Эффективное решение производственных проблем и задач
Планирование на предприятии: суть и функции планирования в управлении
ТЕМА 1. Суть И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ
1.1. Главные понятия. Предмет, способ и задачки планирования
В критериях рыночной экономики устойчивость и фуррор хоть какого хозяйствующего субъекта может обеспечить только действенное планирование его экономической деятельности. Планирование работает в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, обхватывает систему принципов, способов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью увеличения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.
Суть планирования в критериях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях грядущих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора лучших методов их воплощения, на базе более полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска продуктов, выполнения работ и оказания услуг и установления таких характеристик их производства, рассредотачивания и употребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению предсказуемых в дальнейшем высококачественных и количественных результатов. На сегодняшнем шаге развития для большинства русских компаний главной целью планирования является получение наибольшей прибыли. При помощи планирования руководители компаний обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.
Рыночное планирование на предприятии служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.
План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение хотимого результата.
План содержит такие этапы, как: цели и задачки; пути и средства их реализации; ресурсы, нужные для выполнения намеченных целей; пропорции, т.е. поддержание пропорциональности меж отдельными элементами производства; компанию выполнения плана и контроль.
Планирование внутрипроизводственной деятельности является на предприятии принципиальной функцией управление созданием. Общие функции управления конкретно относятся к плановой деятельности компаний, а они в свою очередь служат их основой. Это обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов планирования, координация планов, мотивация плановой деятельности, контроль планов, оценка результатов, изменение планов и т.п.
Главные экономические, организационные, управленческие и социальные функции предприятия должны быть в процессе планирования его развития плотно сплетены с избранной хозяйственной деятельностью и довольно много отражаться как в короткосрочных, так и в длительных планах.
Рыночное планирование на предприятии должно служить основой организации и управления созданием, являться нормативной базой для выработки и принятия оптимальных организационных и управленческих решений. Во внутрипроизводственном плане, как и в любом другом, отдельные части либо функции соединяются воединыжды в единую всеохватывающую систему социально-экономического развития предприятия.
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом исследования которой выступает система свободных рыночных отношений меж трудом и капиталом в процессе производства, рассредотачивания и употребления вещественных и духовных ценностей.
В современном российском производстве функции планирования на предприятиях определяют не только лишь основной предмет планово-экономической деятельности, да и приемущественно объект этого планирования.
Методология планирования на предприятиях обхватывает совокупа теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и общепризнанных передовой практикой способов разработки планов.
Методика планирования охарактеризовывает состав используемых на том либо ином предприятии способов, методов и приемов обоснования определенных плановых характеристик, также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки всеохватывающего плана социально-экономического развития является для каждого предприятия очень сложным и трудозатратным предметом деятельности и потому должен осуществляться в согласовании с принятой технологией планирования. Она регламентирует признанный порядок, установленные сроки, нужное содержание, требуемую последовательность процедур составления разных разделов плана и обоснование его характеристик, также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, многофункциональных органов и плановых служб и совместной ежедневной деятельности.
Методология, методика и разработка плановой деятельности на предприятиях в более полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим либо итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят разные наименования: полный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачкам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава грядущих плановых заморочек, определение системы ожидаемых угроз либо предполагаемых способностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует выполнить предприятие в грядущий период, проектирование хотимого грядущего организации;
- планирование главных средств заслуги поставленных целей и задач, выбор либо создание нужных средств для приближения к хотимому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры нужных ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, также практические данные и факты. Теория планирования употребляет такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к увеличению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках нужных ресурсов для организации производства определенного количества продуктов и получению наибольшей прибыли.
В исследовании экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных способа научных исследовательских работ. 1-ый именуется индуктивным и подразумевает создание экономических теорий и принципов на базе сбора и анализа фактов. 2-ой - дедуктивный, либо гипотетичный, он значит формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая потом при помощи фактов подтверждается либо опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие способы экономических исследовательских работ, которые являются ориентиром при сборе и классификации эмпирических данных. Как следует, современные финансовая теория и научные способы исследования, сначала анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и многообещающего прогнозирования развития компаний.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях плотно сплетена с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов-менеджеров. Это, сначала, такие дисциплины, как маркетинг, менеджмент, экономика предприятия, организация производства, нормирование труда, разработка отрасли, управление затратами, бухгалтерский учет, статистика и другие.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень заслуги данных плановых характеристик, социально-экономических и других целей. Сопоставление планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, да и степени научной разработанности используемых способов планирования на предприятии.
1.2. Система планов на предприятии и их связь
В хозяйственной практике российских компаний общепризнано выделяются две главные системы либо вида рыночного планирования: технико-экономические и оперативно-производственные.
Технико-экономическое планирование предугадывает разработку целостной системы характеристик развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени деяния. В процессе данного шага планирования обосновываются рациональные объемы производства на базе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются нужные производственные ресурсы и инсталлируются оптимальные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические характеристики и т.п.
Оперативно-производственное планирование является следствием технико-экономического и представляет собой его следующие развитие и окончание. На данном шаге инсталлируются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются различные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства.
Система планов на предприятии может быть систематизирована по таким главным классификационным признакам как:
1) по содержанию следует выделить: технико-экономические, оперативно-производственные, организационно-технические, социально-трудовые, снабженческо-сбытовые, денежные, бизнес-планирование, стратегическое, программное и другие;
2) по уровню управления зависимо от числа линейных звеньев на предприятии различают такие виды, как корпоративное и заводское – на высшем уровне управления. На среднем уровне применяется цеховая система планирования, на нижнем – производственная, которая обхватывает участки, бригады и рабочее место;
3) по способам обоснования находят применение системы рыночного, индикативного и административного либо централизованного планирования;
4) по времени охвата планирование бывает короткосрочным либо текущим (один год, квартал, декада либо неделя), среднесрочным в границах (1-3 лет) и длительным либо многообещающим (от 3 до 10 лет);
5) по сфере внедрения планирование разделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и личное;
6) по стадиям разработок планирование бывает подготовительным, на шаге которого разрабатываются проекты планов, и окончательным;
7) по степени точности планирование бывает уточненным и укрупненным. Точность планов в основном находится в зависимости от используемых способов, нормативных материалов, сроков планирования и от уровня квалификации разработчиков планов;
8) по типам целей планирование может быть оперативным, тактическим, стратегическим и нормативным.
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, нужных для заслуги заблаговременно установленных либо обычных целей (к примеру, захватить лидерство на рынке сбыта продукции).
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для заслуги данных либо текущих для предприятия результатов.
Нормативное планирование просит открытого и обоснованного выбора средств, задач, целей и эталонов. Оно не имеет установленных границ либо фиксированного горизонта. В таком планировании решающую роль играет верный выбор эталона либо миссии предприятия.
В забугорной науке и практике в планировании грядущего компании принято выделять четыре главных вида ориентации либо технологии составления планов.
По систематизации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное планирование базируется на анализе предыдущего опыта и истории развития производства и в большинстве случаев опирается на старенькые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные задачи по отдельности, а не как подобающую систему, и поэтому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Не считая того, оно основывается на неверном представлении, что если избавиться от ненадобного, то получится требуемый итог. Это планирование начинает менеджер низшего звена с списка того, что необходимо предугадать для грядущих конфигураций. Потом разрабатывается проект отыскания и устранения предпосылки недочетов, делается оценка издержек и результатов по каждому проекту и инсталлируются нужные ценности. Дальше отбирается проект, предполагающий обычно расходование огромных ресурсов, чем требуется в реальных критериях. Отобранный проект плана передается конкретному руководителю, который после собственной корректировки направляет его на последующий уровень управления. Передача проекта длится до того времени, пока сводные планы не добиваются высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий окончание аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, направленное на прошедшее, очень нередко приводит к вытеснению товаров и услуг этих компаний не только с наружного, да и внутреннего рынка, так как другие компании лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.
Инактивное планирование ориентируется на имеющееся положение предприятия и не предугадывает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Собственный стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность либо эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех есть те предприятия с инактивным стилем управления, у каких выживание не находится в зависимости от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно отыскать на муниципальных предприятиях, в административных учреждениях, экономных организациях, также в отделах обслуживания и многофункциональных службах разных компаний (компаний). Инактивное планирование, направленное на истинное, не содействует экономическому росту и развитию российских компаний.
Преактивное планирование ориентировано на воплощение непрерывных конфигураций в разных сферах деятельности компаний (компаний). В собственном стремлении к наилучшему преактивисты опираются на все заслуги науки и техники, обширно используют опыт и прогнозирование, но не много употребляют скопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования грядущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования наружных критерий, потом формулируются важные цели предприятия и его стратегия как целостная программка их заслуги. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем далее в будущее просачивается прогноз, тем больше возможная ошибка. Потому действенная подготовка вероятна в наилучшем случае для относительно близкого грядущего. Как следует, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть действенным только для относительно недлинного периода.
Интерактивное планирование заключается в проектировании хотимого грядущего и изыскании путей его построения. Такое планирование потому быстрее концентрируется на повышении результативности с течением времени, его цель максимизировать свою способность учиться и приспособиться либо развиваться. Ускорение социально-экономических конфигураций делает обучение и адаптацию главными моментами интерактивного планирования. Ни одну делему как для экономики либо общества в целом, так и для отдельного предприятия (конторы) нельзя решить навечно либо навечно, и потому по мере ускорения конфигураций период деяния планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной задачи делает новые, время от времени и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, к примеру, определяется в одинаковой мере переходом как от обычных заморочек к сложным, так и от сложных решений к обычным. Интерактивное планирование, направленное на взаимодействие прошедшего, реального и грядущего, ориентировано на увеличение уровня личного, организационного и публичного развития предприятия и всей страны и улучшение свойства жизни людей.
Содержание рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными наружными и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система характеристик, способы и разработка составления планов и т.п.
Всякое планирование как процесс практической деятельности включает обычно несколько шагов либо стадий, основное предназначение которых состоит в последующем:
формулирование состава грядущих плановых заморочек, определение системы ожидаемых угроз либо предполагаемых способностей развития предприятия либо компании;
обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует выполнить предприятие в грядущий период, проектирование хотимого грядущего организации;
планирование главных средств заслуги поставленных целей и задач, выбор либо создание нужных средств для приближения к хотимому будущему;
определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры нужных ресурсов и сроков их поступления;
проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
Приведенный порядок планирования обширно всераспространен на американских фирмах. На российских предприятиях также применяется схожая разработка планирования, содержащая три главных шага практической деятельности:
1) составление планов, принятие решений о будущих целях организации и методах их заслуги;
2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных характеристик деятельности предприятия;
3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических характеристик и улучшение деятельности предприятия.
Верный выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на русских предприятиях имеет существенное значение не только лишь для обоснования целей и планов, да и увеличения эффективности производства и свойства производимых продуктов и услуг, выхода на наружный рынок.
1.3. Принципы и способы планирования
Планирование деятельности является на каждом предприятии более принципиальной функцией производственного менеджмента. В планах отражаются все принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится финансовая оценка издержек и ресурсов, также конечных результатов производства. В процессе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программку собственных действий, устанавливают главную цель и итог совместной работы, определяют роль каждого отдела либо работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана в единую экономическую систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о единой полосы трудового поведения в процессе выполнения принятых планов.
В первый раз общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве главных требований к разработке программки действий либо планов предприятия им были сформулированы 5 принципов:
- принцип необходимости планирования значит повсеместное и непременное применение планов при выполнении хоть какого вида трудовой деятельности. Этот принцип в особенности важен в критериях свободных рыночных отношений, так как его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям оптимального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
- принцип единства планов предугадывает разработку общего либо сводного плана социально-экономического развития предприятия, другими словами все разделы годичного плана должны быть тесновато увязаны в единый полный план. Единство планов подразумевает общность экономических целей и взаимодействие разных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
- принцип непрерывности планов состоит в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления созданием, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными меж собой и должны осуществляться повсевременно и без остановки;
- принцип гибкости планов плотно сплетен с непрерывностью планирования и подразумевает возможность корректировки установленных характеристик и координации планово-экономической деятельности предприятия;
- принцип точности планов определяется многими факторами, как наружными, так и внутренними. Но в критериях рыночной экономики точность планов тяжело соблюсти. Потому всякий план составляется с таковой точностью, которую вожделеет достигнуть само предприятие, с учетом его денежного состояния, положения на рынке и других причин.
В современной практике планирования кроме рассмотренных традиционных широкую известность имеют общеэкономические принципы.
1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности разных подразделений почти во всем зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других причин. Они все образуют целостную всеохватывающую систему плановых характеристик, так что всякое количественное либо высококачественное изменение хотя бы 1-го из их приводит, обычно, к подходящим изменениям многих других экономических характеристик. Потому нужно, чтоб принимаемые плановые и управленческие решения были всеохватывающими, обеспечивающими учет конфигураций как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.
2. Принцип эффективности просит разработки такового варианта производства продуктов и услуг, который при имеющихся ограничениях применяемых ресурсов обеспечивает получение большего экономического эффекта. Понятно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии разных ресурсов на создание единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.
3. Принцип оптимальности предполагает необходимость выбора наилучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких вероятных альтернатив.
4. Принцип пропорциональности, т.е. равновесный учет ресурсов и способностей предприятия.
5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.
6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.
7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню осознания разработчиков и юзеров плана.
Как следует, главные принципы планирования ориентируют предприятие на достижение лучших экономических характеристик. Многие принципы тесновато взаимосвязаны и переплетены меж собой. Некие из их действуют в одном направлении, к примеру, эффективность и оптимальность. Другие, к примеру упругость и точность, в различных направлениях. Вместе с рассмотренными важными принципами планирования огромное значение в рыночной экономике имеют принципы роли и холизма в разработанном Р.Л Акоффом новеньком способе интерактивного планирования.
Принцип роли указывает активное воздействие персонала на процесс планирования. Он подразумевает, что никто не может планировать отлично для кого-либо другого. Лучше планировать себе – непринципиально как плохо, чем быть планируемым другими – непринципиально как отлично. Смысл этого: прирастить свои желания и возможности удовлетворить потребности как собственные, так и чужие. При всем этом основная задачка проф плановиков состоит в стимулировании и облегчении планирования другими себе.
Принцип холизма состоит из 2-ух частей: координация и интеграция.
Координация устанавливает, что деятельность ни одной части предприятия нельзя планировать отлично, если ее делать независимо от других объектов данного уровня, а возникшие задачи нужно решать вместе.
Интеграция определяет, что планирование, осуществляемое независимо на каждом уровне, не может быть настолько же действенным без связи планов на всех уровнях. Потому для ее решения нужно изменение стратегии другого уровня.
Сочетание принципов координации и интеграции дает узнаваемый принцип холизма. Согласно ему, чем больше частей и уровней в системе, тем выгодней планировать сразу и во взаимозависимости. Эта концепция планирования «сразу всеми» противоборствует поочередному планированию как сверху вниз, так и снизу ввысь.
Есть также такие принципы планирования, как централизованный, децентрализованный и комбинированный.
Зависимо от основных целей либо главных подходов применяемой инфы, нормативной базы, используемых путей получения и согласования тех либо других конечных плановых характеристик принято различать последующие способы планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический способ основан на расчленении выполняемых работ и группировке применяемых ресурсов по элементам и связи, анализе критерий более действенного их взаимодействия и разработке на этой базе проектов планов.
Экспериментальный способ – это проектировка норм, нормативов и моделей планов на базе проведения и исследования замеров и опытов, также учета опыта менеджеров, плановиков и других профессионалов.
Отчетно-статистический способ состоит в разработке проектов планов на базе отчетов, статистики и другой инфы, характеризующей реальное состояние и изменение свойства деятельности предприятия.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых способов не применяется в чистом виде.
1.4. Функции и структура плановых служб предприятия
В базе действенного планирования на предприятии лежит системный подход, основанный на всестороннем и поочередном исследовании состояния предприятия, его внутренней и наружной среды. Системный анализ призван отыскать ответы на последующие вопросы о работе предприятия:
1. Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
2. В какой сфере и в каких критериях действует предприятие?
3. Как скооперировано предприятие и как оно работает в реальности?
4. Какая политика и практика предприятия действуют в реальный период?
5. Каковы главные ценности управления предприятия?
6. Как работало предприятие в прошедшем и как оно работает на данный момент?
7. Какова структура акционерного капитала?
8. Что представляют собой соперники предприятия, какова их толика на рынке и как она меняется?
9. Какие законы и правительственные постановления оказывают влияние на работу предприятия, и каким образом?
Приобретенные в процессе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все главные причины, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.
Планирование и управление экономической деятельностью плотно сплетены меж собой такими функциями производственного менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль выполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Главные функции высшего управления предприятия состоят в установлении единой стратегии развития либо в обосновании цели планирования, выборе главных методов ее заслуги, определении способов и технологии разработки планов. Руководители других звеньев управления, также спецы плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции заходит также анализ наружной и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития собственных подразделений, расчет и оценка нужных ресурсов, плановых характеристик и т.д.
Управление планово-экономических служб компаний производят общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и многообещающей плановой деятельностью. Персонал службы планирования вместе с высшим управлением учавствует в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, разработке нужной нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности.
В планировании собственной деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и многофункциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро либо проф группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит сначала от размеров производства, свойства продукции, положения на рынке, формы принадлежности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции производятся экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие без помощи других выбирает структуру собственных планово-экономических органов.
Основой для выбора организационных структур на предприятии служат обычно многообещающие планы на развитие, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений разных категорий персонала и многие другие причины. Примером линейного подчинения экономических служб на больших предприятиях могут быть названы поочередные структурные звенья: генеральный директор → главный экономист → планово-экономическое управление → планово-финансовый отдел → планово-расчетное бюро. При многофункциональной подчиненности право принимать решения и давать руководящие указания предоставляется применительно к определенным функциям независимо от того, кто их производит.
При линейно-функциональной структуре управления по каждому уровню формируется состав служб, пронизывающий все предприятие «сверху донизу» (рис.1.1).
Рис. 1.1. Линейно-функциональная структура управления предприятием
В критериях рыночной экономики существует огромное количество типов организационных структур, в которые органично должны вливаться плановые службы. Это дивизиональная, продуктовая, матричная, проектная и т.д., выбор которых определяется стратегическими задачками предприятия.
На больших американских предприятиях все работы по планированию делятся меж многими исполнителями на определенные функции, этапы и сроки.
1. Центральный плановый отдел сформировывает цели (30 ноября). Высшее управление рассматривает вопросы прибыли, финансовложений и расширения сбыта.
2. Центральный плановый отдел рассылает для ориентации производственных подразделений записки, содержащие предполагаемые денежные характеристики, объемы сбыта, размеры прибыли и издержек на предстоящие 5 лет.
3. Производственные подразделения выдвигают свои характеристики (31 января). Каждое подразделение представляет денежный план на наиблежайшие годы и отчет о результатах работы по прогнозированию спроса, действий соперников, техническим новаторствам. Представители высшего управления за это время посещают каждое подразделение и знакомятся с ходом работ.
4. Центральный плановый отдел утверждает цели и главные денежные характеристики (28 февраля). К этому времени отдел определяет соответствие реальных способностей заслуги подразделениями предложенных высшим управлением плановых характеристик. Производственные подразделения пересматривают план на 2-ое полугодие (31 марта) и по мере надобности изменяют денежный бюджет на этот период.
5. Центральный отдел планирования утверждает пересмотренный план на 2-ое полугодие (30 апреля). Этот план включает уточненные характеристики на оставшийся период года.
6. Производственные отделы составляют планы на два года (30 апреля). Эта работа является продолжением 4-ого шага. Двухгодовой план составляется с учетом конфигурации технологии, критерий рынка и т.д. Подразделения составляют баланс на каждый месяц первого года и каждый квартал второго, планируют поступление наличных средств и их внедрение.
7. Производственные подразделения представляют заявки на требующиеся им деньги (30 апреля). Эти средства распределяются лишь на те проекты, которые должны осуществляться в течение 2-ух лет.
8. Производственные отделы составляют прогноз на 5 лет (30 апреля) по сбыту всех видов выпускаемой продукции по годам. Вместе с прогнозами сбыта намечается примерная сумма издержек и ожидаемая прибыль.
9. Производственные подразделения представляют (31 мая) сводку принятых подразделениями характеристик, сведения о вероятном поступлении денег, заявку на требуемые инвестиции, прогноз сбыта продукции на 5 лет.
10. Высшее управление воспринимает решение (30 июня) о рассредотачивании денег на проекты подразделений и общепроизводственные расходы.
11. Все службы составляют свои планы и бюджеты (31 августа), которые врубаются в общий план и получают нужные денежные средства.
12. Высшее управление утверждает все планы и бюджеты (30 сентября).
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой планирование в критериях рыночной экономики? Какой круг заморочек оно решает?
2. В чем заключается суть планирования в свободных рыночных отношениях? Какие цели оно делает?
3. Какие главные функции позволяет производить планирование на предприятии? В чем они выражаются?
4. Каким главным требованиям должен соответствовать план? Что значит упругость плана?
5. Что служит предметом планирования? Что является объектом планирования?
6. Что выступает результатом планирования? В чем он выражается?
7. Какие виды планирования используются на предприятиях?
8. Как осуществляется рыночное планирование? В чем состоит суть индикативного планирования?
9. Какие есть принципы планирования? Что означают сформулированные Р.Л. Акоффом принципы роли и холизма?
10. Какие главные стадии можно выделить в процессе планирования? С чего начинается и чем заканчивается планирование?
11. Какие способы планирования могут применяться на предприятии? В чем заключается нормативный способ?
12. Какие главные функции делают планово-экономические службы на предприятиях? Какие подразделения занимаются разработкой плановых нормативов?