Эффективное решение производственных проблем и задач

Журнальчик компас промышленной реструктуризации

Как вынуть "гиппопотама из
болота"?
(увеличение эффективности промышленного производства
при наименьшем инвестировании)

А.В. Подкатилин
- Управляющий Центра производственных технологий
Института предпринимательства и инвестиций, г. Москва

Не многим понятно,
что с января 2001года в регионах Рф удачно, но без всякой
маркетинговой "шумихи", проводится уникальный опыт
по "резкому и значительному увеличению эффективности промышленного
производства при наименьшем инвестировании": идет непрерывная
цепочка практических семинаров по освоению конкретно на
производстве "Технологии Действенных Решений" (ТЭР).
Устроитель опыта - Институт предпринимательства и инвестиций
(ИПИ).
За два с излишним года проведено около шестидесяти практических
семинаров по ТЭР с действенным решением реальных производственных
задач в городках: Иваново, Величавый Новгород, Набережные Челны,
Рязань, Ярославль, Курск, Белгород, Томск, Петрозаводск, Киров,
Тамбов, Саратов, Железногорск (Красноярск-26); Москва, Калуга,
Мичуринец, Белоснежные Холуницы, Гомель, Челябинск, Сегежа, Анталия
и др.
О высочайшей востребованности ТЭР в индустрии молвят сотки
положительных отзывов слушателей и неоднократные повторные семинары.
К примеру, в Кирове проведено уже двенадцать повторных семинаров;
в Тамбове - одиннадцать; в Томске и Москве - по четыре; в Петрозаводске,
Калуге, Железногорске - по три; в почти всех других - по два.
Длительность семинаров от 3-х до 5, пореже - до 10
дней. Специфичная особенность семинаров по ТЭР - только
прикладной нрав: на трехдневных (вводных) семинарах - обычно
решается одна-две реальных производственных задачки; на пятидневных
- половина времени уходит на решение "тяжелых" практических
задач; на десятидневных - основное время расходуется на улучшение
реальных сложных бизнес-процессов.
Приблизительная прибыль от действенных решений на семинарах и
после их, зависимо от подготовленности и значимости поставленной
задачки, варьируется от тыщ до миллионов рублей. Повторные пятидневные
и десятидневные семинары, обычно, "самоокупаемы".
После семинаров на неких предприятиях создаются организационные
структуры: "опорные центры ТЭР". Несколько компаний
при помощи ТЭР выведены из состояния полного развала на выгодный
уровень, фактически без вербования инвестиций.
Подведем усмотрительный результат: ТЭР - это эффективное антикризисное
орудие, фактически пока неведомое штатскому обществу (т.к.
создавалось в "оборонке" с 80 годов и до 2000г. не публиковалось).
Неувязка - в необходимости высококачественной подготовки обученных
профессионалов по "ТЭР" в Рф. Ведь для подготовки
специалиста по ТЭР, не считая исследования теории, нужна непрерывная
двух-четырех летняя практика на производстве, конкретно
на реальных "неразрешимых отлично" производственных
и организационных задачках. Необходимо подчеркнуть, что ТЭР дает отличные
результаты обучения конкретно с производственниками; долгие пробы
обучения ТЭР в университетах закончились неудачей: у студентов нет нужной
мотивации, а университеты оторваны от реальных интересов производства.
Понятно, что Неувязка разрешима, если выполнены 5 критерий:
Она СУЩЕСТВУЕТ
О ней ЗНАЕМ
Она НАША
Желаем решать
УМЕЕМ решать

Существует
ли неувязка "необходимости увеличения эффективности"?
В Рф, как раковая опухоль, разрастается экономический кризис.
По признанию аналитиков, кризис развивается по "пессимистическому"
варианту: Наша родина совершенно точно преобразуется в сырьевой придаток развитых
государств. Средний износ оборудования превысил 70% (при допустимом
25%); фактически "вымер" творческий инженер; масса
компаний развалилась; выпускаемая продукция, обычно, неконкурентоспособна.
Актуальный уровень основной массы россиян резко снизился: по официальной
статистике 35% населения (каждый 3-ий!) нищебродничает - живет
сейчас "ниже уровня бедности"; к 2015г. планируется
"вымирание" 22млн. россиян из 144млн. (в Русскую
войну погибло 27млн.).
Если на восстановление народного хозяйства после Величавой Российскей
войны пригодилось около 5 лет, то сейчас, даже при выделении
на развитие 20% ВВП, пригодится 60-65 лет; жизнь 2-ух поколений!
Ожидаемое вступление Рф в ВТО наводнит российский рынок
дешевенькими и высококачественными ввезенными продуктами и совсем разорит
"чуть дышащие" российские неконкурентные предприятия,
а несколько позднее развалит и удачные предприятия, формально аттестованные
по интернациональному эталону ИСО-9000.
Сумрачная шуточка: - "Мы производим воспоминание величавой державы;
больше мы ничего не производим" - подтверждается фактом:
все, что делается экономикой Рф - это всего только жалкие
2% от того, что создают в США. По производительности труда
Наша родина отстает от США в 5-6 раз, по уровню заработной платы - в 15 и поболее
раз. Русский ВВП составляет от лесопромышленного комплекса
- всего 5-7 миллиардов. баксов; в Финляндии - 30 миллиардов. баксов, а
леса там рубят втрое меньше; т.е. эффективность нашего ЛПК
в восемнадцать раз ниже финского.
Итак, неувязка существует. Необходимо стремительно и неоднократно прирастить
эффективность нашей деятельности. Но как это сделать?

*) Эффективность
- это отношение потребительской полезности к затратам на ее реализацию.
*) Потребительская полезность - это все то, что представляет для потребителя
ценность, полезность, выгоду, качество - все, за что он готов
платить.
*) Предпринимательство - это практика внедрения нововведений.
*) Инновация - это нововведение, повышающие эффективность.
*) Развитие - это повышение эффективности.

Что мы
"знаем" о дилемме "увеличения эффективности"?
Понятно, что неизменное "увеличение эффективности" -
это база конкурентноспособной стратегии ведущих компаний США и других развитых
государств; что при помощи проводимого там временами реинжиниринга
компаний эффективность производства увеличивается в 10-ки раз.
Япония при помощи внедрения "Глобальной системы свойства"
стремительно вышла из послевоенного кризиса на мировой конкурентноспособный
рынок, так же неоднократно повышая эффективность промышленного
производства.
Типично, что и в США, и в Стране восходящего солнца инициатива реформ по увеличению
эффективности и ответственность за результаты всегда принадлежит
генеральному управлению компаний и правительству, а в реализации
реформ участвуют все работники компании.
Экономисты и рекламщики знают, что главные потребительские рыночные
свойства хоть какого объекта (системы) - продукта, технологии,
предприятия - меняются "во времени" по беспристрастным
закономерностям, описываемым "Логистической кривой"
(либо: "S-образной кривой", "кривой Перла",
"Фостера", "Гомперца", "сигмоидальной",
"сатурационной" и т.п.). Конкретнее: - в процессе развития
систем эти свойства всегда проходят во времени три шага,
принципно отличающихся составом коллектива, целями, структурой
и др.:
1-ый шаг: "Появление и неспешное нарастание"
2-ой шаг: "Резвый лавинообразный рост"
3-ий шаг: "Стабилизация и следующее понижение"

1-ый
шаг
В итоге сочетания "потребности" и "способности",
творческим коллективом, возглавляемым "неформальным фаворитом",
создается "функциональное ядро" и начинает совершенствоваться
простой эталон продукта, удовлетворяющий какую-то потребность
потребителя. Состав коллектива: маркетологи-исследователи; творческие
конструктора-проектировщики, изобретатели. При всем этом эффективность
продукта сначала очень низкая, а издержки на НИОКРовские работы
огромные; прибыли нет; поддержки обществом нет. Движущая сила коллектива:
интерес, тщеславие, спортивный дух, надежда на обогащение. Административное
управление коллективом мало и заключается исключительно в постановке
общей цели, обеспечении всем нужным и плановой проверке результатов.
После "доводки" продукта до промышленного производства
начинается 2-ой шаг.

2-ой
шаг
Резвое, лавинообразное развитие продукта, улучшение его черт.
Состав коллектива: активный управленческий коллектив во главе
с творческим менеджером (директором), владеющим современным менеджментом;
плюс творческий коллектив первого шага в полном составе; плюс
заинтересованный производственный коллектив, интенсивно участвующий
в развитии производства. Эффективность продукта и прибыль быстро
вырастает. Общество понимает необходимость в продукте, мобилизует
силы для подготовки подходящих кадров, сотворения критерий развития.
Структура коллектива - развивающаяся; с нормальными деловыми отношениями;
оплата - по результатам деятельности. 2-ой шаг - наилучшее время
высоко выгодной деятельности. Но через определенное время на
втором шаге возникает очень страшный (на конкурентноспособном рынке)
снаружи неприметный "ограничитель развития", именуемый
"технологическим пределом" (Р.Фостер. "Обновление
производства", Москва, "Прогресс", 1987г.), с достижением
которого начинается 3-ий шаг.

3-ий
шаг
Продукт еще выпускается массово, но прибыль равномерно начинает
понижаться без видимых обстоятельств. При всем этом все дорогостоящие меры
по совершенствованию менеджмента, отработки схем купли-продажи
и т.д., дают только краткосрочный эффект, прибыль понижается
все резвее. Творческий коллектив первого шага становится не
необходимым и самоликвидируется, а активный управленческий коллектив
с творческим менеджером равномерно заменяется другим, подобранным
не по деловым качествам, а по личной преданности новенькому руководителю:
админу - чиновнику. Организационная структура деформируется
в худшую сторону: безответственности управляющих, групповщины,
демагогии, борьбы за место, конфликтов, ереси. Сокращаются объемы
производства, теряются квалифицированные кадры. Оплата - по затратам
времени, по званиям и чинам, а не по результатам. Производственный
коллектив становится пассивным и безразличным к интересам производства.
Предприятие обречено, но администрация этого не замечает, пока
есть хотя бы маленькая прибыль.

Принципиально знать,
что:
Способности увеличения эффективности на первом шаге (стадия НИОКР)
- 75%; на втором шаге (развитие производства) - 19%; на 3-ем
шаге (стагнация производства) - всего только 6% (из их: 50% -
за счет улучшения снабжения; 10% - за счет реорганизации производства;
40%- за счет улучшения сбыта).
Для завоевания конкурентноспособного рынка вновь создаваемый продукт должен
иметь более 55-60 новых потребительских свойств по сопоставлению
с конкурентноспособными аналогами, при равной себестоимости.
Коэффициент расходов по устранению брака на первом шаге (в период
проектирования) от 1 до 10, на втором шаге (в период производства)
- 100, на 3-ем шаге (в период эксплуатации) - 1000 (т.е. расходы
по устранению брака на стадии эксплуатации изделия в тыщу раз
больше подобных расходов на стадии НИОКР).

Итак, неувязка
увеличения эффективности заключается в необходимости работы предприятия
лишь на первом и втором шаге.

"Наша"
ли неувязка "увеличения эффективности"?
За годы реформ образовалось вроде бы две Рф. 1-ая - "благополучная
Наша родина", удачно решившая свои личные вещественные задачи
и не нуждающаяся в повышении эффективности, включающая около 10%
населения, имеющая в собственных руках более 85% всех сбережений в банковской
системе и поболее 92% доходов от принадлежности. 2-ая - "Бедная
Наша родина", численностью около 130 миллионов человек, с обилием
нарастающих соц и экономических заморочек. Разумеется, что
для 90% населения Рф, оставшегося в итоге реформ без
ресурсов развития, неувязка "увеличения эффективности",
непременно, "наша"!
Главная неувязка увеличения эффективности находится в сфере сотворения
добавочной цены в индустрии, сельском хозяйстве, предпринимательской
деятельности. Как следует, неувязка "наша" для каждого
управляющего производства, не собирающегося эмигрировать из Рф.

"Желаем"
ли мы решать делему "увеличения эффективности"?
Если в 90-х годах многократные предложения поднять эффективность
индустрии при помощи ТЭР в адресок Правительства, Союза промышленников
и бизнесменов, больших промышленных компаний ("ЗИЛ"
"ЧТЗ" и др.) совсем игнорировались, то с 2000г.
положение резко поменялось. Сейчас больше компаний, в особенности
- в регионах, желают увеличивать эффективность от сознания безысходности:
ресурсов на развитие у компаний, обычно, нет, а выходить
на конкурентноспособный рынок без серьезнейшего улучшения продукции и
технологий - суицид.
Для фуррора на каждом предприятии должен быть хотя бы один спец
по ТЭР. На подготовку специалиста уходит пару лет. Нельзя
упускать время: свалятся цены на нефть - грянет жесточайший соц
кризис, будет не до развития. Необходимо начинать готовить кадры немедля.
Но: "Пока гром не грянет - мужчина не перекрестится!"
На теоретическом уровне, словестно, "желают" увеличивать эффективность
сотки управляющих производств, но реально готовят нужные
для этого кадры пока единицы.
Предприниматели малого, среднего и большого бизнеса, непременно,
"желают", т.к. база их фуррора на конкурентноспособном рынке
лежит в области деятельности ТЭР: правильном выборе потребности,
разработке конкурентоспособного продукта под эту потребность, и
разработке технологии под этот продукт, а имеющиеся в Рф
бизнес-инкубаторы и консалтинговые компании такими вопросами фактически
не занимаются.

"Умеем"
ли мы решать делему "увеличения эффективности"?
Единственный аспект правды - практический итог. По-настоящему
уверить хоть какого производственника в восхитительных способностях
ТЭР может только действенное решение "его" задачки, которую
он считал до исследования ТЭР "неразрешимой отлично".
Так как после такового "показательного" решения вся
группа на семинаре начинает заниматься особо серьезно и пристально
- этот прием нередко применяется на семинаре.
Всем понятно мировоззрение - гением необходимо родиться! На самом же деле,
работать на уровне гения может научиться каждый человек (если
он не круглый кретин). Просто этому не учат ни в школе, ни в институте.
В решении хоть какой трудности существует феномен: "Сложное неэффективное
сделать просто, а обычное действенное - трудно". А гениально
то, что просто. Многолетние пробы людей открыть "формулу
гениальности" дали итог: русский исследователь Г.С.Альтшуллер
разработал в 60-90 годах "Теорию Решения Изобретательских
Задач" ("ТРИЗ"), дающую возможность каждому человеку
отыскивать действенные изобретательские решения.
Оказывается, для удачного решения заморочек необходимо не так много:
Уметь выявлять из ситуации главную задачку; Уметь работать с функциями
и ресурсами; Знать и использовать конкретные закономерности развития
систем; Уметь выявлять и разрешать технические и физические противоречия;
Уметь биться с "инерцией мышления" На теоретической
базе ТРИЗ в "оборонке" была отработана "Разработка
Действенных Решений" (ТЭР): комбинированная методология,
приспособленная к условиям рынка. ТЭР содержит в себе исследовательский
маркетинг, методику анализа ситуации, методику резвого нахождения
и оценки ответов; методику внедрения систем. В итоге внедрения
ТЭР выходит действенное просто внедряемое решение либо конкурентоспособный
продукт. Для фуррора на рынке необходимо "УМЕТЬ" использовать
ТЭР.
Какие главные препядствия стоят перед российскей индустрией?
Отсутствие средств на развитие производства; Очень большой процент
износа оборудования; Отсутствие рынков сбыта; Высочайшая себестоимость
продукции; Неконкурентоспособность продукции по характеристикам и свойствам;
Нередкие аварии, поломки, неплановые простои; Грубые нарушения техники
безопасности; Экологические препядствия; Разворовывание, разукомплектация
оборудования; Отсутствие стратегии развития производства; Отсутствие
навыка "самостоятельного выживания", пассивное ожидание
заказов и инвестиций; Неумение создавать конкурентоспособные продукты;
Отсутствие малой механизации, высочайший процент ручного труда; Формализм
в подготовке к аттестации по интернациональному эталону "ИСО-9000";
Нерациональность имеющихся организационных структур; Отсутствие
подабающего внимания к переподготовке кадров; Трудности управляющих
с делегированием возможностей; Отсутствие компетентной команды управления;
Отсутствие творческого проектно-конструкторского кадрового состава;
Отсутствие маркетологов-исследователей и организации массового
исследовательского маркетинга; Отсутствие менеджеров по бизенес-процессам;
Отсутствие творческого фаворита в новых конструкторских разработках;
Творческая пассивность, безынициативность коллектива; Отсутствие
НИОКРовских разработок из-за развала НИИ; Неэффективное решение
организационных задач, и т.д. и т.п.
Общим для всех компаний является оправдание вышеперечисленных
недочетов отсутствием средств развития; нахождение практически всех
компаний на "3-ем шаге развития"; отсутствие
стратегии развития.
Никакая реклама не повысит прибыль, если нет конкурентоспособного
продукта. Основой стратегии развития среднего и большого промышленного
предприятия является создание на предприятии творческого коллектива
конструкторов-проектировщиков вместе с маркетологами-исследователями.
Делая упор на сделанные творческие кадры, можно создавать творческие
проектные бюро, группы исследовательского маркетинга, учить
менеджеров по бизнес-процессам. Обученные ТЭР спецы действенно
работают в "группе управления" при директоре. Практикуется
так же создание "Микро-НИИ" на производстве Это позволяет
сделать на предприятии отдельную "первоэтапную" группу
по разработке новейшей продукции и технологии; и потом перевести
предприятия на высокоприбыльный "2-ой шаг" развития
производства, без всякой "реструктуризации". К огорчению,
практически все предприятия, на которых последние два года проводились
семинары ТЭР, работали на 3-ем, стагнирующем, шаге развития.

Главной целью проведения семинаров ТЭР является создание на производстве
ядра творческого коллектива. Это главное, что умеет делать ИПИ.
Обычно профессиональных конструкторов, проектировщиков, рекламщиков
отыскивают на стороне ("Нет пророка в собственном отечестве"). Совершенно
было бы наличие на каждом производстве 1-го "специалиста
по ТЭР", который организовывал бы обучение персонала, решал
бы особо трудные задачки; являлся неизменным консультантом по вопросам
"увеличения эффективности".
ТЭР удачно внедряется там, где управляющий уделяет суровое
внимание развитию производства и переподготовке коллектива. На
Тамбовском комбинате "Пигмент" (директор Утробин Н.П.)
после 6 семинаров была сотворена успешная организационная структура,
очень использующая способности ТЭР - пример для способности
копирования. Обучение ТЭР в регионах может организовываться Торгово-промышленными
палатами; учебно-деловыми центрами; конкретно предприятиями
по заявке в ИПИ.
В особенности презентабельна ТЭР для малого бизнеса. Предприниматели,
работая в критериях завышенного риска и недостающих ресурсов,
после семинаров увеличивают доходы практически без дополнительных издержек.
К примеру, обладатель 10-ка авто моек вытерпел убытки: летом,
в жару, вода в накопительных резервуарах "зацветала",
становилась негожей для мытья. Тянуть водопровод либо возить свежайшую
воду в автоцистернах - затратно. На семинаре отыскали ряд "бесплатных"
решений, из которых одномоментно было внедрено последующее: "На
дно резервуара с водой кинуть шланг, по которому идет сжатый
воздух (компрессор имеется). Пузырьки воздуха, поднимаясь, перемешивают
воду и окисляют микробов". Ответ эффективнее "проектных"
решений в сотки раз.
Еще: изготовка государственного корейского блюда: квадратной соломки
из моркови обходилось бизнесменам очень недешево. Соломку издавна
порезали вручную, повдоль слоев. По ТЭР был выдумано и сделано
максимально обычное устройство, заменяющее ручной труд. Себестоимость
"соломки" снизилась в 10-ки раз.
Еще: изготовка "воздушной кукурузы" либо "пшеницы"
очень доходно, но просит дорогого ввезенного оборудования с
"ноу-хау". Прямо на семинаре был разработан одним слушателем
простой узел, снимающий необходимость в "ноу-хау",
а другой слушатель, директор завода, взялся выполнить заказ на
российскее оборудование.
Средние и большие предприятия имеют, очевидно, более масштабную
выгоду от внедрения ТЭР. К примеру, анализ задачки с поломками
массивных насосов привел к причинам: "не работают очистные сооружения,
в стоках - грязь". В свою очередь, анализ работы очистных
сооружений привел к стршным выводам: они находятся на грани катастрофы!
Проект ремонта сооружений оценивался в 30-90 млн. рублей и добивался
1-го года работ, но его реализация годами откладывалась - "нет
средств"! В течение 5 дней семинара было найдено доступное
и быстровнедряемое решение: ремонт можно провести за две недели,
и затратить около 100 тыс. рублей.
Либо: необходимы средства на строительство нового склада горючих материалов,
т.к. баки старенького забиты грязюкой, а выкачать грязь (соблюдая жесткие
правила пожарной безопасности) спецами числилось неосуществимым.
Оказалось - можно! По ТЭР была найдена цепочка решений, которая
в комплексе отдала возможность откачать грязь без нарушения правил.
Из их одно было так феноминальное, что ошарашило всех
слушателей семинара: "для того, чтоб выкачать грязь - необходимо
сначала закачать дополнительную грязь в баки".
Нередко отсутствием средств оправдывают нарушения техники безопасности.
В одном цехе показалось очевидным: баллоны со сжатым газом под давлением
150 атм. подогреваются жарким источником тепла. Но ведь это может
привести к взрыву баллонов, это наигрубейшее нарушение правил котлонадзора!
Меня "успокоили": за 10 лет еще не было ни 1-го
взрыва, а с инспектором котлонадзора "можно условиться".
Оказалось: 6 баллонов обеспечивают подходящую производительность,
но при всем этом обмерзают. Чтоб не обмерзали - необходимо от каждого баллона
брать газа гораздо меньше - но тогда необходимо иметь не 6, а шестьдесят
баллонов - а это недешево. Анализ этой задачки по ТЭР показал, что
леденеет место расширения газа, т.е. редуктор, который привинчивается
к баллону. Решение - при помощи высоконапорного шланга редуктора
убрать далековато от баллонов; греть только редуктора; внедрено через
час.
Примеров решений накопилось сотки, можно сделать некие выводы.
Стратегия предпринимательства нынешнего денька в индустрии
- это совсем не "стратегия развития", а "латание
дыр", "выживание хоть какой ценой". Практически все задачки,
решаемые по ТЭР за два года - это "затыкание прорех".
ТЭР с этим удачно совладевает, но:
ТЭР вначале создана для сотворения конкурентоспособных
товаров, для анализа потребностей, для сотворения подходящих технологий
- с мало вероятными затратами. ТЭР апробирована в "оборонке",
ее цель - вывод компаний на конкурентноспособный рынок. А для этого
необходимо готовить надлежащие кадры. ТЭР дает возможность добиваться
фуррора своими силами.
ИПИ продолжает опыт.

Добавить комментарий

Эффективное решение производственных проблем и задач

Логистика:

МП на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление МП на этом шаге имеет свою специфику и именуется производственной логистикой. Целью производственной логистики является понижение издержек и увеличение

Гост р исо 6385-2007 «эргономика. применение эргономических принципов при проектировании производственных систем»

Реальный эталон устанавливает основополагающие руководящие указания по проектированию производственных систем на базе базовых принципов эргономичности и определяет надлежащие главные определения. Эталон обрисовывает встроенный подход к проектированию производственных

Прикладная математика. методические советы к решению курсовой работы в онлайн режиме

1.Линейная производственная задачка Сконструировать линейную производственную задачку и составить ее математическую модель, взяв начальные данные из приложения 1, где технологическая матрица А издержек разных ресурсов на единицу каждой продукции, вектор объемов

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.