом расход электролита должен быть не более 1,2 л!мин, напряжение 6—8 в, удельное давление круга 6—ТО кГ1смг, скорость круга 20— 25 м/сек, скорость детали 5—6 м/мин, продольная подача не более 4—6 м/мин, так как ее увеличение вызывает рост износа круга. По мере работы и истощения электролита следует обновлять его состав.
При шлифовании твердого сплава ВК8 алмазными кругами зернистостью № 5—8 при плотности тока 100 а/см2 и напряжении 6 в с ик = 30 м/сек средний съем за проход составлял 1,5—1,6г/мин. Максимальный съем за один проход может быть произведен на требуемую глубину. При шлифовании стали оптимальная скорость круга 35—45 м/сек, скорость детали 3 м/мин.
Так как при электролитическом шлифовании роль круга сводится к съему нарушенного поверхностного слоя, его зернистость так же, как и режим шлифования, не влияет на производительность и шероховатость отшлифованной поверхности.
При шлифовании твердого сплава алмазными кругами зернистостью № 20—8 достигается чистота 9—Ю-го класса и при шлифовании стали 7—8-го класса. Вместе с тем величина зернистости и режим работы влияют на удельный расход круга. Чем крупнее зернистость, тем больше расход. Поэтому для электролитического шлифования выбирают алмазные круги зернистостью № 12—8. Удельный расход круга растет с увеличением подач и особенно при шлифовании стали. Если при шлифовании твердого сплава он составляет 0,3—1 мг/г, то при одновременном шлифовании заготовки из твердого сплава и стальной державки он повышается до 1,5—3,5 мг/г. По данным автозавода им. Лихачева, допустимо подвергать электролитическому затачиванию твердо- 252 сплавные резцы в тех случаях, когда шлифуемая площадь стальной державки не превышает 30% общей площади обработки.
Электролитическое затачивание производится на станках 3623 или на модернизированных заточных станках. Модернизация станка заключается в установке токосъемника, электрической изоляции шлифовальной головки, установке бака-отстойника для электролита и щитков для защиты от брызг электролита.
Электролитическое шлифование следует применять для обработки деталей из химически устойчивых и труднообрабатываемых металлов и сплавов, тонкостенных и малой толщины деталей, так как не вызывает их нагрева и деформаций; для затачивания твердосплавных инструментов, особенно при больших припусках твердого сплава; для обработки стружколомательных канавок и т. п.
Алмазные круги следует править брусками из зеленого карбида кремния или в случаях, когда надо выправить форму круга электротоком — брусками из латуни или бронзы с изменением полярности тока. Чистку кругов от загрязнений производят при помощи пемзы. Число правок при электролитическом шлифовании резко сокращется при увеличении стойкости круга. При электролитическом шлифовании зона обработки должна быть так ограждена, чтобы на рабочего не попадали брызги электролита. Отшлифованные детали следует тщательно промыть горячей водой, затем содовым раствором и протереть для удаления электролита с их поверхности.
Высокая производительность электролитического шлифования и резкое уменьшение расхода алмазных кругов по сравнению с обычным алмазным шлифованием позволяет достигать значительной экономии, что говорит о необходимости расширения области применения этого эффективного вида обработки, а также о максимальном изучении этого процесса и создании специально приспособленных шлифовальных станков.