Советская система производства
Коллекция часов ссср :: ussr watches collection :: история русской часовой индустрии
Первыми часами, показавшимися на Руси, были солнечные. В XI-XII веках античные русичи строили соборы, храмы и церкви, архитектура которых была спроектирована и использовалась для измерения времени и определения разных астрономических величин. Культовые постройки с солнечными часами имелись в Киеве, Владимире, Ярославле, Новгороде, Суздале, Ростове на дону, Чернигове. Некие из их сохранились до наших дней.
В 1404 году в Москве появились 1-ые башенные механические часы. Монах со Святой Горы Лазарь Сербин установил на колокольне Столичного кремля башенные часы с циферблатом, разбитым на 17 часов (наибольшее количество часов светового денька в июне для средней полосы Рф). В течении XV-XVIII веков во многих больших городках Рф появились башенные часы. При их постройке использовались зарубежные и российские механизмы, время от времени самодельные (даже из дерева!).
В XVII веке в Рф вместе с башенными часами также получили обширное распространение стенные, настольные и карманные часы. Приблизительно в это время в Москве на Мясницкой улице было сотворено особое учреждение, известное как Часовой Двор. Тут жили и работали часовых дел мастера, как российские, так и иноземцы, которые эмигрировали в Россию, где в это время рынок для их продукции был фактически неограничен. Всего же в период с XV до середины XIX века на местности Русской Империи в разных городках работало несколько сотен часовых мастеров, держащих собственные мастерские (братья Бутеноп, Москва; Николай Чижов, Санкт-Петербург; Иван Кулибин, Нижний Новгород; династия Бронниковых в Вятке). Но, невзирая на это, русское часовое дело так и не вышло за кустарные рамки и не получило предстоящего развития. Российские промышленники уклонялись от этого вида производства, стоящего в неблагоприятных критериях «благодаря» слабенькой российской лёгкой металлургии и сильной конкуренции со стороны зарубежного ввозного часового продукта, пошлины на который были очень низки. Более сложные дорогие часы облагались более высочайшим налогом, но, в обход такового положения, ввозились в страну в разобранном виде. Таким макаром, захватившие к концу XIX века русский рынок российские торговые дома («Павелъ Буре», «Г. Мозер и Ко», «Генрихъ Канъ», «В. Габю», «Фридрихъ Винтеръ», «Братья Четуновы» и многие другие), выпуская часы под своими торговыми марками, были зависимы от привозных привезенных из других стран частей и фурнитуры. Отвёрточная сборка…
К первому десятилетию XX века в Рф выполнялись в массовом количестве - выше 200000 штук в год - только примитивные стенные часы-ходики. Создание стенных часов более высочайшего класса колебалось от 1500 до 2000 шт./г., будильников выпускалось более 15000 шт./г. Несколько мастерских при госучреждениях изготавливали морские хронометры, палубные часы, астрономические маятниковые часы по несколько штук в год.
1917-1930 г. г.
После октябрьской революции 1917 года и последовавшей за ней экспроприации имущества большевикам достались немногие предприятия и мастерские по сборке стенных и карманных часов. До 1919 года часовое создание Русской Рф находилось в ведении Агенства часов, являвшегося подразделением ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства). К 1920 г. на базе Агенства организуется Главточмех (Главное управление четкой механики, позднее - ГОСТРЕСТ ТОЧМЕХ), в который входят:
- остановленные фабрики по производству стенных часов-ходиков (бывшие фабрики Платова и Рейнина);
- несколько складов полуфабрикатов, часового инструмента и фурнитуры;
- центральные починочные мастерские (бывшие мастерские «Г. Мозер»);
- около 150 кустарных сборочных мастерских.
На имеющихся предприятиях был организован выпуск ходиков и будильников из привезенных из других стран деталей. В целях удешевления продукции в апреле 1924 года часовая фабрика «Новь» была объединена с заводом «Авиаприбор». В 1928 году сборку будильников и электронных часовых систем начали на заводе «МЭМЗ» (Столичный электромеханический завод). Но сложные научные и технические приборы времени, карманные и наручные часы как и раньше заказывались за рубежом.
Индустриализация и коллективизация Страны советов, растущие вещественные и культурные запросы населения обеспечивали большой спрос на приборы времени. Стальные дороги и флот, авиация и армия, учёные и обыденные граждане добивались всё больше часов. ТОЧМЕХ собирал очень незначительно на техническом уровне обычных карманных и наручных часов из деталей, с трудом закупаемых за золото в Европе. С середины 1920-х русское правительство неудачно вело концессионные переговоры со швейцарскими часовыми компаниями («P. Buhre», «Hy. Moser & Cie», «Ulysse Nardin», «Doxa», «Tissot», «Tavannes Watch Co.», «Omega», «A. R. SA», «Longines», «Zenith») об организации совместного производства устройств времени на местности СССР. Но в итоге было принято решение о покупке готовых часовых компаний.
В 1929 году в Америке русское торговое консульство Амторг получило две обанкротившиеся часовые фабрики - «Дюбер Хэмпден» из Кэнтона, штат Огайо, для выпуска карманных и наручных часов и «Ансония» (Ansonia) из Бруклина, штат New-york, для выпуска будильников и стенных часов. Эти два предприятия и стали основой для 1-го и 2-го муниципальных часовых заводов Треста четкой механики в Москве, уже в 1930-1931 г. г. начавших выпуск первых русских часов.
1930-1941 г. г.
Русская часовая индустрия набирает обороты. В 1930 году камнегранильная фабрика в Петергофе переименовывается в «1-ый муниципальный завод четких технических камешков», получает маркировку «ТТК-1» (будущий Петродворцовый часовой завод «Ракета») и начинает выпуск технических камешков для четкой индустрии. К 1932 году 1-й Госчасзавод делает два типа карманных часов («Тип 1» и «Тип 2»), наручные мужские («Тип 3») и наручные дамские часы («Тип 4»). 2-й Госчасзавод выпускает будильники и ходики, а также электронные часовые системы, которые вместе с трестом «Связь-Монтаж» инсталлируются на предприятиях и в учреждениях по всей местности Русского Союза.
В 1936 году правительство СССР заключило сделку с французской часовой компанией «Lip» по закупке часовых устройств и деталей, а позже и производственных технологических линий. Французские инженеры и техники правили установкой часового производства на велосипедном заводе ЗиФ (Завод имени Фрунзе) в Пензе, а русские инженеры прошли стажировку во Франции. В декабре 1938 года были выпущены 1-ые дамские наручные часы марки «ЗиФ» с механизмом Т-18. В мае 1940 года предприятие получило официальное заглавие 3-й Госчасзавод и к концу этого года все модели изготавливаемых тут часов стали выпускаться под маркой «Звезда».
Встречается сильно много карманных часов тех лет, переделанных в наручные. Желающие приносили в ремонтные часовые мастерские по всей стране карманные часы (либо просто средства), мастера приваривали дужки к карманным корпусам. Там же под заказ изготовлялись наручные корпуса, время от времени из серебра и золота, мастерские делали и циферблаты - в итоге часы выходили совершенно похожи на заводские.
Часы пока остаются недостатком, их нередко употребляют для праздничного награждения командиров и бойцов Красноватой Армии, передовиков производства, отличников высших учебных заведений. Но фабрики всё ещё не могут совладать с большущим спросом на часы и к концу 1930-х г. г. часть заказов передаётся маленьким часовым артелям («Верное время», «Четкое время» и др.) и районным трестам местной индустрии (ТМП Ж.-Д. р-на, ТМП Сок. р-на, ТМП Коминтерн. р-на и т. д.), получившим импульс развития в период НЭПа. Эти предприятия собирают так нужные стране карманные часы «Тип 1» из промышленных деталей, секундомеры, карманные часы-хронограф, осваивают выпуск нового механизма наручных часов из деталей калибра «Тип 1».
В октябре 1940 года с помощью профессионалов из Петергофа в Угличе запускается 2-ой завод по производству четких технических камешков - «ТТК-2».
А завтра была война…
1941-1946 г. г.
Раздел находится в разработке. Буду рад созидать вас в последнее время. Входите!
С почтением, Дмитрий.
1946-1964 г. г.
1964-1980 г. г.
1980-1993 г. г.
Современные часы Рф
* * *