Показатели эффективности производства
article 1405
1. Эффективность производства: понятие, характеристики оценки
Неувязка эффективности занимает одно из центральных мест посреди совокупы
заморочек, стоящих перед обществом. В особенности
животрепещущей эта неувязка становится на современном шаге развития экономики в
связи с повышением конкуренции, глобализации бизнеса, повышением
предпринимательских рисков.
Эффективность непростая финансовая категория и для ее измерения
употребляется широкий круг характеристик.
В теории эффективности различают два понятия: эффект и эффективность. Под эффектом понимается итог
производственной деятельности, инвестиций и т.п. Эффективность охарактеризовывает
соотношение эффекта и издержек на его получение.
В критериях рыночной экономики основной целью предпринимательской
деятельности является получение прибыли, потому в качестве аспекта
экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу издержек
ресурсов при высочайшем уровне свойства труда и обеспечения конкурентности
продукции.
Для оценки эффективности деятельности предприятия употребляют разные
характеристики прибыли, которую систематизируют по разным аспектам. /
/
Внедрение того либо другого показателя прибыли для оценки эффективности
работы предприятия находится в зависимости от цели анализа, также от категории
заинтересованных лиц.
Для собственников предприятия важен конечный денежный итог – незапятнанная
прибыль, которую они могут использовать в виде дивидендов либо реинвестировать в
расширение масштабов производства и упрочения собственных рыночных позиций. Для кредиторов энтузиазм представляет величина прибыли до налогообложения. Для
страны энтузиазм представляет налогооблагаемая прибыль, которая служит
источником поступления средств в бюджет.
Для оценки уровня доходности
производства отдельных видов продукции употребляется прибыль от реализации
продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – общая сумма прибыли
от всех видов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки
рентабельности собственного капитала – незапятнанная прибыль, для оценки стойкости
экономического роста предприятия – капитализированная (реинвестированная
прибыль и т.д.).
Прибыль
является абсолютным
денежным показателем работы предприятия. Абсолютные
характеристики прибыли дают
возможность найти их динамику, но не
позволяют дать сравнительную оценку деятельности предприятия во времени либо в сопоставлении с другими
предприятиями.
Прибыль
связана с масштабами производства, находится в зависимости от размеров предприятия, что в
определенной мере ограничивает ее аналитические способности как аспекта
эффективности.
Оценить эффективность функционирования предприятия и бизнес активность
предприятия можно только по относительным показателям доходности либо по
соотношению темпов роста главных характеристик:
совокупных активов (
А), объема продаж
(
РП), и прибыли (
П).
П >
РП >
А
> 100%
( 1 )
Неравенство (
А>100%) указывает, что предприятие увеличивает
экономический потенциал и масштабы собственной деятельности.
Неравенство (
РП>
А) свидетельствует о повышении интенсивности использования
ресурсов на предприятии.
Неравенство (
П >
РП ) свидетельствует о повышении уровня рентабельности
продаж.
Данное соотношение принято именовать «золотым правилом экономики
предприятия».
Для оценки эффективности функционирования предприятия в большинстве случаев употребляют
систему относительных характеристик – характеристик рентабельности (доходности,
прибыльности).
Рентабельность
– охарактеризовывает
степень доходности, выгодности и прибыльности предпринимательской деятельности.
Она измеряется при помощи системы относительных характеристик, характеризующих
эффективность работы предприятия в целом, доходность разных направлений
деятельности (производственной, коммерческой, вкладывательной и т.д.),
выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатель
рентабельности отражает соотношение эффекта (результата) с величиной вложенного капитала либо
потребленных ресурсов.
Характеристики рентабельности употребляют не только лишь для оценки эффективности, но
и как инструмент вкладывательной политики и политики ценообразования.
Характеристики рентабельности в
зависимости от положенных в базу систематизации признаков делятся на характеристики, базирующиеся на накладном
подходе, характеристики, в базе которых лежит ресурсный подход и характеристики,
характеризующие прибыльность продаж.
1. К накладным
показателям рентабельности относятся: рентабельность отдельных видов
продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность
вкладывательной деятельности, рентабельность основной деятельности
Рентабельность основной деятельности охарактеризовывает способность
предприятия без помощи других покрывать свои расходы прибылью и более обширно
применяется для оценки эффективности работы предприятия:
РОД = ПРП /З, ( 2 )
где П РП – прибыль от
реализации продукции (валовая прибыль);
З издержки на создание продукции.
Расчет рентабельности основной деятельности по соотношению издержек на
создание и прибыли от реализации не учитывает отрезок времени меж
созданием и моментом реализации. Потому
для оценки рентабельности основной деятельности нужно соотносить прибыль от реализации с затратами,
приходящимися на реализованную продукцию.
РОД
= ПРП /ЗРП, ( 3 )
где З –
издержки на создание реализованной продукции.
Рентабельность операционной деятельности более много охарактеризовывает окупаемость операционных издержек, потому что при
его определении учитываются не только лишь
результаты от реализации, да и внереализационные результаты.
РОП = ПОП /ЗОП, ( 4 )
где ПОП
– прибыль от операционной деятельности (до выплаты налогов и
процентов);
ЗОП - издержки по операционной
деятельности, относящиеся к реализованной продукции.
Рентабельность операционной деятельности определяется исключительно в целом по
предприятию.
Рентабельность продукции
(товарного выпуска продукции, реализованной продукции, работ, услуг) охарактеризовывает величину прибыли, приходящейся
на рубль реализованной продукции
РПР = ПЧ /
РП,
( 5 )
где РП
– объем реализованной продукции;
ПЧ – незапятнанная прибыль
предприятия.
Рентабельность продукции
охарактеризовывает не только лишь эффективность хозяйствования, да и эффективность
системы ценообразования, уровень конкурентоспособности продукции и величину
спроса на продукцию предприятия.
Рентабельность продукции целенаправлено рассчитывать как по общему объему
реализованной продукции, так и по ее отдельным видам.
На величину рентабельности продукции влияют структура и персональная рентабельность отдельных
видов продукции, которая резко меняется в итоге различной
материалоемкости и трудозатратности их производства.
2. К показателям рентабельности, в базе которых лежит ресурсный
подход (уровень рентабельности определяется отношением прибыли к
общей сумме либо отдельным частям авансированного капитала), относятся
характеристики: рентабельность совокупных активов (общая рентабельность), рентабельность основного капитала,
рентабельность обратного капитала, рентабельность собственного капитала.
Рентабельность капитала
указывает величину прибыли, получаемую вкладчиком капитала с каждого рубля
средств, вложенных в предприятие. Для
оценки рентабельности капитала в современной экономической теории существует
две концепции капитала.
В базе первой концепции лежит
финансовая природа капитала,
которой представляет собой обязательства предприятия перед акционерами,
учредителями, государством, кредиторами, физическими и юридическими лицами (по
признаку принадлежности различают свой и заемный капитал).
Рентабельность собственного капитала охарактеризовывает отношение незапятанной (реализованной ит.п.) прибыли к цены
собственного капитала.
РСК
= ПЧ / СК, ( 6)
где СК
– величина собственного капитала.
Согласно
2-ой концепции капитал определяется как совокупа определенных
вещественных и нематериальных ценностей, другими словами капитал рассматривается в
форме припасов (в активе баланса
отражен основной и обратный капитал).
Для оценки деятельности предприятия важное значение имеет показатель
рентабельности производственных фондов (активов, имущества).
Рентабельность производственных фондов (производства) охарактеризовывает эффективность использования главных и обратных средств.
РПФ
=ПРП / (ОФ + ОБС),
( 7 )
где ОФ
– цена главных производственных фондов;
ОБС
– обратные средства (цена вещественных обратных средств).
Рентабельность главных производственных фондов указывает величину
прибыли, приходящейся на рубль цены главных фондов:
РПФ =ПРП
/ ОФ ( 8 )
Характеристики рентабельности по видам деятельности, продукции, продаж, и
производственных ресурсов полезны в сравнениях снутри отрасли и в динамике по отдельным компаниям и не могут
быть применены для межотраслевых сопоставлений, потому что доходность в различных отраслях зависит не
только от уровня рентабельности издержек и продаж, да и от скорости оборота
капитала.
Скорость оборота капитала
охарактеризовывает коэффициент оборачиваемости, который указывает, сколько рублей выручки приходится на рубль
совокупных активов.
В отраслях с высочайшей
оборачиваемостью капитала высочайшая отдача на вложенный капитал может быть
получена при низком уровне рентабельности продукции. В отраслях с низкой
скоростью оборота капитала, предприятия обязаны иметь высочайший уровень
рентабельности продаж для обеспечения требуемой нормы доходности на вложенный
капитал.
Рентабельность акционерного капитала
охарактеризовывает эффективность использования
капитала акционеров и отражает привлекательность данного предприятия для
вложения капитала.
РАК =( ПЧ – ДПА)/АК
( 9 )
где РАК – рентабельность
акционерного капитала по обычным акциям;
ДПА – дивиденды по
привилегированным акциям;
АК – акционерный
капитал по обычным акциям
3. Прибыльность продаж охарактеризовывает
рентабельность реализованной продукции (рентабельность продаж). Рентабельность
продаж (измененный показатель нормы прибыли) в отличие от
рентабельности продукции охарактеризовывает эффективность производственной и
сбытовой деятельности предприятия
РОП
= ПРП /РП,
( 10 )
где РОД – рентабельность продаж.
Данный показатель рассчитывается в
целом по предприятию и по видам продукции. По уровню агрегирования причин
рентабельность продаж является
всеохватывающим показателем, потому что приращение прибыли может быть вызвано
как насыщенными, так и экстенсивными факторами использования производственных
ресурсов.
Для оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов употребляют
систему личных характеристик эффективности производства: производительность
труда, фондоотдача и фондоемкость, материалоотдача и материалоемкость
продукции. / /
Контрольные вопросы
1. Что
понимается под эффектом и эффективностью
2.
Какое
соотношение должно соблюдаться меж темпами конфигурации совокупных активов,
объема продаж и прибыли
3. Какие
характеристики рентабельности относятся к накладным показателям
4. Что
охарактеризовывает показатель «рентабельность основной деятельности»
5.
Что
охарактеризовывает показатель рентабельность операционной деятельности
6. Дайте
характеристику показателю «рентабельность продукции»
7. Какие
характеристики рентабельности относятся к ресурсным показателям
8. В чем
состоит предназначение рентабельности по видам деятельности
9. Что
охарактеризовывает показатель «рентабельность продаж»
10. Какой
из характеристик рентабельности является всеохватывающим