Советская система производства
Русская система образования — новость из рубрики общество, животрепещущая информация, обсуждение анонсы, дискуссии на newsland.
Чтоб жить не ужаснее, чем в Америке либо хотя бы как в Европе, нужно иметь высочайший уровень образования, сопоставимый с европейским. Америка по образованию выпадает из ряда высокообразованных государств, т.к. школьное образование там издавна в упадке, а высшее и наука основываются на импорте мозгов со всего мира.
В соответственном состоянии находится и та культура, которую прославляет и копирует наша творческая элита. Западная Европа и Америка поддерживают относительно высочайший уровень жизни за счёт многолетнего грабежа других государств и народов и за счёт беспощадной эксплуатации собственных и чужих рабочих и фермеров.
Триста лет капиталистическая Великобритания грабила весь мир, и все же бедность и голод одних англичан были неизменными спутниками богатства и роскоши других. Поразивший меня пример из британской жизни конца XIX века. Нездоровая мама малеханького Чарли Чаплина Ханна не могла больше выступать в мюзик-холле, растеряла работу и средства к существованию. За съёмную квартиру нечем было платить. Её детки Сид и Чарли кормили хворую мама тем, что могли добыть попрошайничеством. В один прекрасный момент Чарли заигрался на улице и не принёс мамы выпрошенного у прохожих хлеба. От голода мама сошла с мозга и была помещена в психиатрическую поликлинику. Деток дали в школу для сирот. Они навещали мама в поликлинике. Когда сознание к ней ворачивалось Ханна гласила Чарли: "Почему же ты не принёс мне хлеба? Я бы тогда не сошла с разума." Сколько таких чарли, сидов и ханн было и есть в богатой демократической Англии?
У Рф другая история. Она не грабила другие страны и народы, а напротив, защищала и сохраняла "всяк сущий в ней язык" и не один раз всю Европу и мир в целом. Достигнуть этого она могла только опорой на собственные силы и ресурсы. Как отмечает писатель и историк Ю. Мухин: "мозг народа трансформируется в его культуру - в способность использовать познания, скопленные всем населением земли и добытые определенным народом. А высочайшая культура приводит к тому, что данный люд приобретает очень высшую производительность труда, дающую ему возможность жить вещественно лучше, ежели наименее культурные народы". Тут культура народа - обобщённое понятие, включающее в себя все стороны жизни данного народа и страны. Т.е. заслуги науки, образование, искусства, технологии, производства, ремёсла, традиции, верования, историю, политику, экономику, освоение земель, взаимодействие с другими странами и народами и т.д.
Совсем разумеется, что передача культуры и её развитие поколениями невозможна в современном мире без образования высочайшего уровня. Более того, нереально существование самого народа. Это ясно понимали большевики, пришедшие к власти в 1917 году. Сходу после Октябрьской революции начинается воплощение превосходной программки культурного и общеобразовательного развития народа, планомерная работа по созданию подлинно народной системы образования. Уже в ноябре 1917 года СНК создаёт "Муниципальную комиссию по просвещению". Образование и воспитание передаётся в ведение Народного комиссариата по просвещению. Только за 1-ый год Русской власти издаётся около 200 декретов и постановлений правительства по вопросам образования. В марте 1919 года VIII съезд РКП(б) воспринимает вторую программку партии в какой ставится задачка «перевоплощения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного поражения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества».
Программка предугадывала: проведение бесплатного и неотклонимого общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех деток обоего пола до 17 лет; полное воплощение принципа единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением малышей обоего пола; непременно светской, проводящей тесноватую связь обучения с общественно-полезным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.
Все имеющиеся культурные силы страны были брошены на борьбу с безграмотностью, доставшуюся нам от царизма. Народное просвещение становится «третьим фронтом» борьбы за социализм. 26 декабря 1919 года Совет Народных Комиссаров воспринимает декрет «О ликвидации безграмотности посреди населения РСФСР». По этому декрету всё население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязывалось учиться грамоте на родном либо российском языке, по желанию.
Обучающимся рабочий денек сокращался на два часа, предоставлялись разные льготы. Лица, препятствующие безграмотным посещать школу, привлекались к уголовной ответственности. В стране создавалась широкая сеть школ и пт по ликвидации безграмотности. Так русское правительство без проволочек и показной благотворительности немедля приступило к решению задачки, которую не могли решить ни монархия, ни буржуазия. Для ликвидации неграмотности привлекаются не только лишь учителя, да и все, мало-мальски образованные граждане. Для координации совместной работы создаётся добровольческое общество «Долой безграмотность» под управлением М.И. Калинина. Принимаемые меры все же признаются недостающими, и в июле 1920 года учреждается Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.
Скоро прилагаемые усилия дали 1-ые результаты. Уже в 1926 году 56% взрослого населения страны были грамотными. К концу 30-х годов неграмотность населения была в главном ликвидирована. С 1921 по 1940 г. в школах ликбеза и в школах для безграмотных было обучено около 60 млн. человек. Ликвидация неграмотности - это только 1-ый, очень нужный, шаг в построении социалистического общества. Для построения социализма, для развития страны нужно было существенное увеличение общеобразовательного, проф, технического и культурного уровня людей. Лишь на этой базе можно было преодолеть экономическое отставание от развитых капиталистических государств и надёжно оградить себя от наружных и внутренних угроз. При всем этом в образовании ставилась задачка более высочайшая, чем в буржуазных странах, где оно ограничено только общеобразовательной и проф подготовкой. Культура, традиции и духовно-нравственное воспитание остаются за рамками буржуазной системы образования, потому что капиталистам необходимы квалифицированные исполнители на производстве, а не всесторонне развитые личности. Для чего буржуазному государству растрачивать излишние средства на культурные запросы людей? Пусть сами окультуриваются как желают за собственный счёт. Потому сразу с ликвидацией неграмотности в тех тяжелейших для страны критериях шла упрямая и тяжелая работа по созданию разветвлённой сети общеобразовательных школ, рабфаков, техникумов и ВУЗов. Только за 1-ое десятилетие Русской власти было выстроено 7780 общеобразовательных школ более чем на миллион ученических мест.
Начавшиеся индустриализация и коллективизация добивались увеличения уровня общеобразовательной и технической подготовки сначала молодёжи. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) воспринимает постановление «О всеобщем неотклонимом исходном обучении», которое немедля вводится с 1930/31 учебного года, а 14 августа 1930 г. его принимают ЦИК и СНК СССР. Благодаря этим решениям дополнительно сели за парты 10 млн. малышей. В школы было ориентировано около 60 тыс. новых учителей. Изыскивались строения для школ, средства для ремонта, организовывались фонды для помощи учащимся, организовывалось горячее питание, подвоз деток, велась разъяснительная работа посреди родителей.
В 1934 году начинается переход к всеобщему семилетнему образованию, при всем этом повышенное внимание уделяется селу, потому что в городке к тому времени эта неувязка была решена.
Делая упор на уже сделанную базу социалистической экономики, Русское правительство сумело с 1933 по 1937 г. в 3,5 раза прирастить расходы на школы. В этот период было выстроено 18 778 школ на 5,5 млн. ученических мест, в том числе 15 107 сельских школ на 3,4 млн. мест. Это позволило убрать отставание в охвате малышей семилетним образованием в сельской местности. Сразу огромное внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. Принимаются постановления ЦК ВКП(б): 25 августа 1931 г. «О исходной и средней школе»; 25 августа 1932 г. «Об учебных программках и режиме в исходной и средней школе»; 13 февраля 1933 г. «Об учебниках для исходной и средней школы» и др. Успехи в культурно-образовательном уровне населения закрепляются в Конституции СССР 1936 года как база строительства социализма в стране, как важный фактор экономического роста и условие её безопасности и обороноспособности. Эти заслуги в особенности проявились в период Величавой Российскей войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.
К 1939 году 81% всех дам в возрасте до 49 лет стали грамотными, что позволило им интенсивно участвовать в общественно-политической жизни страны. Грамотность населения в РСФСР составила 89,7%, на Украине - 88,2%, в Белоруссии - 80,8%, в Узбекистане - 78,7%, в Казахстане - 83,6%, в Киргизии - 79,8%, в Таджикистане - 82,8%, в Туркмении - 77,7%.
О невиданном стремлении русской молодёжи в то время к познаниям гласил узнаваемый популяризатор на-уки и преподаватель Я.И. Перельман последующее: «Не только лишь посреди учащихся, но ещё больше посреди рабочей молодёжи идёт насыщенная самообразовательная работа, постоянно возрастающая и приносящая за-метные плоды. В этом уверяют меня мно-гочисленные письма читателей и в особенности - беседы с читательским активом ряда больших заводов, ленинградских и столичных. У нас охотно читаются такие книжки, которые в очах среднего забугорного читателя являются очень тяжелыми».
На XVIII съезде партии в 1939 году была поставлена задачка о переходе в третьей пятилетке ко всеобщему среднему образованию в городке и окончанию к 1938-1942 гг. организации семилетнего образования в деревне. Эти меры позволили уже намедни войны в 1940/41 учебном году количество учащихся в VIII-X классах по сопоставлению с 1938 годом прирастить более чем вдвое, а на селе - втрое. Народное хозяйство и армия получили возможность скорейшей подготовки высококвалифицированных профессионалов, что в тот период было очень принципиально. Намедни войны в Красноватой Армии даже командиры батальонов на 94% имели среднее либо высшее образование. С конца 1939 года и до начала войны дополнительно раскрылось 77 военных училищ.
Большой вред образованию нанесла война. Немецко-фашистские захватчики убили 84 тыс. школ, техникумов и ВУЗов. Количество учащихся в средних классах сократилось вдвое, а в старших - в 2,5 раза. Невзирая на большие трудности и лишения только за 1941-1945 гг. в стране было выстроено 687 школьных построек, из их около половины на освобождённых территориях. Тогда же вводится повсеместное непременное обучение деток с семилетнего возраста. 30 апреля 1944 г. в СССР было принято постановление о разработке школ рабочей молодёжи.
После войны за 1946-1950 г. было выстроено 18,5 тыс. новых школ на 2,4 млн. ученических мест. К 1952 г. был завершён переход на непременное семилетнее образование. 24 декабря 1958 г. принимается закон " Об укреплении связи школы с жизнью и о предстоящем развитии системы народного образования в СССР". Этот закон предугадывал переход к всеобщему неотклонимому восьмилетнему образованию.
В 60-х годах в Русском Союзе благодаря достигнутому высочайшему уровню образования людей происходят глубочайшие высококачественные конфигурации в технике и технологии публичного производства. Бурно развивается научно-техническая революция. Создаются комплексно-механизированные и автоматические цеха и предприятия, оснащённые станками с ЧПУ и высокопроизводительным технологическим оборудованием. В 1971 г. действовало уже 5 тыс. таких компаний и 18 тыс. цехов. Новое создание в свою очередь просит роста подготовки обученных рабочих и профессионалов со средне-специальным и высшим образованием. Возникают совсем новые профессии, меняется нрав труда. Тогда в индустрии уже работало 700 тыс. профессионалов с дипломом ин-женера и техника на рабочих местах. По прогнозам их толика в наиблежайшие 15 лет должна была возрости до нескольких ми-ллионов!
20 июня 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О окончании перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи и предстоящему развитию общеобразовательной школы". 17 июля 1973 г. на 6-ой сессии Верховного Совета СССР были приняты "Базы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании". Этот большой многоплановый документ закрепил главные принципы построения системы народного образования, кодифицировал важные решения в области образования, отразил богатейший педагогический опыт в нашей стране, определил задачки, стоящие перед народным образованием, сделал крепкую правовую базу для всех типов учебно-воспитательных учреждений в Русском Союзе.
Как отмечается в Статье 1, "Базы законодательства..." регулируют публичные дела в области народного образования в целях более полного ублажения запросов русских людей и потребностей развитого социалистического общества в образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения, обеспечения народного хозяйства рабочими и спецами соответственной квалификации.
В согласовании с Конституцией СССР русские граждане имеют право на образование. Это право обеспечивается неотклонимым восьмилетним образованием, воплощением всеобщего среднего образования молодёжи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на базе связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства, обучения в школах на родном языке, расширением сети дошкольных и внешкольных учреждений, бесплатностью всех видов образования, системой муниципальных стипендий и других видов вещественной помощи учащимся и студентам, организацией разных форм производственного обучения и увеличения квалификации трудящихся. Учащимся и студентам инсталлируются надлежащие льготы.
Через 10 лет реформа образования 1984 года предугадывала последующее: выполнить реформу общеобразовательной и проф школы - означает решить последующие главные задачки:
- повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высочайший на-учный уровень преподавания каждого предмета, крепкое овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программки, учебники и учебные пособия, способы обучения и воспитания; убрать перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;
- коренным образом сделать лучше постановку трудового воспитания, обучения и проф ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; существенно расширить подготовку обученных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; выполнить переход ко всеобщему проф образованию молодежи;
- усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на базе развития самоуправления в ученических коллективах;
- поднять публичный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, вполне обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить зарплату и сделать лучше материально-бытовые условия педагогических работников;
- укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;
- усовершенствовать структуру общеобразовательной и проф школы и управление народным образованием.
Реформу называли Брежневско-Черненковской. В практическом плане она предугадывала "впритирку подвести учащихся к выбору профессии". В школах разворачивается обучение по разным рабочим специальностям. Учащиеся знакомятся с созданием конкретно на предприятиях. Поступают станки, оборудование, авто, сельхозтехника. В школах под управлением опытнейших мастеров и шефов с компаний создаются производственные бригады и механизаторские звенья. Выпускники совместно с аттестатом получают удостоверения по приобретенной специальности: токаря, электрика, шофера, тракториста-комбайнера, мастера машинного доения, швеи и т.д.
Но "производственная" часть ре-формы с самого начала сталкивается с большенными трудностями. Предприятия очень без охоты идут на взаимодействие со школами и ПТУ. У их свои задачки и планы, которые необходимо делать. Нет особых кадров и средств для организации производственной практики учащихся. Острым становится вопрос охраны детского труда на предприятии. Боясь злосчастных случаев, руководители компаний заместо практики ограничиваются, в наилучшем случае, экскурсиями. Не хватает производственных профессионалов и в школах. Практику организовывают и проводят учителя и классные руководители, и без того перегруженные учебно-воспитательной работой. Введение полного трудового денька нарушало обычный ритм учебного процесса в школах, что приводило к понижению успеваемости. В это время вводится обучение с шестилетнего возраста, и в школах, и без того страдающих нехваткой учебных кабинетов, часть потрясающих помещений изымается под классы и спальни для шестилеток. Школы перебегают на двух-трёхсменную работу.
Возложение на школу нехарактерных ей функций - проф обучение было неверным. Сама расплывчатость формулировки "впритирку подвести учащихся к выбору профессии" давала широкий простор для её осознания и реализации. Было неясно: до какого уровня необходимо "подводить"? Где этот предел "подведения"? Давать ли профессию и какую? Где брать для этого кадры обученных мастеров производственного обучения, надлежащие помещения, станки, оборудование? Школьные бюджеты осилить всё это не могли.
Выход из создавшегося положения предложил министр по профтехобразованию А.П. Думачев. Он пробовал расширить сеть ПТУ, оснастить их учебную базу новым современным производственным оборудованием, закрепить ПТУ за предприятиями, сделав их подразделениями заводов и фабрик. Привлечь в ПТУ наилучшие инженерно-педагогические кадры. Обеспечить их подготовку в Университетах. Но главное - коренным образом поменять сложившийся принцип комплектования контингента учащихся, когда в ПТУ поступали двоечники, слабоуспевающие и хулиганы. Сейчас в ПТУ должны были по конкурсу поступать наилучшие учащиеся школ и выпускники. Конкретно модернизированные ПТУ могли обеспечить страну необходимыми рабочими кадрами. Чтоб повысить престиж и авторитет педагогов ПТУ, Думачев предложил даже ввести для их форму!
Реформа не была осуществлена. Началась горбачёвская «перестройка», и управлению страны стало не до школ и ПТУ. Был взят курс на разрушение Величавой державы. Русский Альянс стал "Империей зла". Все заслуги русского народа объявлялись бесконечной вереницой бед и несчастий, а русская школа - рассадником криминальной идеологии, противником общечеловеческих ценностей.
Но вроде бы не злопыхали демократы-антисоветчики, конкретно русская система образования и коллективистского воспитания сделала СССР 2-ой державой мира за очень маленький исторический срок - наименее 70-ти лет (если учитывать годы революции, Штатской и Величавой Российскей войны, когда рост благосостояния людей был просто неосуществим). Это признали и америкосы. «Но пригодился пуск российского спутника, чтоб вопрос совершенствования школы в целом был поднят на верхушку государственных ценностей», - пишет южноамериканский учёный-педагог Эрнест Л. Бойер. Уже не одно десятилетие америкосы неудачно пробуют реформировать своё образование, идя своим оковём. И как и раньше оно остаётся плохим, ущербным. Потому США обязаны завлекать в большенном количестве профессионалов из других государств, в том числе и из Рф.