БАЛАНСИРОВКА ШЛИФОВАЛЬНЫХ КРУГОВ
Качество шлифования зависит от степени балансировки шлифовальных кругов, т. е. от совпадения центра тяжести круга с его геометрическим центром. Чем больше неуравновешенность круга, тем хуже получается качество шлифованной поверхности (дробление, вибрация), меньше точность шлифования, больше износ круга и опасность его разрыва, чаще необходима его правка. Неуравновешенность кругов, кроме того, разрушает шлифовальные станки, особенно их подшипники, увеличивая их износ. Поэтому при изготовлении крутов особое внимание должно уделяться равномерному распределению массы в прессформе и максимальной точности обработки кругов (особенно центричносте отверстия, параллельности и перпендикулярности торцовых сторон круга). Все круги диаметром 250 мм и более обязательно проверяют на уравновешенность и исправляют дисбаланс, если он превышает величину, допустимую ГОСТом 3060—55.
Мерой статического дисбаланса служит вес груза, который, будучи, сосредоточен в точке периферии круга, противоположной его центру тяжести, перемещает последний на ось вращения круга. За единицу статического дисбаланса принимается величина Е, устраняющая неуравновешенность, вызванную смещением центра тяжести от геометрического центра круга (при объемном весе круга 2,4 г/см3) на 0,01 см:
с- 0,0377 (D2 — (Р) И
£ — — gj а,
где D — наружный диаметр круга в см; d — диаметр отверстия круга в см;
Н — высота круга в см.
ГОСТом 3060—55 установлены четыре класса дисбаланса в зависимости от высоты, зернистости и типа связки круга (табл. 22).
Для каждого из этих классов в зависимости от диаметра и высоты круга установлены предельно допустимые величины дисбаланса (табл. 23). Чем меньше высота и диаметр круга, а следовательно, и вес, тем меньший допускается дисбаланс.
Классы дисбалансы
|
У кругов 1-го класса величина дисбаланса, как правило, не превышает 0,1% и у кругов 4-го класса —0,3%.
Измерение величины статического дисбаланса производится на одном из приборов, показанных на рис. 53, или на балансиро-
Рис. 53. Приборы для балансировки:
а — балансировочные валки; б — вращающиеся диски |
вочных весах. На балансировочных весах достигается точность уравновешивания 0,008—0,01 мм, на вращающихся дисках 0,015—0,02 мм, а на валках и плоских линейках еще менее точная.
По предложению Г. В. Шидарева—Витковского и В. А. Яшина, балансировка кругов диаметром до 350 мм и контроль уравновешенности заформованных заготовок кругов рекомендуется производить на созданном ими оптическом приборе (рис. 54), состоящем из подвижной платформы / с зеркалом, прозрачной градуи- 166
Допустимый предельный дисбаланс в г
|
рованной сферы 2 и тубуса с осветителем 3. Шлифовальный круг или его заготовку центрируют и устанавливают с помощью центрирующих конусных колец на втулку подвижной платформы, которая представляет собой стальной диск с укрепленным под ним на стойках демпфирующим кольцом. В центре втулки расположен винт, в верхней части которого находится зеркало 4, а сферический центр торца винта покоится на неподвижной игле 5. Таким образом, платфома с кругом где находится более тяжелая часть круга; при этом луч света, проходя через отверстие в прозрачной сфере 2, упадет на зеркало 4 и зафиксирует угол отклонения платформы от горизонтального положения, возвратившись в виде светового зайчика на градуированную прозрачную сферу 2. Положение светового зайчика показывает место дисбаланса и его величину. Погрешность измерения дисбаланса не превышаетЗ%. Указанные в табл. 22 величины дисбаланса нельзя рассматривать как допустимые при установке круга на станок и на этом основании не уравновешивать круг. Величина дисбаланса при установке круга на фланцы или на шпиндель будет всегда разная из-за того, что отверстие круга имеет несколько больший диаметр, чем посадочное место. Центробежные силы, возникающие при шлифовании неуравновешенным 168
кругом, достигают значительной величины (200 кГ и больше). Таким образом, величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости и дисбалансу круга и обратно пропорциональна его диаметру. Исходя из такого влияния центробежной силы каждый круг следует уравновешивать перед установкой на станок после первой правки, а также в процессе шлифования, так как по мере износа круга, вследствие его неравномерной плотности и структуры, происходит его разбалансировка. Кроме того, разбалансировка происходит и вследствие искажения цилиндрической формы круга из-за неравномерности износа, а также в связи с неравномерным осаждением в порах круга заносимой охлаждающей жидкостью абразивной пыли и мельчайшей стружки.
Оседание пыли особенно происходит при остановках круга, когда охлаждающаяся жидкость стекает в нижнюю часть круга. Дисбаланс устраняется передвижением сухариков во фланцах, на которые надевается круг.
Неуравновешенность круга вызывает вибрации всего станка и ухудшает качество и точность шлифования. Установление момента разбалансировки круга и величины дисбаланса, а также уравновешивание круга, не снимая его со станка, может быть проведено при помощи виброскопа Н. В. Колесника. Этот прибор, основанный на принципе механических резонансных колебаний (рис. 55), имеет селеновый выпрямитель для преобразования переменного тока в постоянный и безынерционную стробоскопическую лампу. При помощи этого прибора определяют амплитуду и частоту вибраций, устанавливают местонахождение и величину неуравновешенной массы.
Шлифовальные станки часто оснащают приспособлениями для автоматической балансировки кругов. Схема автоматической балансировки кругов в процессе шлифования приведена на рис. 56, а. В планшайбе шлифовального круга расположены три шарика, которые при балансировке круга автоматически само- устанавливаются (рис. 56, б), так что дисбаланс устраняется. Затем при помощи специального замка они зажимаются в планшайбе.
Оригинальный механизм для балансировки кругов без снятия их со станка был предложен К- Скриживаном (ЧССР) и модернизи
рован в ЭНИМСе. Принцип действия этого механизма основан на совместном передвижении двух грузов пл и п 2 относительно шлн-
фовального круга по какой-либо спирали. При движении по синусоидальной спирали общий центр тяжести грузов (рис. 57) вращается с угловой скоростью
перемещается в радиальном направлении, чем и достигается ликвидация дисбаланса.
Балансировочный механизм, укрепленный на планшайбе шлифовального круга, показан на рис. 58. Балансирующие грузы / и 2 для устранения дисбаланса шлифовального круга поворачиваются относительно оси круга в том или другом направлении в зависимости от того, какая из двух рукояток 3 и 4, связанных при помощи шпонок с системой шестерен, остановлена. При остановке рукоятки 4 грузы поворачиваются в 2 раза быстрее, чем при остановке рукоятки 3, из-за разного передаточного отношения системы колес, приводящей грузы во вращение. Останавливая то одну, то другую рукоятку, можно наблюдать за перемещением грузов, которое вызывает при этом увеличение или уменьшение амплитуды колебаний станка. Эти колебания измеряют при помощи виброметра, устанавливаемого на шлифовальную бабку станка, или посредством индикатора, находящегося на столе станка и соприкасающегося наконечником с бабкой. Круг считается отбалансированным тогда, когда амплитуда колебаний получается наименьшей. Как показывают опыты, динамическое балансирование приводит к повышению стойкости и снижению износа круга до 20%.