ДЕФЕКТЫ КРУГЛОГО НАРУЖНОГО ШЛИФОВАНИЯ
При круглом наружном шлифовании наиболее часто встречаются следующие дефекты: конусность, вогнутость, бочкообраз- ность, гранность, спиральные следы, царапины и риски, следы вибраций и прижоги.
Конусность деталей возникает при шлифовании в центрах в тех случаях, когда один или оба центра прогибаются под действием сил резания или когда центровые отверстия несоосны в горизонтальной плоскости. Вогнутость деталей получается в тех случаях, когца имется несоосность центровых гнезд в вертикальной плоскости. Вогнутость или выпуклость получается и в тех случаях, когда деталь при закреплении в патроне находится в таком положении, когда ее ось и ось круга непараллельны.
Бочкообразность шлифуемых деталей получается в тех случаях, когда ось круга при его правке находилась не в одной плоскости с направлением движения правящего инструмента.
Гранность на поверхности детали образуется обычно в результате вибраций и выражается в виде поочередных светлых и темных полос на поверхности, параллельных оси детали. Если эти полосы расположены не на одинаковом расстоянии друг от друга, то для устранения этого дефекта необходимо прошлифовать центры и центровые отверстия, произвести правку круга и изменить ОТНО-
шение —. Б тех случаях, когда полосы гранности находятся на
одинаковом расстоянии друг от друга, для их ликвидации следует устранить вибрации, для чего в первую очередь отбалансировать круг и проверить уравновешенность электродвигателя.
Спиральные следы являются результатом несоосности передней и задней бабок или очень острых краев шлифовального круга. Для устранения этого недостатка надо выверить соосность балок и параллельность перемещения шлифовальной бабки, а также выправить круг и слегка закруглить его края. Царапины, наблюдаемые через определенные промежутки, обычно вызываются выступающими с поверхности круга зернами. Правка круга устраняет этот дефект шлифования. Риски вызываются пли неправильно выбранной характеристикой круга, или, чаще, загрязнением охлаждающей жидкости, выпавшими зернами и снятой стружкой и в процессе шлифования внедрившимися в круг. Следы вибраций на детали вызываются неуравновешенностью и некруглостыо круга, применением чересчур твердых кругов и неточностью центровых отверстий. Прижоги появляются в результате применения чересчур больших глубин резания, малых скоростей деталей, слишком твердых кругов и недостаточного охлаждения.