Эффективное решение производственных проблем и задач
Маркетинг: логистика: виды логистики: закупочная, производственная, распределительная
Значимость закупочной, производственной, распределительной логистики
В ЛЦ любая организация покупает МР у прошлых поставщиков, добавляет
к ним ценность и реализует их последующим потребителям. Таким макаром, МР
все далее передвигаются по цепи поставок, и любая закупка становится
свого рода толчком для продолжения этого перемещения. Таким макаром,
снабжение компаний разными видами МР является механизмом, который
практически запускает МП в движение по цепи поставок.
Закупочная логистика – это деятельность по управлению МП
в процессе снабжения предприятия МР: сырьем, материалами, комплектующими,
продуктами. Она занимается организацией всех видов деятельности, связанных
с получением МР и услуг от поставщиков: закупку, доставку, приемку, временное
хранение МР и др. Снабжение – это принципиальная функция логистики по двум
главным причинам:
1) от цены и свойства МР, своевременности их поставок зависит эффективность
производственного процесса (отсутствие брака, сбоев, простоев, низкая
себестоимость), качество ГП и, в итоге, качество обслуживания
потребителей;
2) на снабжение приходится значимая толика общих расходов предприятия
(в среднем, около 60 %), потому даже маленькие улучшения в этой
области могут принести значительные выгоды.
Таким макаром, действенная организация снабжения является основой для
увеличения эффективности деятельности и конкурентоспособности предприятия.
МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит
ряд производственных звеньев. Управление МП на этом шаге имеет свою специфику
и именуется производственной логистикой. Целью производственной
логистики является понижение издержек и увеличение свойства
продукции в процессе преобразования МП в технологических процессах производства
ГП. Значимость действенного решения задач производственной логистики за
счет оптимизации управления МП определяется понижением себестоимости, времени
выполнения заказов, оперативным реагированием на конфигурации рыночного спроса
по количеству и ассортименту продукции и, в конечном счете, увеличением
эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятии.
Значимость распределительной логистики определяется тем, что улучшение
работы в сфере рассредотачивания продуктов не просит таких огромных дополнительных
финансовложений, как, к примеру, освоение выпуска нового продукта, и при
этом обеспечивает высшую конкурентоспособность поставщика за счет понижения
себестоимости, сокращения времени выполнения заказа, соблюдения согласованного
графика поставок. Деньги, вложенные в сферу рассредотачивания,
оказывают влияние на положение поставщика на рынке еще посильнее, чем те же средства,
вложенные в сферу производства. Другими словами высочайшая конкурентоспособность
зависит не от величины серьезных вложений, а от умения верно организовать
логистический процесс.
Главные задачки и цели закупочной, производственной, распределительной
логистики
Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного
МП в компанию с очень вероятной экономической эффективностью.
Базу экономической эффективности составляет поиск и закупка нужных
материалов удовлетворительного свойства по наименьшим ценам. К главным
задачкам закупочной логистики относят:
· информационные: определение
потребности в МР; исследование рынков закупок; задачка "сделать либо
приобрести"; задачка выбора поставщика;
· задачки реализации;
· задачки интеграции
и координации закупок с созданием, сбытом, складированием,
транспортированием, также с поставщиками:
1) тесное взаимодействие с подразделениями, использующими МР, развитие
отношений, осознание их запросов;
2) обсуждение ассортимента, объемов, сроков, цены, требований по
качеству, упаковке, таре и других характеристик поставок с заинтересованными
сторонами (конструкторами, технологами, производственниками, спецами
по УЗ, складскими работниками, транспортниками и др.);
3) согласование деятельности подразделений предприятия, участвующих в
продвижении МП от поставщика к месту его конкретного использования
на предприятии;
4) анализ отношений с поставщиками, отбор поставщиков для организации
длительного сотрудничества, соблюдение правил работы с поставщиками
и т.п.
К общим задачкам (функциям) производственной логистики относятся:
1) планирование и диспетчирование производства на базе прогноза
потребностей в ГП и заказов потребителей;
2) разработка планов-графиков производственных заданий цехам и др.
производственным подразделениям;
3) разработка графиков запуска-выпуска продукции, согласованных со
службами снабжения и сбыта;
4) установление нормативов незавершенного производства и контроль за их
соблюдением;
5) оперативное управление созданием и организация выполнения
производственных заданий;
6) контроль за количеством и качеством ГП;
7) роль в разработке и реализации производственных инноваций;
8) контроль за себестоимостью производства ГП.
Задачки распределительной логистики:
· на микроуровне
- планирование процесса реализации продукта,
- организация получения и обработки заказа,
- выбор вида упаковки, принятие решений о комплектации, организация
выполнения операций, предыдущих отгрузке,
- организация отгрузки продукции,
- организация доставки и контроль транспортирования.
- организация послереализационного обслуживания;
· на макроуровне
- выбор схемы рассредотачивания МП (канала доведения продукции
до потребителя?),
- определение рационального количества РЦ (складов).
- определение рационального места расположения РЦ (складов)
на обслуживаемой местности и др.
Толкающие и тянущие системы
Толкающая система – это такая организация движения
МП, при которой МР подаются с предшествующей операции на следующую в согласовании
с заблаговременно сформированным жестким графиком. МР «выталкиваются» с 1-го
звена ЛС на другое (рис.7.1). Каждой операции общим расписанием устанавливается
время, к которому она должна быть завершена. Приобретенный продукт «проталкивается»
далее и становится припасом незавершенного производства на входе последующей
операции. Другими словами таковой метод организации движения МП игнорирует то,
что в текущее время делает последующая операция (занята выполнением совершенно
другой задачки либо ждет поступления продукта для обработки). В итоге
возникают задержки в работе и рост припасов незавершенного производства.
Рис. 7.1. Принципная схема толкающей системы
Тянущая система – это такая организация движения МП,
при которой МР подаются («вытягиваются») на последующую технологическую
операцию с предшествующей при необходимости, а потому жесткий график
движения МП отсутствует. Размещение заказов на пополнение припасов МР либо
ГП происходит, когда их количество добивается критичного уровня (рис.
7.2).
Рис. 7.2. Принципная схема тянущей системы
Тянущая система базирована на «вытягивании» продукта следующей
операцией с предшествующей операции тогда времени, когда следующая
операция готова к данной работе. Другими словами когда в процессе одной операции завершается
обработка единицы продукции и посылается сигнал-требование на предшествующую
операцию. И предшествующая операция посылает обрабатываемую единицу далее
только тогда, когда получает на это запрос.
Логистические концепции MRP (планирование потребности
в материалах) и JIT (точно в срок) в производственной логистике
MRP (планирование потребности в материалах)
Мысль концепции «планирования потребностей в материалах» –
поначалу определяется, сколько и в какие сроки нужно произвести ГП.
Потом определяются время и нужные количества МР для выполнения производственного
расписания. Концепции «планирования потребностей/ресурсов» реализуют толкающие
системы. Основная цель концепции – обеспечение
потока плановых количеств МР и припасов продукции на горизонте планирования.
Нужные условия реализации концепции «планирование
потребностей/ресурсов»: внедрение действенных математических способов
прогнозирования, планирования, организации производственных процессов;
наличие средств вычислительной техники, позволяющей заавтоматизировать
решение оптимизационных задач, планирование и управление созданием,
оперативное управление технологическими процессами.
При выборе способа организации управления МП нужно узнать, с каким
видом спроса имеет дело организация: зависимым либо независящим. Если общий
спрос формируется огромным количеством отдельных покупателей, любой из
которых независимо от других нуждается в каком-то товаре, то имеет место
независящий спрос. Если же, к примеру, производитель употребляет
ряд компонент для производства продукта, то спрос на любой из этих
компонент связан вместе и находится в зависимости от производственного плана
производства конечного продукта. В данном случае имеет место зависимый
спрос. При зависимом спросе становится вероятным планирование потребности
в материалах (material requirements planning) либо MRP. Сущность
этого подхода заключается в расчете потребностей во всех видах материалов,
сырья, девайсов, деталей, нужных для производства каждого продукта
из основного графика в требуемом объеме, и подаче соответственных заказов
на поставку.
Достоинства MRP
· MRP оперирует данными не
о прошедшем потреблении, а о будущих потребностях.
· Понижение объема припасов, т.е.
экономия денег, площадей, персонала и т.д.
· Увеличение скорости оборачиваемости
припасов.
· Отсутствие задержек, вызванных
нехваткой материалов.
· Уменьшение количества срочных
заказов.
· Возможность использования
данных MRP для планирования других логистических видов деятельности как
на предприятии, так и в цепи поставок.
Препядствия MRP
· Требуется большой объем
подробной и четкой инфы и нужных вычислений.
· Низкая упругость не позволяет
оперативно реагировать на наружные конфигурации.
· Наличие очень сложных систем
управления большой размерности и загруженности, что может повлечь существенное
число сбоев в системе.
· Размер заказов, предлагаемый
MRP, может быть неэффективен.
· MRP может не учесть ограничений
по мощности и другим характеристикам.
· Дорогостоящее и длительное
внедрение.
Одним из масштабных расширений MRP является планирование производственных
ресурсов (manufacturing resource planning) либо MRPII, предусматривающее
планирование всех другим производственных ресурсов: служащих, оборудование,
сооружений, денег, транспорта и т.д.
Концепция "точно в срок" (JIT)
Мысль концепции "точно в срок" – синхронизация процессов
доставки МР и ГП в нужных количествах
точно к тому моменту, когда звенья логистической цепи в их нуждаются
для выполнения заказа, данного подразделением-потребителем. Концепции
«точно в срок» реализуют тянущие системы. Цель
концепции «точно в срок» – минимизация
издержек, связанных с созданием припасов. Нужные условия
реализации концепции JIT:
· наличие в экономической системе
надежных поставщиков;
· внедрение систем обмена
информацией о требуемых МР, к примеру, канбан для JIT;
· высочайшая скорость физической
доставки МР, в том числе за счет сокращения времени промежного хранения
и ожидания грузопереработки;
· четкая информация о текущем
состоянии производства, четкие прогнозы на наиблежайшее будущее. Для этого
при организации и оперативном управлении производственных процессов должны
употребляться надежные телекоммуникационные системы и информационно-компьютерная
поддержка.
В базе этой концепции лежит уверенность, что припасы появляются из-за
отвратительного управления, нехороший координации работ и потому трудности прячутся
в припасы. Отсюда следует вывод, что нужно найти предпосылки, вызывающие
разницу меж предложением и спросом, сделать лучше выполнение операций, после
чего припасы пропадут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие
как набор заморочек, мешающих действенному выполнению операций, к примеру,
огромное время выполнения заказов, непостоянность доставки заказов, несбалансированные
вместе операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные
материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП,
очень большой объем картонной работы и почти все другое. Менеджеры пробуют
решить эти трудности, создавая припасы, приобретая дополнительные мощности,
устанавливая запасное оборудование, приглашая профессионалов по «тушению
пожаров» и т.д. Но по сути эти деяния только скрывают предпосылки
заморочек. Конструктивный подход состоит в том, чтоб выявить истинные
препядствия и решить их.
Достоинства JIT
В неких организациях, внедривших JIT, вышло сокращение припасов
на 90 %; площадей, на которых производятся работы, – до 40 %;
издержек на снабжение – до 15 % и т.д. К преимуществам JIT относятся:
· сокращение припасов
материалов и незавершенного производства;
· сокращение времени
выполнения припасов;
· сокращение времени
производства продукции;
· увеличение производительности;
· внедрение
оборудования с более высочайшей загрузкой;
· увеличение свойства
материалов и ГП;
· понижение объема
отходов;
· более ответственное
отношение служащих к работе;
· улучшение отношений
с поставщиками;
· возникновение привычки
конструктивно решать возникающие в процессе работы задачи.
Задачи реализации JIT
· Высочайшие начальные
инвестиции и издержки на реализацию JIT (покупка высококачественного дорогостоящего
современного оборудования, издержки на подготовку профессионалов и на высшую
зарплату, увеличение издержек на создание вследствие маленьких
партий выпуска и т.д.).
· Неспособность
управляться с неожиданными обстоятельствами (поломки, стачки работников
поставки и др.).
· Зависимость от
высочайшего свойства поставляемых материалов.
· Необходимость
работать в размеренном производстве, хотя спрос нередко колеблется.
· Понижение гибкости
в ублажении меняющихся запросов потребителей.
· Трудность сокращения
времени на переналадку и связанных с этим издержек.
· Неспособность
отдельных поставщиков работать в режиме JIT.
· Трудности привязки
JIT к другим информационным системам партнеров.
· Необходимость
конфигурации общей планировки сооружений.
· Работа служащих
в обстановке завышенного стресса.
· Отсутствие духа
сотрудничества и доверия меж работниками.
· Неспособность
отдельных служащих взять на себя огромную ответственность.
Варианты распространения деяния концепций MRP
и JIT на цепь поставок
Распространение подхода MRPII на предприятия ЛЦ в согласовании с тенденцией
наружной интеграции получило заглавие планирование потребностей предприятия
(enterprise requirements planning), либо ERP. Пусть система
MRP производителя обусловила требуемый объем поставок какого-то материала.
Электрический обмен данными может связать систему MRP с системой поставщика.
Тогда поставщик, зная, когда и сколько он должен доставить материалов,
может начать составлять графики для собственных операций, чтоб успеть к сроку.
Если поставщики второго уровня связаны с системой MRP поставщика первого
уровня, то они также могут начать свои изготовления. Таким макаром, начальное
сообщение перемещается по цепи поставок вспять, обеспечивая интегрированное
планирование в границах всей ЛЦ.
На техническом уровне воплотить систему ERP помогает электрический обмен данными,
система электрических платежей, Веб и др. Задачи состоят в том,
чтоб достигнуть полного доверия меж организациями, обеспечить наличие
согласованных систем на различных предприятиях и т.п. Программное обеспечение
ERP стало доступно с 1990-х годов. В текущее время рынок для него развивается
очень стремительно, на нем находятся такие компании как, SAPAG, BAAN, JD
Edwards, SSA, PeopleSoft, Frontstep Inc. Некие компании, к примеру
Frontstep Inc, работают на местности Рф и СНГ, при этом программное
обеспечение приспособлено к российскому законодательству и условиям работы
на русских рынках.
JIT принуждает поставщиков поменять способы работы, чтоб обеспечивать более
резвые поставки, более высочайшее качество, наименьшие партии и абсолютную
надежность. Тривиальный метод удовлетворять эти требования – самим
поставщикам взять на вооружение способы JIT. Это гарантирует, что вся ЛЦ
будет работать согласованно на базе одних и тех же целей и принципов.
Концепция действенной реакции на запросы потребителей (efficient
consumer response), либо ECR подразумевает расширение
зоны JIT на всю цепь поставок. Еще употребляются наименования стремительная реакция
(quick response, QR), планирование непрерывного пополнения (continuous
replenishment planning, CPR).
В критериях ECR сообщение о требуемых материалах идет вспять через цепь
поставок, в итоге чего МР передвигаются вперед, т. е. ECR «протягивает»
МР через организации, входящие в ЛЦ.